Анатолий Несмиян (29 мая)

Начинается ускоренная подготовка к проведению «налоговой реформы», а попросту — повышения налогов на всё. Вариант «меньше воровать» и «тратить на развитие страны» не рассматривается в принципе — такому их не учили.

По сути на экономику накладываются новые санкции — просто эти санкции накладывают не внешие враги, а внутренние, вот и вся разница.

По понятной причине власть акцентирует внимание на налоге на доходы физических лиц, но как раз с него она много не «сострижет». Этот налог имеет существенное значение, когда в стране есть многочисленный средний класс, так как бедные его почти не платят, а доля платежей богатых на самом деле не слишком велика. В России средний класс истреблен, поэтому какой-либо серьезный эффект вряд ли будет достигнут.

К социальной справедливости повышение ставок НДФЛ для богатых в условиях России никакого отношения не имеет. Генерал Иванов покупал свои предметы роскоши не с зарплаты, и вообще российский правящий класс основной доход имеет не с официальных зарплат, а с рентных доходов. Им повышение НДФЛ — что слону укус блохи.

Вот удар по бизнесу и по экономике будет куда как более тяжелым. Дополнительные налоги попросту вытянут из предприятий оборотные деньги, которых и так немного, учитывая, что в условиях санкций и разнообразных эмбарго приходится создавать сверхнормативные запасы на складах, что сильно снижает объем «оборотки». Ну, а тут еще и власть сверху прихлопнет.

Объяснение происходящему здесь одно: деньги заканчиваются, занять их негде, поэтому либо налоги, либо инфляция. Что на самом деле практически одно и то же, просто ракурс разный. Решили начать с налогов.

**********************************************

«BRIEF: Над Армавиром (Краснодарский край) уничтожили беспилотник. Предварительно, пострадавших и разрушений нет. Место падения БПЛА сейчас ищут, сообщил губернатор Вениамин Кондратьев. Куда летел дрон, глава региона не уточнил.»

Куда летел дрон в Армавире (https://t.me/rusbrief/234758) — это секрет полишинеля. К радиолокационной станции, конечно. К той самой «Воронеж-ДМ», которая уже была повреждена ночью 23 мая. Контрольный выстрел, так сказать.

*************************************************

«BRIEF: Помощник президента Алексей Дюмин назначен секретарем Госсовета, сообщили в Кремле.»

По всей видимости, решено реанимировать казалось бы умершую историю с созданием на базе Госсовета (https://t.me/rusbrief/234780) очередного расширенного политбюро с бессменным великим вождем во главе. Поэтому сейчас будет идти подготовка к этой очередной реформе управления.

В ситуации растянутой системной катастрофы все эти структурные изменения в управлении — перестановка кроватей в борделе. Это выбор — какую изоленту использовать, чтобы перемотать дырявую насквозь трубу: синюю или черную?

***********************************************

«The Times: на прошедших в эти выходные праймериз «Единой России» перед региональными выборами в сентябре ветераны СВО на Украине потерпели ряд унизительных поражений, подчеркнув периодически возникающую пропасть между риторикой Кремля и отношением к нему на местах. Путинская военная элита потерпела фиаско у избирательных урн. Подробнее в BRIEFLY. (https://t.me/briefsmi/22370)»

Ситуация, когда «ветераны СВО» массово пролетели мимо депутатских мандатов еще на этапе отбора (https://t.me/rusbrief/234785), носит более сложный характер.

В России нет выборов, как института народного голосования — это аксиома. Власть сделала всё, что можно, чтобы полностью выхолостить избирательную систему и исключить из нее главный неопределенный фактор — народ. Поэтому любые события, связанные с теми или иными «выборными» моментами — это вопрос не к избирателям, а точнее — не к тем избирателям.

Высшая власть публично артикулирует необходимость привлечения «ветеранов СВО» к политике (на секунду предположим, что в России вообще есть политика). Однако структуры нижестоящие с предельной осторожностью относятся к идее представительства ветеранов в депутатском или чиновном корпусе. Что это за люди — неизвестно, а отвечать в случае чего им, нижестоящим руководителям.

