Артистка Александра Урсуляк рассказывает о своей работе в драматическом фильме Владимира Грамматикова «Смотри на меня!»
Все основано на абсолютно реальных событиях, потому что это автобиографическая история самого режиссера. Реальная история его семьи, история о его маме, его братьях и сестрах и о папе, которого внезапно вызвали из Свердловска в Москву, после чего связь с ним прервалась на год. Тогда моя героиня Нина, мать семейства, взяла все что было — корову, все вещи и пианино — и со всеми детьми в товарном вагоне под предлогом, что везет какой-то особой важности груз, по липовым документам полулегально поехала через всю страну в Москву.
Она ехала не очень точно понимая, куда доедет и есть ли смысл ехать вообще, найдет ли она мужа, жив ли он, здоров ли и все ли в порядке между ними. Написана эта история Андреем Кончаловским. События в фильме развиваются достаточно динамично. Для меня самым важным были размышления главной героини — от абсолютного непонимания и решимости до абсолютного отчаяния и осознания, что это глупость и бессмыслица.
И вдруг возникает новый какой-то виток понимания, что есть ее любовь к мужу и есть их отношения, есть семья. Мне пришлось погрузиться в атмосферу конца 40-х годов. У нас в фильме были хорошие художники, то есть вся обстановка создавала это время. Плюс у меня был богатый опыт общения с моими бабушками, как раз людьми того времени. Они мне много рассказывали, как жили, про какие-то бытовые подробности.
Некоторые привычки эти бабушки сохранили на всю жизнь. Моя бабушка, например, кипятила белье, когда уже давно никто белье не кипятил. Она носила панталоны. Мой дед, перед тем, как налить в чашку чай, сначала обдавал ее кипятком. Все это были приметы того времени. И если мы что-то делали не так, режиссер мог сказать: «Не, ребят, так быть не могло». Мне кажется, что я очень несовременный человек — если меня поместить в другое время, то я там даже более органично буду выглядеть.
Источник: газета «Метро» № 68 (4784), Александра Урсуляк, Оксана Чертова.