Художественный обозреватель Кира Долинина рассказывает о готовящейся к зимней Олимпиаде 2026 года реставрации фресок Леонардо да Винчи в Милане
Городские власти Милана объявили о выделении финансирования на проект реставрации фресок Леонардо да Винчи в замке Сфорца. Работы начнутся в начале 2025 года и должны быть завершены к зимней Олимпиаде 2026 года. Если проект окажется удачным, каким его видят городские чиновники, то присутствие Леонардо да Винчи в Милане усилится в разы. Что же на сегодня есть в Милане? Технические эскизы, модели по его рисункам, «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария и воспоминания, среди которых зал в замке Сфорца.
Конечно, наличие одной «Тайной вечери» хватило бы для славы любому городу. Недаром этот образ живет в массовом сознании настолько крепко, что почти любая горизонтальная многофигурная композиция с фигурой в центре автоматически считывается отсылкой к Леонардо. То, что критики церемонии открытия Олимпиады в Париже перепутали христианскую «Тайную вечерю» с античным «Пиршеством богов», тому очередное доказательство. Образованности не хватило даже кардиналам Ватикана, которые возмутились «святотатством».
Однако состояние самой «Тайной вечери» довольно печальное, и в нашей памяти она куда ярче и четче, чем та тень от нее, которую можно увидеть в монастыре доминиканцев в Милане. На «возрождение» Зала делле Ассе возлагаются большие надежды. Экономические резоны тут не последние. Туристов и гостей следующей Олимпиады город собирается поражать и новыми чудесами культуры.
Эммануэль Конте, советник по финансовым ресурсам, в своей речи о замке Сфорца уравнивает будущую реставрацию с уже осуществленными инновациями Милана, как Музей 20 века (2010 год) и Фонд Европейской библиотеки информации (2022 год), притягивающими посетителей столицы Ломбардии. Сейчас же все еще открытым остается главный вопрос: хватит ли реставраторам материала для убедительного восстановления росписи Леонардо. Ответить на него можно будет только когда снимут всю побелку. То есть где-то в середине самого процесса. До этого момента интрига сохраняется.
Источник: газета «Коммерсантъ» № 141 (7831), Кира Долинина.