Литература респонсов в период ришоним

К концу периода гаонов (VI-XI века н.э.) географическое пребывание духовного руководства еврейским миром претерпело изменения. Новые еврейские центры в Ашкеназе и Испании ослабили взаимодействие общин с вавилонскими иешивами. Возникли и менее значительные духовные центры в Италии, Северной Африке, Провансе. Умножение числа духовных центров стимулировало развитие раввинистического творчества, в том числе литературы респонсов.  Формирование новых общин и их институтов, экономическая жизнь и торговля второй половины Средневековья, притеснения евреев – все это порождало вопросы к законоучителям различных центров. В ответах законоучителей затрагивались проблемы, относящиеся ко всем областям еврейской жизни. Эти ответы стали их вкладом в развитие Галахи.

Рассмотрим наиболее важные изменения периода ришоним  (XI- середина XVI века н.э.), повлиявшие на существо запросов общин и ответов ришоним:

— в эпоху ришоним ни один из духовных еврейских центров не мог установить законы для всех; галахические решения касались только той общины, от которой исходил запрос;

— в ответах ришоним отсутствовала категоричность выражений и суждений; для них были характерны фразы типа: «по моему скромному разумению, «Господь спасет нас от ошибки» и т.п.;

— ответы ришоним становились со временем более пространными и подробными; ришоним перестали ограничиваться талмудическими источниками, они стали использовать труды гаонов и законоучителей предыдущих поколений; так как спрашивавшие часто сами являлись законоучителями, то составителю ответов приходилось убеждать их в правильности своего мнения, раскрывая «творческую лабораторию» своего вывода;

— в период ришоним спрашивавшие сосредотачивались главным образом на законодательной, юридической и галахической проблематике в ущерб религиозной и талмудической составляющей, так как в последних областях появились специальные труды – книги по философии, толкования Торы и Талмуда, дававшие квалифицированные ответы;

— для периода ришоним была характерна переписка между еврейскими духовными центрами с целью разделения ответственности за принятые решения, подкрепления и отстаивания их.

Запросы, как правило исходили от местных законоучителей, испытывавших трудности при решении той или иной проблемы. Если речь шла о «разрешенном» или «запрещенном», то галахисты отвечали на вопросы, направленные им и «простыми» людьми.