Юрий Визбор и сливы двадцать лет спустя

Есть у Юрий Визбора две песни, родственные названием, настроением, с одним общим главным героем: «Вставайте, граф» и «Вставайте, граф, 20 лет спустя, или Люси».

https://youtu.be/ONQFqSVhld8

https://www.youtube.com/watch?v=YXTVf6ujtL0

f4961

Но кроме этих очевидных параллелей, есть в обеих песнях еще одна связывающая их ниточка, материальный след их родства. Не знаю, обращали ли вы на эту мелочь внимания? А я давно заметил. Помните, в первой песне есть такая деталь: еще не нашедший себя и свою любовь герой, который «хочет быть счастливым», оглядывается вокруг и видит:

А продают на перекрестках сливы,
И обтекает постовых народ.

Теперь вспомним вторую песню, написанную 20 лет спустя. И в ней герою не очень везет в жизни и в любви, и здесь он еще в поисках. Утром, после безумной ночи, остались

И блюдце с горою вечерних окурков,
Стакан с недопитым вином,
И ночи прожитой облезлая шкурка,
И микрорайон за окном.

Ну, и что? — спросите вы. Какая связь с первой песней? Не спешите. Что сделал герой, поздно проснувшись?

Потом он печально и неторопливо
Убрал все ночные следы
И даже отмыл след раздавленной сливы
Стаканом горячей воды.

Вот! Отмыл след раздавленной сливы! Той самой, которую продавали на перекрестках в первой песне. Из множества фруктов, поэт выбрал именно сливу и в первой песне, и, через 20 лет, во второй. В первой — купил, во второй — раздавил, а потом вымыл след. Ведь могли в первой продавать яблоки или арбузы, а во второй раздавить абрикос, например. Но нет, Визбор и в первой, и во второй песне настойчиво говорит о сливах. Не зря же!

Вот из таких мелочей и строится единство поэтических образов. Незаконченное действие в первом случае нашло завершение во втором.

PS. Не относитесь к этой шутке серьезно, но помните, что в каждой шутке есть только доля шутки.

6 комментариев для “Юрий Визбор и сливы двадцать лет спустя

  1. 70-е годы мне запомнились, а я тогда жил в Киеве, повторяющимися монополиями каких-либо продуктов в магазинах и в торговых палатках. Они повторялись обычно осенью несколько лет подряд. Я запомнил финики и сок манго. Еще была черешня в мае. Помню в ноябре 1973 куда только не добавляли мы этот сок манго, чуть ли не в пиво. «А продают на перекрестках сливы» — наверное Юрий Визбор не один раз попал на «эпидемию» слив. Если бы я был бардом в 70-е я бы пару раз зациклился на соке манго.

    1. наверное Юрий Визбор не один раз попал на «эпидемию» слив.

      Если бы сливы были в одной песне, то сомнений не было бы. Но тут сливы появляются в текстах, написанных с интервалом в 20 лет. Тут сложно отнести все на счет продолжающейся «эпидемии слив».

    1. Хороша шутка, всё утро пытаюсь разобраться.
      Добрёл до 10-томника Ю.В.; не знал о 10-томах, да и многие ли любители бардовской песни знают об этих 10-ти?
      Однако, не за то боролись, а ЗА Юрия Визбора.
      * * * * * *
      Вставайте, граф, рассвет уже полощется,
      Из-за озерной выглянув воды,
      И, кстати, та, вчерашняя молочница,
      Уже поднялась, полная беды.
      Она была робка и молчалива,
      Но, ваша честь, от вас не утаю:
      Вы несомненно сделали счастливой
      Ее саму и всю ее семью.

      Вставайте, граф, уже друзья с мультуками
      Коней седлают около крыльца.
      Уж горожане радостными звуками,
      Готовы в вас приветствовать отца.
      Не хмурьте лоб, коль было согрешенье,
      То будет время обо всем забыть,
      Вставайте, мир ждет вашего решения:
      Быть иль не быть, любить иль не любить.