Кроме того, участие в СВО вообще ничего не гарантирует, так как воевать и управлять — это немного разные вещи. Поэтому резонность опасений среднего и низшего звена управления по поводу идеи высшего руководства понятна.

В итоге чиновники принимают единственно возможное решение — вообще устранить этот неопределенный фактор, прокатив ветеранов на этапе предварительного отбора. А руководству доложено, что ребята хорошие, правильные и патриотичные, но конкретно эти не подошли. Может, в следующий раз попадутся получше. Руководство получает возможность кивнуть на партию, партия избавляется от головной боли, все довольны. А ветераны — ну, пусть создадут какое-нибудь общество и вспоминают минувшие дни. К детям там ходят, про подвиги рассказывают. Дело полезное.

*********************************************

«Банкста: Минфин анонсировал такие налоговые изменения, которые направлены на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы. Прогрессивное налогообложение не коснется подавляющего большинства граждан. Из 64 млн работающего населения оно затронет только 2 млн человек или 3,2 % россиян, с доходом свыше 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц. @banksta»

Любопытная проговорка минфина: зарплату в 200 тысяч рублей в месяц и выше получает всего 3,2% работающих граждан России. (https://t.me/banksta/52794) Нет смысла упоминать, что в 2008 году власть обещала, что россияне будут получать «в среднем» 2700 долларов в месяц (интересно, что статья (https://rg.ru/2008/03/18/prognoz.html) в правительственной «Российской газете» так и не удалена). 200 тысяч рублей — это по нынешним деньгам 2200 долларов в месяц, то есть, до обещаний власти дотянули не все россияне, а очень малая их часть.

При этом 200 тысяч рублей в месяц — это на самом деле тот самый средний класс, который и обеспечивает устойчивость экономики страны.

И вот тут власть принимает решение не увеличивать этот и без того микроскопический социальный слой, а дополнительно его ограбить. Логики в этих действиях нет, но здравый смысл тут вообще не при делах.

И еще один момент. Можно без конца улучшать методики подсчетов и рапортовать, что число бедных в России стремительно уменьшается. Но если средний класс в России — это 3 процента, то все, кто в средний класс не попал, относятся к бедным. Бедным и нищим. Считайте сами, как говорится.

Одна проговорка минфина — и социальная картина в стране становится вполне ясной.

**********************************************

В свете того, что в Кремле явно решили реанимировать проект Госсовета, ради которого и затевали конституционную реформу в 2020 году, но которая очень быстро и по не слишком понятым причинам сдулась и в итоге выродилась в крайне невнятное «обнуление», стоит вспомнить смысл и суть той версии трансферта, к которой теперь пытаются вернуться.

Технически реформа должна была привести к некоторой ассоциации с казахстанским «транзитом», когда Назарбаев отошел от формальной власти, но остался ключевой фигурой в системе управления. Примерный аналог — и положение Дэн Сяопина в китайской власти после того, как он отошел от всех формально занимаемых им постов.

Конечно, у Путина вариант Дэн Сяопина не просматривался никак — китайский лидер был интеллектуалом очень высокого уровня и не менее выдающимся организатором, поэтому свой авторитет ему не нужно было подкреплять никакими формальными постами. Российский президент, будем откровенны, не тянет даже на мизинец Дэн Сяопина в обоих компонентах, поэтому ему и потребовалось очень серьезное переформатирование властных структур и создание кадавра, который и на первый, и на все остальные взгляды, однозначно хаотизирует всю систему управления.

В чем тут проблема? В том, что Госсовет по замыслу реформы 2020 года должен был стать над всей остальной системой управления, при этом будучи важнее как отдельных структур, так и всей системы в целом. По сути, для сверхцентрализованной, а потому очень ограниченной в своих маневрах системе управления добавлялась еще одна — суперцентрализованная структура. Сейчас все вопросы решаются через согласования с администрацией президента, а в новой конструкции все оставалось по-прежнему, только сама администрация президента должна будет всё согласовывать с соответствующим управлением Госсовета. Понятно, что такая структура однозначно является еще более громоздкой и еще менее дееспособной, чем сейчас. Но она решала ключевую задачу, ради которой и создавалась: оставляла власть в руках бессменного и уже неизбираемого руководителя Госсовета, причем его фамилия всем известна.

