Татьяна Хохрина ко дню рождения Евгения Евтушенко

Завтра исполняется 92 года Евгению Александровичу Евтушенко…

Все счеты давно сведены, все претензии предъявлены, все критики могут, наконец, покопаться в чем-то новом, все недостатки названы, изобличать больше некого. Не всем только понятно, кем был, да и остался Евтушенко. А жаль, вряд ли нынешнее, пропитанное ненавистью, ядами, желчью, цинизмом и конъюнктурой поле так быстро взрастит кого-то равного ему.

И дело совсем не в недостижимом совершенстве его стиха — много поэтов лучше, и дело не в абсолютной его безупречности — он был обычный человек с ошибками и слабостями. Дело в том, что он был во многом символом Времени, Оттепели, Собственного Голоса, Нового Дыхания и даже Свободы при всей ее урезанности, куцести и ограниченности.

Для меня самой, стоит только произнести это имя, открывается бифокальное зрение: я вижу одновременно и постаревшего, потерявшего ногу, немного нелепого в пестром прикиде, усталого, хотя не утратившего вкус к жизни человека и того неотразимого, натянутого, как струна, 40-летнего Евтушенко, которого я 16-летней девочкой увидела и услышала в ЦДЛ на первом его юбилейном авторском вечере. Забыть его того, страстного, стремительного, гибкого, с горящими глазами, блистательно читающего и завораживающе говорившего, было невозможно!

Это сейчас ровесники моей дочери или чуть старшие «критики» в проброс, лениво, через губу рассуждают, где он дал слабину, как прогнулся, кому подпел, как будто сами детство провели связными у партизан. А тогда, даже когда он читал совершенно лояльные или «датские» стихи, в наших ушах звенел его «Бабий яр», «Наследники Сталина», мы цитировали его интервью «Штерну» и шепотом передавали текст телеграммы против высылки Солженицына. Как говорится, найдите с многими нынешними 10 отличий…

А еще он имел удивительное и очень редкое для поэта свойство восхищаться талантами других и любить чужие стихи не меньше своих! И он так их читал и так о них говорил, что они навсегда оседали в душе и памяти слушавших, так что он был в определенном смысле настоящий просветитель, чему осталось бессмертное вещественное доказательство — «Строфы века. Антология русской поэзии», где многие имена были возвращены из небытия и сохранились навеки в литературе.

Поэзия Е.Евтушенко давно уже в тени других имен, некоторые из которых действительно его далеко оставили позади, и сейчас совсем другие кумиры. Многие его стихи устарели, на них лежит печать и издержки времени.

Любить их необязательно. Но Е. А. Евтушенко хоть и был знаком и символом времени, он не был бездушным истуканом. Этот символ был Человеком. В отличие от ныне принятых киборгов. И поклониться ему стоит!

 

2 комментария для “Татьяна Хохрина ко дню рождения Евгения Евтушенко

  1. Его фамилия до второго класса была Гангнус. Он пишет об этом в своей мемуарной повести «Станция Зима» (кажется, так). Это фамилия его отца, немца по происхождению.

  2. Татьяна Хохрина ко дню рождения Евгения Евтушенко

    Завтра исполняется 92 года Евгению Александровичу Евтушенко…

    Все счеты давно сведены, все претензии пред’явлены, все критики могут, наконец, покопаться в чем-то новом, все недостатки названы, изобличать больше некого. Не всем только понятно, кем был, да и остался Евтушенко. А жаль, вряд ли нынешнее, пропитанное ненавистью, ядами, желчью, цинизмом и конъюнктурой поле так быстро взрастит кого-то равного ему.

    Читать дальше и смотреть фотографии в блоге.

Добавить комментарий