Юлия Пятецкая (Киев) после просмотра фильма Марии Певчих «Предатели»

Loading

Фильм-расследование Марии Певчих «Предатели» — в целом весьма характерный образец исторического анализа российского катастрофического прошлого. «В какой же момент мы повернули не туда?» — задается она вопросом, после чего начинает обстоятельно и наглядно рассказывать историю, леденящую кровь. О том, как путина к власти привели олигархи.

Историю о том, как, кто, куда и зачем привел путина и что в результате произошло, в том числе с главными участниками представления, не знают сегодня только дети малые и люди с принципиальной позицией — вне политики. Но этот исторический нафталин, этот секрет Полишинеля вытащен явно не случайно и не от безделья, — в среде российской оппозиции в изгнании (другой все равно нет), видимо, намечается пора внятности, предъявления счетов, переименований.

Название «Предатели» вызывало у меня массу ассоциаций — от «Судьбы барабанщика» Аркадия Гайдара до вейсманистов-морганистов и иноагентов. Но Мария помладше, она Гайдара наверняка не читала. Точки над і у Певчих ровно две, они же точки невозврата — внос олигархами полумертвого Ельцина на президентство в 1996-м и передача полномочий им путину в 1999-м. Вместо того чтобы пойти за Зюгановым к творческому развитию и научному прогрессу, россия повернула за Ельциным, которого использовали в корыстных целях предатели Ходорковский, Березовский и примкнувший к ним Авен. А после примкнувшего к ним путина окончательно сорвалась в пропасть.

Вопрос, который возникает сразу же (у меня он возник через три минуты после начала просмотра): а чего выбор Ельцина, а потом путина вдруг стал роковым? Ну, повернули не туда, ну чего ж сразу в пропасть, чего не поискать других путей и вариантов? В конце концов, почему за 25 лет то, что втащили в Кремль, до сих пор не удалось оттуда вытащить? Вопрос давно уже не в том, кто и зачем привел путина, — очень уже хочется понять, благодаря чему, каким тайным пасьянсам, чудесам и черной магии это чучело удержалось у власти.

Как минимум, в первые 10 лет путинского правления многое можно было менять. Путин 1999 года и нынешний отличаются, как молодой Джугашвили от Сталина 1937-го. Со Сталиным тоже однажды случился роковой выбор, а до этого непостижимым образом победила партия Ленина, сила народная. «Содержание ленинской речи произвело на всех присутствующих, не исключая и некоторых большевиков, впечатление какой-то грандиозной нелепицы. Тем не менее его выступление всех напрягло и захватило». (Из мемуаров Федора Степуна о 1917 годе).

Поскольку роковым выбором россии до сих пор остается «напрягло и захватило», борцам за прекрасную россию будущего (Певчих, я так поняла, за нее) должно быть, на мой взгляд, важно разобраться, с чем же связана эта вековая необратимость, что за злой рок нависает столетиями над страной, породившей Рылеева и Чаадаева, и почему на этот рок нет никакой управы.
Ну чего ж опять захватило? Ну почему ж опять не туда? Ну почему ж, повернув, не развернули? Кто конкретно мешал разворачивать и поворачивать туда, когда происходящие процессы были понятными, но поправимыми? Когда ещё не сажали за стишок, пьесу, пост в фейсбуке. Почему моли, залетевшей во власть в силу волшебных совпадений, довольно быстро удалось разобраться с большим бизнесом; уничтожить не только независимые СМИ, но и само понятие свободная пресса; в сжатые сроки сколотить воровскую шайку вокруг престола, окружив ее бандой силовиков; перейти к физическому устранению оппонентов, внутреннему террору и захвату территорий соседних государств. Ну как так получилось, что в гигантской ядерной державе выбор одного человека, втянутого во власть десятком самонадеянных творцов нового капитала, стал роковым для 140 миллионов? Ррраз — и 140 миллионов свернули не туда. Два — и вот вам имена предателей.