Проблема в том, что события января 2022 года в Казахстане показали, что подобные конструкции всё равно уязвимы. И могут быть разрушены через проектный кризис.

Поэтому возвращение к идее суперструктуры Госсовета наверняка будет учитывать риски, которые были выявлены в Казахстане.

Учитывая же, что действующая власть параноидально относится к идее контроля, скорее всего, эти риски будут купироваться созданием не только самого Госсовета, но и института его представителей-комиссаров во всех значимых (и в первую очередь силовых) структурах страны, делая их подчиненность президенту весьма условной. Как это будет сказываться на качестве управления, спрашивать смысла нет — очень плохо. Если любое решение президента нужно будет согласовывать с Госсоветом и ожидать одобрения руководителя Госсовета с известной всем фамилией, то понятно, что такое управление будет чудовищно переутяжелено системами согласований.

Но опять же — здесь речь не об оптимизации управления, не о его эффективности. Критерий один — сохранение власти в руках одного человека.

Почему в 2020 году попытка трансферта провалилась, а в мае 2024 года возобновлена? Можно лишь предположить, что отстранение Шойгу и его отправка фактически на пенсию с разгромом его команды (впереди, судя по всему, будет погром Подмосковья — фактической второй вотчины клана Шойгу после Тувы, где уже идет погром и зачистка) — это и есть ключевая причина, почему сейчас идея с Госсоветом снова реанимирована.

Стоит вспомнить мутную историю с гибелью министра МЧС Зиничева. Скорее всего, клан Шойгу тогда отбил попытку захватить миистерство (или свёл её вничью как минимум), что и привело к необходимости устранения вначале главы, а затем уже снова к погрому всего клана.

В любом случае теперь Госсовет снова будут поднимать на щит. А значит — впереди новые реформы управления под одного конкретного человека. В обстановке управленческой катастрофы любые эксперименты чрезвычайно рискованы, поэтому опасность того, что всё пойдет очень сильно не по плану, крайне высока.

***********************************************

«Коммерсантъ: Министр финансов Антон Силуанов сказал (https://www.kommersant.ru/doc/6730252?tg), что налоговая система должна быть справедливой, должна стимулировать бизнес к новым инвестициям и должна помогать тем людям, которым требуется государственная поддержка.

На этих принципах, пояснил господин Силуанов, основаны предложения по изменению налоговой системы, которые накануне были внесены в правительство. Обсуждение предложений Минфина в правительстве состоится завтра, 30 мая, уточнил он.»

Полное впечатление, что министр финансов Силуанов считает свою аудиторию тяжело психически больными людьми, которым можно вставлять любую ахинею. А потому презентует чисто фискальную налоговую «реформу» как образец справедливости и небывалой поддержки бизнеса (https://t.me/kommersant/66699).

Как можно поддерживать бизнес и стимулировать инвестиции через изъятие этих самых инвестиционных ресурсов (а существенное повышение налога на прибыль как раз и затрагивает инвестиционные ресурсы компаний) — загадка.

Повышение НДФЛ в стране с рентной экономикой никакого отношения к справедливости не имеет, так как верхняя страта живет не на зарплаты, а на рентные доходы. Которые ни в каких официальных данных не фигурируют, разве что в списках элитной недвижимости и люксовых автомобилей/катеров, записанных на жен, тещ и 4-летних детей. В свое время президент вполне простодушно сообщил, что даже не в курсе, какая там у него зарплата, он ее просто на счет кладет, чтобы посмеяться. И в таком режиме живет вся высшая знать — ей вообще без разницы, какие там налоги.

В феодальном государстве оперировать понятием справедливости с точки зрения индустриальной фазы развития — нонсенс. Силуанов, конечно, это понимает, причем лучше многих иных. Но работа есть работа, поэтому нужно нести ахинею.

******************************************

«Время госзакупок: Парламентарии предложили ввести лимит торговой наценки на некоторые продукты — не более 10 процентов. Такой проект закона получил положительное заключение, он поддержан для принятия в первом чтении 29 мая на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам — ПГ.»

