Рамбам (Маймонид). Тема 14. Систематизация галахи и классификация заповедей

Оригинальность Рамбама в его подходе к систематизации галахического материала «Мишне Тора» невозможно переоценить. Причины, заставившие Рамбама заново взглянуть на распределение материала, он раскрывает в предисловии к «Сефер а-мицвот»: «Чтобы было сообразно разуму и удобно для изучения, мне следует построить книгу таким образом, чтобы место трактатов Талмуда в ней заняли части, трактующие общие галахические темы, которые подобно Мишне, делились бы на главы и далее на конкретные галахические предписания». Рамбам отбрасывает возможность следовать традиционной классификации по Мишне, несмотря на свою высокую оценку МИшны и его составителя. Система, предложенная Рамбамом, основывается на принципиально новом распределении материала по его идейно-содержательным признакам. Собрав заново весь галахический материал, Рамбам превратил его в единую законченную систему, о чем он сам написал в «Маамар тхиот а-метим» (1191) и затем повторил в послании р. Йенотану из Лунеля (1193): «Я собрал воедино вещи, рассеянные и разбросанные по разным местам».

Подход Рамбама является совершенно оригинальным, у него нет предшественников, но нет, увы, и последователей. Отдельные пробы были, но мы ни разу не видели попытки переработать весь галахический материал, ввести всеобъемлющую тематическую классификацию в соответствии с четкими принципами. Рабби Менахем ха-Меири, сам являвшийся крупнейшим реформатором, вспомним его решительное заявление о том, что христиане не являются идолопоклонниками, был восхищен оригинальным подходом Рамбама: «До него не было написано ни одного такого сочинения, которое упорядочило бы все предметы Талмуда, так, что все стоит на своем месте в законченном и совершенном порядке; после него не будет создано ничего подобного». Анализ конкретного распределения материала по всем 14 книгам не входит в нашу задачу, отметим по возможности лишь новаторские подходы автора:

— разъяснены законы раскаяния, которые до Рамбама были рассеяны и не разъяснены;

— в книгу заповедей Рамбам включил законы обрезания, результаты которого сопровождают человека всю жизнь;

— приведены законы  освящения месяца, которые закладывают основу для установления еврейского календаря;

— в книги «Сефер нашим» и «Сефер авода» включен ряд законов, во времена Рамбама не имевших практического применения из-за рассеяния евреев и разрушения Храма;

— законы святости объединены аспектом воздержания и отделения;

— введены законы, касающиеся милости и пожертвований;

—  законы «чистоты», разбросанные раньше по различным источникам, собраны вместе;

— в книге «Сефер шофтим» подчеркивается особое значение мессианской эпохи для интеллектуального совершенствования.

Новаторский подход Рамбама к систематизации галахического материала не мог быть принят на «ура» всеми еврейскими авторитетами, однако этим подходом, в частности, был предопределен общий успех труда Рамбама.

В «Море невухим» Рамбам все заповеди разбил на 14 классов, исходя, главным образом, из их назначения:

I класс – заповеди, содержащие основы мировоззрения;

II класс – заповеди, связанные с запретом идолопоклонства;

III класс – заповеди, направленные на достижение нравственного совершенства;

IV класс – заповеди, связанные с милостыней, оказанием материальной помощи в виде ссуды или подарка и смежные вопросы;

V класс – заповеди, связанные с устранением несправедливости;

VI класс – заповеди, связанные с наказанием;

VII класс – заповеди, относящиеся к имущественным отношениям людей;

VIII класс – заповеди, касающиеся нерабочих дней – субботы и праздники;

IX класс – виды служения, не оговоренные в предыдущих классах (молитвы, «Шма», …);

X класс – заповеди, связанные с Храмом, его утварью, его служителями;

XI класс – заповеди, связанные с жертвоприношениями;

XII класс – заповеди, связанные с ритуальной чистотой и скверной;

XIII класс – заповеди, касающиеся запретов видов еды и др.;

XIV класс – заповеди, связанные с запретными половыми отношениями.

Можно указать на определенного вида соответствия классов заповедей  книгам «Мишне Тора, например:

— IV класс – книге «Сефер зраим»;

— V класс — книге «Сефер незиким»;

— VI класс – книге «Сефер шофтим»;

— VII класс – книгам «Сефер киньян» и «Сефер мишпатим»;

— VIII класс — книге «Сефер зманим»;

— IX класс — книге «Сефер аава»;

— X класс — книге «Сефер авода»;

— XI класс — книгам «Сефер авода» и «Сефер корбанот»;

— XIV класс — книге «Сефер нашим».

Классификация «Мишне Тора» строилась в соответствии с тематикой: «Я решил сгруппировать воедино разные законы по темам», а в «Море невухим» систематизация заповедей была осуществлена в соответствии с философским критерием – целью, для которой эти заповеди служат. Отсюда – неизбежное определенное несоответствие двух систем.  Ведь разные законы могут быть направлены для одной цели, а цели некоторых заповедей одной галахической темы могут отличаться. «Оруженосцы» рекомендуют не искать в различных классификациях двух книг скрытого смысла , не раскрываемого Рамбамом намеренно, а различия этих книг отнести к их различным подходам и различной литературной направленности: «Мишне Тора» — галахическое произведение, а «Море невухим» распределяет заповеди в соответствии в соответствии с философским критерием целей заповедей, направленных на обретение правильных воззрений, или на улучшение общественного устройства, или на достижение нравственного совершенства.

Вместе с тем нельзя исключить и влияние на Рамбама критики современных ему еврейских комментаторов, несмотря на всю уверенность Рамбама в своей правоте и его нежелание вступать в дискуссии. Рамбам мог также осознать нереализуемость своего замысла в чистом виде. Он мог также увидеть, что чрезмерная логическая строгость и законченность структуры могли идти в ущерб доступности и и практической пользе. Можно предположить и определенное развитие взглядов на предмет. То, что могло ему нравиться в 1176 году, уже не могло его устроить в 1190, как, к примеру, позднему Льву Толстому не нравились его собственные ранние произведения. Мы же, сегодняшние читатели Рамбама, можем использовать ту или иную его классификацию в зависимости от назначения и целей, как, например, физики могут использовать законы Ньютона или Эйнштейна в зависимости от стоящей перед ними задачи.