В 2008 году, когда россия напала на Грузию и поворот не туда становился все более объемным и захватывающим во всех смыслах, Мария Певчих оканчивала социологический факультет МГУ и писала диплом у Александра Дугина. Алексей Навальный тогда же писал с Прилепиным программу движения «Народ», смыслообразующая концепция которого чуть позже легла в основу концепции «Киев за три дня».

В то первое путинское десятилетие, когда многое можно было изменить и предотвратить, огромное количество людей неглупых и талантливых вполне сознательно поворачивали не туда, с упорством, достойным лучшего применения.

Пока путинская россия неслась по встречной, как грузовик с обдолбанным шофером, сея на своем пути смерть и разрушения, миллионы с бешеным энтузиазмом поворачивали не туда, миллионы отворачивались и занимались своими делами, часть не без интереса наблюдала за безумным грузовиком, часть восхищалась (можем, повторить!), значительная часть считала, что вся эта смерть и разрушения — проблемы грузовика и их не касаются. Та часть, которая пыталась остановить движение в пропасть всеми доступными способами, оказалась в критическом меньшинстве, как это не раз случалось в истории россии.

Вползание путина на престол было не роковым, а вполне логичным и традиционным поворотом туда, куда россия привыкла поворачивать веками, и следствием процессов, начавшихся еще при Горбачеве. Рухнул старый мир, и буквально сразу же началось бурное возрождение мира, ещё более старого, но привычного, уютного и милого сердцу. Например, фашизма и монархизма.
Какие-то процессы россии будущего начались ещё при Брежневе и плавно перетекали из одной фазы в другую, вынося из глубин старых сточных вод новых идеологов, практиков и теоретиков.
Российская монархическая ультраправая организация «Память» была основана в 1980-м, конечно же, при непосредственном участии КГБ. Начиналось вся эта дрянь как историко-культурное движение общественных активистов — охрана памятников, национальные святыни, поблагодарите бога за то, что вы русский (Гоголь, кстати).

К концу 1986-го «Память» превратилась в смрадное шовинистическое болото, в котором многообещающе и перспективно булькали и светились гнилыми огоньками не только Дугин, но и разнообразная русская интеллигенция. «Память», конечно, критиковали и в газетах, и в радио, и в телевизоре, но с неизменным результатом — шо слону драбина. Болото расширялось, с «Памятью» замечательно взаимодействовали и Борис Николаевич, и Михаил Сергеевич.

Начиная с 1990-го «памятей» становится больше — Русское народное единство (Баркашов); Республиканская народная партия россии; в 1991-м появилась радиостанция «Память» — с еженедельной программой «Память, отечество и ты»; в 1992 -м некоторое время просуществовала организация с ностальгическим названием «Черная сотня»; в 1994-м возникло Движение национального возрождения россии, главной целью которой являлось установление монархии лет через 10-15.

Во время выборов 1996-го «Память» поддерживала Ельцина, рассматривая его президентство как важный шаг к реставрации самодержавия. Русский фашистский орден образовался из «Памяти» уже в 2009-м. Я пропускаю разные этапы, ветви этих всех организаций и филиалов, я в отличие от Певчих не на то училась, но откуда-то помню, что все это многообразие форм и содержаний российской государственности чавкало на вполне законных основаниях десятилетиями, формируя новейшую идеологию той россии, которой всегда мало места. Той россии, которую сейчас валят Вооруженные силы Украины.

«Память» как организация прекратила свое существование в 2021-м — в ней уже не было необходимости, все задачи были выполнены. То, что российские фашистские идеологи повсюду распихивали и втюхивали с середины 80-х, стало новейшей российской государственной доктриной, над которой поработали лучшие спецы, выведенные в том числе в лабораториях всяческих ветвей «Памяти».

А один из главных болотных дементоров Александр Гельевич Дугин неплохо себя чувствует и по-прежнему в авангарде российской общественной мысли.