      И граф встает, ладонью бьет будильник,
      Берет гантели, смотрит на дома
      И безнадежно лезет в холодильник,
      А там зима, пустынная зима.
      Он выйдет в город, вспомнит вечер давешний,
      Где был, что ел, кто доставал питье.
      У перекрестка встретит он товарища,
      У остановки подождет ее.

      Она придет и глянет мимоходом,
      Что было ночью, будто трын-трава:
      — Привет!
      — Привет! Хорошая погода.
      Тебе в метро, а мне ведь на травмай.
      А продают на перекрестке сливы,
      И обтекает постовых народ.
      Шагает граф, он хочет быть счастливым,
      И он не хочет, чтоб наоборот.
      :::::::::::::::::::::::::::::::
      Дальше — поразительное продолжение, без зазора, как будто 1-ая строфа написана сразу же, после 61-го, а не в 81-ом.
      _________________
      Люси или Вставайте, граф 20 лет спустя

      Потом он печально и неторопливо
      Убрал все ночные следы
      И даже отмыл след раздавленной сливы
      Стаканом горячей воды.
      Потом, в довершение к общим печалям,
      Он вспомнил жену невзначай.
      Потом позвонили и в трубке молчали,
      Но он-то ведь знал, кто молчал.

      Итак, моя дорогая Люси,
      Шанс на любовь свою не упусти.
      Жить только болью, только любовью!
      Все остальное — такси.
      За два рубля, дорогая Люси.

      Потом он прошелся на фоне заката
      И в парке попал в темноту,
      Где молча держали за тальи солдаты
      Больших учениц ПэТэУ,
      Где в пасти эстрады туркмен в тюбетейке
      На скрипке играл Дебюсси,
      Где мы целовались с тобой на скамейке,
      О, моя дорогая Люси.

      Он глянул на нас, пробираясь на ощупь
      В лесу своей темной тоски,
      Подумал про нас, что счастливыми, в общем,
      Бывают одни дураки.
      Причислив себя неожиданно к умным,
      Он тут же подумал: «Осел!» —
      Поскольку еще сохранился в нем юмор,
      А значит, пропало не все.

      Итак, моя дорогая Люси,
      Шанс на любовь свою не упусти.
      Жить только болью, только любовью!
      Все остальное — такси.
      За два пятьдесят, дорогая Люси…

      Он твердо решил, что начнет в понедельник
      Свою настоящую жизнь:
      Зарядка, работа, презрение к деньгам,
      Отсутствие всяческой лжи.
      Но он-то пока пребывал в воскресенье
      И чувствовал влажной спиной:
      Эпоха непрухи, звезда невезенья
      Работают и в выходной.

      Итак, моя дорогая Люси,
      Шанс на любовь свою не упусти.
      Жить только болью, только любовью!
      Все остальное — такси.
      За просто так, дорогая Люси.
      1981
      :::::классический сюжет любовь-торговля-любовь::::
      Потом он печально и неторопливо
      Убрал все ночные следы
      И даже отмыл след раздавленной сливы
      Стаканом горячей воды

      1. «Все остальное — такси.
      За два рубля, дорогая Люси.»
      2. «Все остальное — такси.
      За два пятьдесят, дорогая Люси.»
      3. «Все остальное — такси.
      . . За просто так, дорогая Люси.»
      :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Об этом, Евгений Михайлович, в комментарии не написать,
      м.б.,когда-нибудь в Блогах. Спасибо за «сливы», буду
      перечитывать стихи и слушать песни Гроссмейстера.
      PS. во время поисков 2-й сливы, обнаружил музыкальную группу ГРОССМЕЙСТЕР, исполняющую «Люси» на музыку К.Роджерса, текст Ю.В.
      http://umorina.info/track/ГРОССМЕЙСТЕР

    2. Ниточка, связывающая сливы из последней строфы первой песни со сливами из первой строфы второй песни , — трагедия. Какие-то сливы, проданные (вначале) на перекрёстке, были раздавлены. »
      Потом он печально и неторопливо
      Убрал все ночные следы (следы, известные только ему)
      И даже отмыл след раздавленной сливы
      Стаканом горячей воды. — хотел забыть,
      и — побыстрее ( поэтому — горячей водой). Как-то так.

Добавить комментарий