Результаты выборов в Европарламент ещё считают, но две вещи уже известны.
Во-первых, любых правых, от умеренных до крайних, в Европарламенте стало существенно больше, а любых левых — существенно меньше.
Во-вторых, предыдущая коалиция правоцентристов, левоцентристов и либералов сохранила формальное большинство, но правоцентристы в ней значительно усилились, а две остальные группы ослабли.
Предварительные выводы:
1. В Европарламенте сохраняется уверенное проукраинское большинство, которое может быть даже более решительным, чем раньше: правые более склонны поставлять Украине оружие.
2. Нельзя сказать, что усилится поддержка Израиля, потому что то, чего не было, усилиться не может. Но теперь по крайней мере можно ожидать уменьшения количества антиизраильских резолюций и смягчения их формулировок.
3. Полной отмены Гриндила ждать, вероятно, не стоит, для этого сдвиг вправо должен был бы быть больше. Но частичная отмена или по крайней мере ослабление некоторых его пунктов вполне возможна, так как у правоцентристов, которые поддерживали его без особого энтузиазма, теперь будет гораздо больше возможностей для маневра: они смогут кооперироваться не только с левоцентристами, но и с правоконсерваторами. К тому же Зелёные, под давлением которых коалиция и разрушала европейскую экономику, потеряли наибольшее количество мест из всех групп и теперь не в том положении, чтобы на кого-то давить.
4. Но те же зелёные были главными противниками интернет-цензуры. Европарламент и раньше без особого труда одобрял директивы по контролю интернета, но раньше зелёным по крайней мере удавалось убирать из них самые вопиющие пункты. Теперь на это рассчитывать нельзя. Усилившие своё представительство крайнеправые партии теоретически тоже против контроля интернета, но на практике разбираются в этих вопросах гораздо хуже зелёных, и к тому же любят продемонстрировать то, что они за «закон и порядок», и поэтому в рамках virtue signaling часто голосуют за меры, которые потом служат к тому, чтобы затыкать рот им самим.
Главные результаты евровыборов по отдельным странам:
1. Полный провал правящей коалиции в Германии. Все её партии потеряли очень много голосов, поддержка зелёных снизилась почти вдвое, Социал-демократы показали самый худший результат за последние 100 лет, но хуже всего выступили либералы из FDP, которые едва наскребли символические 5% (на европейских выборах в Германии нет 5% барьера). Скорее всего в FDP усилятся голоса, выступающие за смену руководства партии, которая вообще не понятно что делает в одной коалиции с зелёными. Есть даже небольшой шанс, что коалиция распадётся.
2. Мощнейшее усиление партии Ле Пен во Франции, и не такое заметное на этом фоне, но тоже впечатляющее усиление социалистов. Макрон объявил досрочные выборы.
3. В Италии проукраинская партия Мелони «Братья Италии» очень сильно усилилась за счёт пропутинской «Лиги севера».
4. В Испании усилились правые и ослабли левые, но это было ожидаемо, и никаких тектонических сдвигов тут нет. Самое неожиданное и интересное — успех новой партии под названием «Se Acabó La Fiesta», которое можно перевести как «Повеселились и хватит». Её лидер пытается косплеить Хавьера Милея: он выступает за полную свободу всего и постоянно наезжает на элиты и левых. Партия получила почти 5% голосов и целых три кресла в Европарламенте (в Испании на выборах в Европарламент тоже нет 5% барьера).
5. В Бельгии правые внезапно победили во франкоязычной Валлонии, где до этого, начиная с 2010 года, неизменно побеждали социалисты. В этом году в Валлонии провалились и социалисты, и союзные им зелёные, причём не только на выборах в Европарламент, но и на проходивших одновременно парламентских выборах. Учитывая то, что во Фландрии, как обычно, победили правые, можно ожидать, что в Бельгии впервые с незапамятных времён будет не коалиция формата «лебедь, рак и щука», а нормальное правое правительство.
6. В Венгрии, похоже, родилась эффективная оппозиция Орбану. Она не имеет отношения к лоскутной предыдущей оппозиции, это совсем новая партия, созданная молодым и популярным бывшим орбановским соратником, который рассорился с боссом. В отличие от лидеров старой оппозиции он популист, который умеет говорить с народом, но при этом он существенно более проевропейский, чем Орбан.
7. В Чехии, как и в Германии, провалились все партии правящей коалиции. К сожалению, её главная, право-центристская, часть, похоже, продолжает считать, что всё нормально, и никаких выводов из поражения не сделает, что может ей дорого стоить на парламентских выборах, которые пройдут уже в следующем году. Сильнее всего провалились пираты, и тоже, к сожалению, это, вероятно, приведёт к их окончательному сдвигу влево: начинали они как очень симпатичная праволиберальная партия с акцентом на свободу интернета и легализацию лёгких наркотиков, но их успех на предыдущих выборах привёл к притоку новых левых членов и миграции партии в сторону стандартных европейских зелёных. Теперь эта миграция, боюсь, может прийти к логическому завершению. И ещё две чешские новости, плохая и хорошая. Плохая: то, что в чешскую политику вернулись крайнелевые, которых вынесло оттуда на предыдущих парламентских выборах. Хорошая: то, что совсем отвратительную правопопулистскую пропутинскую SPD вытесняет с правого края политического поля тоже не очень приятная, но, на первый взгляд, куда более умеренная «Присяга».
Остап Кармоди об итогах выборов в европарламент
Результаты выборов в Европарламент ещё считают, но две вещи уже известны.
Во-первых, любых правых, от умеренных до крайних, в Европарламенте стало существенно больше, а любых левых — существенно меньше.
Во-вторых, предыдущая коалиция правоцентристов, левоцентристов и либералов сохранила формальное большинство, но правоцентристы в ней значительно усилились, а две остальные группы ослабли.
Читать дальше в блоге.