Свой фундаментальный труд — «Основы геополитики» — этот Дункан Маклауд русского фашизма накропал в середине 90-х, когда путин перебирал скрепки на столе у Собчака. Чушь, изданная многократно и переведенная на разные языки, стала учебником Академии Генштаба, — среди прочих судьбоносных открытий в учебнике говорится о том, что Украина «не имеет геополитического смысла как государство и может существовать лишь как санитарный кордон между двумя цивилизационными центрами силы».

Любопытно, читала ли Певчих его труды? Не возникало ли у нее к наставнику каких-либо вопросов относительно поворотов не туда? Что она думает о санитарных кордонах?

У Якова Гордина есть замечательное эссе «Герои поражения», написанное в 2002-м, когда очередной российский роковой выбор можно было еще остановить и сто раз все повернуть иначе. Гордин как раз попытался осмыслить саму природу рокового российского выбора. На примере событий 1917 года, когда выбирать было из чего, но россия предпочла худшее. А потом ещё худшее, и на десятилетия.

«Доктрина особой «революционной морали» давала большевикам весьма широкие возможности в оценке своих соратников. И это было их силой в политической борьбе, силой, которая вынесла их вперед во время кризиса, когда ложь оказалась выгоднее правды, демагогия результативнее честных деклараций, принципиальный аморализм — победоноснее любых представлений о чести и долге. Ни Гучков с его «декабристскими замашками», ни Милюков с его исторической эрудицией и закваской старого русского интеллигента, ни даже эсеры с их искренней и жертвенной любовью к народу, ни индивидуалист Савинков с его метафизикой смерти не соответствовали духу того озлобленного хаоса, который выплеснулся из глубин народной жизни. Это были герои, которых именно их героизм обрекал на поражение. Победить могли только большевики».

В 1996-м, когда «предатели» решили сорвать банк, в российской властной верхушке людей с исторической эрудицией и заквасками интеллигентов уже практически не водилось, демагогии же, наглости и вранья хватало более чем. А озлобленный хаос народной жизни достиг такой степени, что страна, буквально вчера выбравшаяся из коммунистической тюрьмы, готова была вновь выбрать своим лидером коммуниста Зюганова.

Певчих почему-то горячо убеждена, что, если бы олигархи не влезли и дали Зюганову победить, рокового поворота не туда не случилось бы. Мне сложно представить, куда бы покатилась россия под предводительством Зюганова, фантазии не хватает. Меня лишь удивляет, что Мария не находит ничего, как минимум, странного в том, что к 1996 году выбирать уже приходилось между трупом Ельцина, окруженного задорными людьми, пытающимися приспособить страну под свои нужды, и трупом коммунистической партии. Почему-то вот этот потрясающий расклад, это вечное возвращение на те же рельсы, те же яйца, только в профиль, после бурных перемен горбачевской смены вех и тектонических сдвигов вообще не наводят ее ни на какие размышления.
Когда повернете туда, хотя бы моргните, боюсь пропустить этот исторический миг.

Один комментарий к “Юлия Пятецкая (Киев) после просмотра фильма Марии Певчих «Предатели»

  1. Юлия Пятецкая (Киев) после просмотра фильма Марии Певчих «Предатели»

    Фильм-расследование Марии Певчих «Предатели» — в целом весьма характерный образец исторического анализа российского катастрофического прошлого. «В какой же момент мы повернули не туда?» — задается она вопросом, после чего начинает обстоятельно и наглядно рассказывать историю, леденящую кровь. О том, как путина к власти привели олигархи.

    Историю о том, как, кто, куда и зачем привел путина и что в результате произошло, в том числе с главными участниками представления, не знают сегодня только дети малые и люди с принципиальной позицией — вне политики. Но этот исторический нафталин, этот секрет Полишинеля вытащен явно не случайно и не от безделья, — в среде российской оппозиции в изгнании (другой все равно нет), видимо, намечается пора внятности, предъявления счетов, переименований.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий