Как Папа одержал победу над израильско-палестинским конфликтом. Перевод Игоря Файвушовича

Как Папа одержал победу над израильско-палестинским конфликтом. Перевод Игоря Файвушовича

https://mail.google.com/mail/u/0/?tab=wm#inbox/1464850f7e89caba

Неортодоксальная идеология Франциска спасла его от ловушек, в которые попали другие мировые лидеры и помогла ему одержать победу для католической церкви

Хавив-Реттиг Гур

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Pope Francis walks to the top of the stairs leading to his plane as he leaves Rome for the Middle East on Saturday, May 24, 2014. (photo credit: Filippo Monteforte/AFP)

Папа Франциск поднимается в субботу, 24 мая 2014 г. по трапу самолёта, когда он покидает Рим, начиная свой визит на Ближний Восток (Фото: Filippo Monteforte / AFP)

Несколько дней назад завершился странный, равнодушный визит Папы Франциска в Святую землю. Риторика и образность этого визита были оценены и переоценены со всех мыслимых точек зрения, и образовалось нечто близкое к консенсусу: Папа не совершил ни одной ошибки.

Пожалуй, трудно передать масштаб этого достижения, но должна быть предпринята попытка сделать это, потому что такой итог говорит много и об израильско-палестинском конфликте, и о Папе.

Святой Престол не обладает жёсткой властью. Папа не может обложить налогом или арестовать приблизительно 1,2 миллиарда приверженцев католической церкви. Его влияние на них является добровольным, движимым мощными образами и толкованиями искупления и принадлежности. Кроме того, важно то, что Папа является символом, представителем высшей реальности, и все его заявления и действия сознательно проводятся в рамках его символической роли.

Поэтому, когда Палестинская администрация привела Папу к бетонному забору безопасности в Иудее и Самарии, он едва ли был смущён намерениями его хозяев. Они хотели создать некий символ, и он, мастер символизма, им охотно в этом потакал.

(Для тех, кто настаивает, как это сделала бывший юрисконсульт ООП Диана Бутту в недавнем диспуте с автором этой статьи в прямом эфире «Huffington Post», что эта поездка к забору безопасности была незапланированной, и он просто оказался на пути маршрута Франциска в районе Вифлеема, графики пресс-релиза Палестинской автономии показывают, что у маршрута ПА не было другой цели, кроме создания этого образа).

Pope Francis prays at the Western Wall, Judaism's holiest site, in Jerusalem's Old City on May 26, 2014. (photo credit: AFP/Thomas Coex)

 Папа Франциск молится 26 мая 2014 г. у Стены плача, самого священного места иудаизма, в Старом городе Иерусалима (Фото: AFP / Thomas Coex)

Визит Папы Римского, а также повторное упоминание о «государстве Палестина» в ватиканских пресс-релизах и в собственных речах понтифика, были быстро отображены в Twitter с предсказуемыми аплодисментами и рукопожатиями. Тем не менее, в то время как палестинцы утверждали, что Папа их поддерживает, один палестинский чиновник заявил прессе, что визит к разделительной стене был предусмотрен, потому что израильский маршрут передвижения Папы впервые включал в себя явное признание Ватиканом справедливости сионизма, в виде первого визита Папы к могиле основателя сионизма Теодора Герцля, чего раньше не делали ни один Папа, и ни один палестинский лидер.

И в результате визита к этому забору, Папа был приглашён Израилем посетить национальный мемориал жертв террора вместе с израильскими лидерами, при этом было упомянуто, что более 1000 израильтян были убиты палестинскими террористами-самоубийцами, и правительство решило построить заборы и стены между израильтянами и палестинцами.

На этот раз Папа тоже молча согласился даже выступить в прямом эфире израильского национального канала теленовостей с кратким, но резким осуждением терроризма.

К моменту, когда он в прошлый вторник покинул регион, Папа Франциск вынес из своего визита готовность принять версии обеих сторон. В отличие от предыдущих Пап или других старших священников Ватикана, Франциск ни разу не отклонился или увильнул от прямого ответа. Он без колебаний подтвердил веру в то, что палестинцы травмируются оккупацией и заслуживают давно отказываемой им национальной свободы, и одновременно заявил, что евреи Израиля являются жертвами беспорядочного насилия, которые также заслуживают того, чтобы жить как свободный народ на своей земле.

 Miserando atque eligendo Miserando atque eligendo (с латыни: «Выбирая, будь милосердным». девиз Папы Франциска. Девиз проповеди Папы происходит от Санкт Беды, комментирующего притчу в Евангелии от Матфея -Википедия)

Десятки тысяч статей, если не больше, были написаны о новой идеологии, которую Папа Франциск привнёс в папство. В то время как он не пошёл на компромисс по любому аспекту догмы или этики он, будучи непримиримым с контрацепцией, гомосексуализмом и абортами, как и два его предшественника, известные своей консервативностью, придал своей должности новый «стиль» и новую риторику.

В июле прошлого года, Франциск дал примечательное интервью журналистам на борту самолёта во время своего перелёта из Бразилии в Рим.

В нём он разграничил предполагаемое гомосексуальное «лобби» в Ватикане, а активисты пытаются настаивать на изменении доктрины по этому вопросу, и индивидуальный гомосексуализм. «Когда я встречаю гея, я должен различать его личный гомосексуализм и гомосексуалиста как часть лобби. Если они принимают Господа и имеют добрую волю, кто я, чтобы судить их? Они не должны быть изолированы. Эта [гомосексуальная] тенденция не проблема … они наши братья».

A handout picture released by the Vatican press office shows Pope Francis, looking at a memorial alongside Israeli President Shimon Peres, left, and Israeli Prime Minister Benjamin Netanyahu, second left, at Mount Herzl in Jerusalem on May 26, 2014. (photo credit: AFP/ OSSERVATORE ROMANO)

 Фото, выпущенное пресс-службой Ватикана, показывает Папу Франциска, рассматривающего 26 мая 2014 г. Мемориал на горе Герцля в Иерусалиме вместе с президентом Израиля Шимоном Пересом, слева, и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу, второй слева (Фото AFP / Osservatore Romano)

Он отмежевался от бесчеловечных механизмов проблемных мировых финансовых систем, призвал к новой, экспансивной «теологии женщин», чтобы заменить современные дебаты в Церкви о роли, которую можно возложить на женщин, и привнёс новые стандарты и ожидания скромной и смиренной жизни в позолоченной пышности просторнейшего дворца, то есть сам Ватикан перемещается из папской резиденции в более скромную гостиницу.

Он даже предположил, что атеисты являются собратьями верующих, и, как спасены Иисусом Христом как самые ярые католики.

Эти заявления и действия вызвали бурные споры в католичестве. Консервативные католики мучились над такими вопросами, как: «получили ли атеисты лишь потенциальное «искупление», как все люди, принёсшие в жертву Христа, или же Папа предполагает, что они на самом деле «спасены», несмотря на отрицание Христа?»

Некатолики также начали выступать. Американский прогейский журнал «The Advocate» назвал Франциска их «Человеком года» на том основании, что его признание геев как человеческих существ является наиболее важной вещью, случившейся с геями в прошлом году. «Папа Франциск — это лидер 1200000000 католиков во всём мире», отметил этот журнал. «Во всём мире католиков в три раза больше, чем граждан в Соединённых Штатах. Нравится нам это или нет, но то, что он говорит, показывает разницу».

Таким образом, человек, который громогласно выступил против введения однополых браков в его родной Аргентине, стал героем гей-сообщества в Соединённых Штатах, просто заявив, что к геям следует относиться как к людям.

Во всех этих заявлениях существует связующая нить, идеология и стратегия евангелизма («Благовестие» это проповедь христианского Евангелия или практика передачи информации о конкретном наборе убеждений другим с намерением преобразования – Википедия) и обновление для церкви, которые Франциск сделал центральным элементом своего папства. В официальном девизе его понтификата подводится итог, который он перенёс с поста своего архиепископства в Буэнос-Айресе: «Miserando atque eligendo», латинская цитата английского монаха Беда седьмого века, означающая, грубо говоря: «Выбирая, будь милосердным».

Эта цитата является частью проповеди монаха Беда из Евангелия от Матфея, которая описывает, как Иисус призвал Матфея, грешного, ненавистного сборщика налогов, стать апостолом. Именно благодаря своей милости, или, иначе говоря, его состраданию и смирению, Иисус смог призвать такого грешника стать «избранным», последователем и эмиссаром Бога. Действительно, как сам Иисус отмечает в соответствующем отрывке в Евангелии от Матфея 9, этот апостол был выбран именно потому, что он был грешником. – «Они – не те, кому действительно нужен врач, он необходим больным», – объясняет Иисус своему духовенству в этом отрывке.

Pope Francis seen with President Shimon Peres at a ceremony held at the president's residence in Jerusalem on May 26, 2014. (photo credit: Yonatan Sindel/FLASH90)

 Папа Франциск рядом с президентом Шимоном Пересом на церемонии, состоявшейся 26 мая 2014 г. в резиденции президента в (Фото: Yonatan Sindel/FLASH90)

Это, короче говоря, обращение Франциска, как к миру в целом, так и к очень богатой, охватывающей весь земной шар, церкви, которую он теперь курирует. В самом деле, этот месседж представляет собой в значительной степени его личность как пастора. Собственное духовное преображение Франциска, как он говорил много раз, произошло тогда, когда в 17-лет он сам впервые ощутил неодолимую тягу к вере и богослужению. Это был 1953 год. День 21 сентября, праздник святого Матфея.

– «Церковная миссия искупления грехов человечества, евангелизации и подъёма, не может проводиться через политическую ангажированность или богословские споры», – сказал Франциск. – «Она должна проповедовать так, как это делал Иисус, видя прошлую рознь и греховность, с которой люди взаимодействуют с миром, переживая страдания и разрушения на основе своего человеческого опыта».

Для Франциска, сущность нынешнего кризиса церкви заключается в секуляризации Запада, и в столкновении с конфликтами и оппозицией в мусульманском мире и в других местах, в этом проявляется его отказ от этого первоначального христианского импульса. Как он выразился, – «пастырское богослужение Церкви не может быть одержимо передачей бессвязного множества учений, которые будут настойчиво применяться … Мы должны найти новый баланс; в противном случае, даже моральное здание церкви, вероятно, рухнет, как карточный домик, потеряв свежесть и аромат Евангелия».

В ответ на усилия палестинцев и израильтян, убедить его узаконить и возвеличить свои видения конфликта, его ответ был прост: он не отказался ни от чего. Он признал каждый символ, постоял у каждой стены, забора и мемориала, признал и как страдания палестинцев, так и израильских жертв палестинского насилия, а также признал сионизм и Государство Палестину. При этом, поступая так, он не был «пешкой». Он просто, но решительно отказался играть в израильско-палестинской игре.

Смирение, учил Франциск, является необходимым условием для выращивания церковной паствы. Смирение, особенно в условиях конфликта, является единственным способом для церкви, чтобы предложить рекомендации тем, кто страдает от войны или лишений. И только через смирение, считает Франциск, раскритикованная католическая церковь вновь стать моральным маяком в мировых делах.

Таким образом, атеисты также искуплены Иисусом Христом – не потому, что Папа отказался требовать веру в качестве предварительного условия для спасения, а потому, что только говоря с ненасытным внутренним человеческим нутром атеиста, церковь способна говорить с ним вообще. Гомосексуалистов, «если они принимают Господа и имеют добрую волю», нельзя судить как плохих, даже Папе, так как их греховность есть лишь безумие, стоящее между их внутренней человечностью и церковным обещанием спасения.

Логово льва

Может быть, странно звучит, что Папа – епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник святого Петра, Верховный Понтифик Вселенской Церкви, Патриарх Запада, раб рабов Божьих, среди лиц с прочими титулами – кажется неудобным для чрезмерной церемонии. Но для многих, кто наблюдал понтифика на этой неделе близко на встречах с ним в Иерусалиме, он произвёл весьма определённое впечатление.

Кульминацией визита Папы Франциска, с точки зрения Израиля, стала встреча духовного лидера более чем миллиарда католиков и номинального главы единственного еврейского государства в мире, президента Шимона Переса.

Но Франциск, казалось, не разделял энтузиазма израильтян из-за этого символического события. Имея мягкое, усталое выражение лица, 77-летний понтифик двигался медленно – медленнее, чем девяностолетний Перес, когда они шли – вниз, по красным коврам и коридорам резиденции президента. В то время как Перес трогательно говорил о бессмертной природе мечтаний, Франциск выступил с бюрократическим меморандумом в речи, которая, казалось, в первую очередь сосредоточивается на статусе религиозных мест.

Pope Francis prays against the security barrier at Bethlehem, May 25, 2014 (photo credit: Nour Shamaly/Flash90)

 Папа Франциск молится у стены безопасности в Вифлееме, 25 мая 2014 г. (Фото: Нур Shamaly/Flash90)

Однако ощутимая нехватка его энтузиазма для церемониальных требований визита была тем более заметна, что он был настроен против немногих моментов пылкого энтузиазма. Когда на травянистом дворе резиденции, 120 еврейских, христианских и мусульманских детей, одетых в струящиеся белые одежды, спели многоязычное попурри с рефреном «Аллилуйя», на губах Его Святейшества, наконец, просияла улыбка. Каждый контакт с детьми – рукопожатие, хореографический номер на сцене, когда понтифик видел нескольких детей, вызывали тёплую улыбку.

Он выдержал паузу в течение долгого, трогательного момента, чтобы поговорить с больными христианскими детьми, которые были привезены на встречу с ним. Казалось, на короткое мгновение, что он, наконец, понял, что он должен был там делать.

В резиденции Президента,  можно было с отчётливой ясностью увидеть, до какой степени идеология, лежащая в основе его папства, является продуктом собственной личности Франциска.

И эта идеология тоже объясняет, почему он вёл себя так, как он вёл, когда, проходил через израильско-палестинское минное поле, которое захватывало в свою ловушку и расстраивало так много других мировых лидеров.

В ответ на усилия палестинцев и израильтян, чтобы заставить его узаконить и возвеличить их отношения к конфликту, его ответ был прост: он не отказался ни от чего. Он признал каждый символ, постоял у каждой стены и мемориала, признал, как страдания палестинцев, так и израильские жертвы палестинского насилия, а также признал сионизм и Государство Палестину.

Поступая так, он не был «пешкой», в чём его много обвиняли с обеих сторон, а порой и издевались. Он просто, но решительно отказался играть в израильско-палестинскую игру. И, как Матфея в повествовании Нового Завета, это смирение его спасло. Обе стороны конфликта убеждены, что он увидел и признал их взгляды, и списали как
Папа Франциск не так глуп, как полагают израильтяне и палестинцы. Он не пригласил Аббаса и Переса в штаб-квартиру Ватикана вести переговоры, – только помолиться.

Аббас сейчас формирует правительство с ХАМАСом, который продолжает открыто поощрять терроризм против израильских граждан, в то время как Перес занимает символический пост, который он в любом случае покидает в июле, уходя в отставку.

Папа «не знает, принимает ли вообще Перес политические решения», – объяснил официальный представитель ООП Ханан Ашрауи в комментариях, переданных должностными лицами, близкими к премьер-министру Биньямину Нетаниягу, которые были смущены приглашением Папы, сделанным в пользу Переса, а не премьер-министра.

Но, возможно, Папа Франциск не так глуп, как думают израильтяне и палестинцы. Он не пригласил Аббаса и Переса в штаб-квартиру Ватикана вести переговоры, но – помолиться. Проходя через «логово льва» их взаимного недоверия, он пожинает награду для католической церкви: делая Ватикан местом, куда еврейские и мусульманские лидеры, запертые на протяжении многих поколений в конфликте и погрязшие по колено во взаимных обвинениях, придут просить мира у Бога.

Один комментарий к “Как Папа одержал победу над израильско-палестинским конфликтом. Перевод Игоря Файвушовича

  1. Прекрасный перевод Игоря Файвушовича, хотя сама оригинальная статья автора, в которой есть повторы, могла быть покороче.
    «Папа Франциск не так глуп, как полагают израильтяне и палестинцы. Он не пригласил Аббаса и Переса в штаб-квартиру Ватикана вести переговоры, – только помолиться.» В отличие от автора статьи Хавив-Реттиг Гур я считаю, что Перес может и помолиться в Ватикане — вне зависимости от того как встанут на задние лапы раввины, которых никто не приглаcил. Дай Б-г старому Нобелевскому лауреату здоровья и сил для сюрпризов, которые приготовят для него палестинцы в Риме.
    «Он признал каждый символ, постоял у каждой стены и мемориала, признал, как страдания палестинцев, так и израильские жертвы палестинского насилия, а также признал сионизм и Государство Палестину.»
    Но, самое главное, он отказался от идеалов и духа II Ватиканского концила.

Обсуждение закрыто.