Кинообозреватель Юлия Шагельман рассказывает об итогах фестиваля «Окно в Европу»

Кинообозреватель Юлия Шагельман рассказывает об итогах фестиваля «Окно в Европу»

В Выборге завершился 32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Лучшим фильмом в игровом конкурсе стала мелодрама Натальи Назаровой «Филателия». Эта же картина разделила с «Ласточкой» режиссера Малики Мухамеджан победу в рейтинге кинокритиков.  Организаторы фестиваля заранее разглядели потенциал «Филателии» — ее показали под самый занавес основного конкурса. В центре повествования находится человек с инвалидностью. Яна (Алина Ходжеванова) живет в небольшом приморском городе, работает на почте и собирает марки. Героиня раскрывается исключительно через отношения с мужчинами: пропавшим отцом, товарищем-филателистом Колей (Илья Носков) и моряком Петей (Максим Стоянов), с которым у нее завязывается нечто похожее на любовь. Однако на мой взгляд Яна оказывается не более чем объектом для приложения авторской и зрительской жалости. Режиссер с упоением изобретает для нее все новые несчастья, стараясь выбить слезу. С фестивальным жюри во главе с Владимиром Котом такой подход удался.

«Филателия» в чем-то перекликается с картиной Романа Косова «Правила Филиппа», открывшей конкурсные показы. Филиппа, имеющего синдром Дауна, сравнивают с солнечным зайчиком.  Эта картина получила приз медиаконгресса «Содружество журналистов» за лучший сценарий (сценаристы Денисова, Подземельный, Гончарова, Соболевская).  Создатели «Правил Филиппа» лишь слегка инфантилизировали своего героя, но все таки показали его как человека, способного вести самостоятельную жизнь.

Ветеран «Окна в Европу» Роман Каримов тоже не ушел с пустыми руками. Его «Затерянному», показанному как и «Филателия» в последний конкурсный день,  достались диплом Гильдии продюсеров России и приз президента фестиваля Сергея Урсуляка. Жанр фильма определяется как триллер. Четыре офисных работника выезжают на автомобиле в провинцию для подписания контракта с китайцами. У них кончается бензин, они оказываются ночью посреди «региональной» России. Сотовой связи нет, карточки не принимаются, никто не хочет помочь залетным москвичам. Героям предстоит понять, что их столичная жизнь — не более чем тлен, а настоящее осталось где-то в детстве. Довольно скоро становится понятно, что зрителям показывают вовсе не триллер, а самую настоящую притчу.

В чем-то нынешний фестиваль остался верен своему девизу «Прогноз на завтра». Специальные призы жюри получили три режиссерских дебюта: «Ровесник» Федора Кудрявцева о лихих 90-х (за лучший дебют), уже упомянутая выше «Ласточка» Малики Мухамеджан вместе с оператором Артемом Исаевым (за «уникальный киноязык и поэтическую визуализацию») и «Наступит лето» Кирилла Султанова (за «актерский ансамбль завтрашнего дня»).

Источник: газета «Коммерсантъ» № 147 (7837), Юлия Шагельман.

 

Добавить комментарий