Ну вот опять за рыбу грОши. Либо рынок — и тогда нужно параллельно с ограничениями наценки рассматривать вопрос о компенсациях (из бюджета, вестимо), либо не рынок — и тогда нужно вводить директивное управление-планирование. Просто так принять закон и с чувством выполненного долга уйти в закат (https://t.me/zakupki_time/40782) не получится. Точнее, получится как всегда. То есть, бизнес будет просто на кривой козе обходить ограничения, причем когда это будет не получаться, то периодически устраивать кризисы типа яичного, топливного или какого еще.

*********************************************

«СВЕЖЕСТИ: «По указанию нашего эмира Хибетуллы Ахунзаде мы скоро отменим все налоги, которые мы взимаем с наших граждан. Афганистан станет страной без налогов»

Любопытное заявление сделал сегодня Мухаммад Недим, президент Совета высшего образования Исламского Эмирата Афганистан.»

Технически это возможно. (https://t.me/svezhesti/107566) Если экономика страны государственная, то государство просто изымает прибыль и распределяет ее по статьям. Строго говоря, это не налог. В такой экономике вполне может быть даже мелкий (но только мелкий) частник, который не будет платить налог. Дешевле выйдет, чем собирать с него гроши.

Второй вариант — печатать деньги. Что на выходе, понятно: инфляция. Но какое-то время и правда можно обойтись без налогов.

Что придумали талибы — пока неясно. Но выбор небогат.

Впрочем, Талибан может просто отменить налог на доходы физлиц, оставив все остальные. Такое возможно, если затраты на сборы равны или даже больше сумм собранного. Тогда и правда, смысла в них нет.

****************************************

«BRIEF: Владимир Путин рассматривает варианты «серьезной кадровой ротации» в топ-менеджменте Газпрома. Источники говорят, что в Кремле недовольны работой газового монополиста и считают, что никакие западные санкции не могут быть основанием для катастрофического падения всех ключевых показателей.
«Пока позициям Алексея Миллера мало что угрожает, но если ситуация не изменится, может быть поднят вопрос и о его замене. А так, уже скоро мы можем услышать о целом ряде знаковых отставок в Газпроме, ждать осталось недолго», — отмечают информированные собеседники.
@Taynaya_kantselyariya»

Странная, конечно, логика (https://t.me/rusbrief/235004). Назначают верных, а спрашивают как с умных.

 

Один комментарий к “Анатолий Несмиян (29 мая)

  1. Анатолий Несмиян (29 мая)

    Начинается ускоренная подготовка к проведению «налоговой реформы», а попросту — повышения налогов на всё. Вариант «меньше воровать» и «тратить на развитие страны» не рассматривается в принципе — такому их не учили.

    По сути на экономику накладываются новые санкции — просто эти санкции накладывают не внешие враги, а внутренние, вот и вся разница.

    По понятной причине власть акцентирует внимание на налоге на доходы физических лиц, но как раз с него она много не «сострижет». Этот налог имеет существенное значение, когда в стране есть многочисленный средний класс, так как бедные его почти не платят, а доля платежей богатых на самом деле не слишком велика. В России средний класс истреблен, поэтому какой-либо серьезный эффект вряд ли будет достигнут.

    К социальной справедливости повышение ставок НДФЛ для богатых в условиях России никакого отношения не имеет. Генерал Иванов покупал свои предметы роскоши не с зарплаты, и вообще российский правящий класс основной доход имеет не с официальных зарплат, а с рентных доходов. Им повышение НДФЛ — что слону укус блохи.

    Вот удар по бизнесу и по экономике будет куда как более тяжелым. Дополнительные налоги попросту вытянут из предприятий оборотные деньги, которых и так немного, учитывая, что в условиях санкций и разнообразных эмбарго приходится создавать сверхнормативные запасы на складах, что сильно снижает объем «оборотки». Ну, а тут еще и власть сверху прихлопнет.

    Объяснение происходящему здесь одно: деньги заканчиваются, занять их негде, поэтому либо налоги, либо инфляция. Что на самом деле практически одно и то же, просто ракурс разный. Решили начать с налогов.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий