Сергей Давидис по поводу первого фильма сериала «Предатели» Марии Певчих

Кажется, все должны написать про первую серию сериала «Предатели», но я не люблю смотреть такое, а писать не посмотрев все же не считаю правильным, поэтому не писал.
Но все же собрался и посмотрел вчера, так что теперь могу уподобиться всем добрым людям.

Не скажу, впрочем, что мои впечатления сильно оргинальны или, что я как-то поражен.

Факты, описанные в фильме, более или менее общеизвестны. Даже если в их изложении есть какие-то неточности, они несущественны.

Может быть, для совсем молодых людей рассказ о жульнической приватизации, превращении власти в деньги и денег во власть в 90-е и звучит откровением, но, в общем, конечно, он им не является.

Понятно, что изложение событий в фильме имеет схематичный и упрощенный характер, что вполне естественно для политической пропаганды. Упрекать создателей за эту схематичность как таковую — странно. Тем более нелепы заявления о том, что авторы слишком молоды, чтобы судить о той эпохе.

Обвинения авторов в большевизме, готовности подписывать расстрельные списки и тому подобном, основанные на содержании фильма, и вовсе бредовы, как, впрочем бредовы и обвинения критиков фильма в работе на олигархов, ФСБ, АП, да как и любой переход на личности вместе обсуждения содержания.

Что до содержания, то, конечно, важным и полезным месседжем фильма является то, что Путин и путинизм не с неба упали, разрушив чудесную ельцинскую демократию, а стали естественным органическим продолжением происходившего в 90-е, развив худшее из того, что уже было в российской власти до него.

В то же время неизбежные упрощения картины мира, которую рисуют авторы фильма, имеют такой характер, что эта картина мира и выводы из нее приобретают явно искаженный характер.
Коррупция это плохо, спора по этому поводу нет. Однако сведение всех проблем и сложностей мира и России, в частности, к коррупции, в значительной мере обессмысливает этот тезис и невольно вызывает ассоциации с образом учителя из South Park, приговаривавшего «Наркотики это плохо».

С одной стороны, в какой-то мере коррупция есть всюду и далеко не всегда и везде она приводит к диктатуре и войне. Важно, насколько эта коррупция имеет системный характер, есть ли институты способные сдерживать ее, а главное, насколько общество нетерпимо к ней. В этом смысле отсылка к квартире на Осеннем бульваре и, тем более, лицемерию Ельцина, посещавшего районную поликлинику, как к неким первопричинам российской катастрофы, явно некорректны.

С другой стороны, «коррупция», конечно, понятие широкое, но к тем ее экономическим, в первую очередь, аспектам, о которых рассказывает фильм, очевидно, ни истоки диктатур и войн в целом, ни конкретно в случае России, не сводятся.

Стремление к власти как таковой — мотив связанный, но не совпадающий с коррупционным мотивом, и зачастую первый даже важнее второго. Не отсылая к очевидным примерам мировой истории, мы видим подтверждение этому и на примере позднего Путина, и на примере раннего Ельцина.

Как справедливо говорится многими комментаторами, политические события 1993 года в судьбе России сыграли гораздо большую роль, чем последующие коррупционные сделки.

С третьей стороны, я согласен с теми, кто считает, что описанные и не описанные в фильме проблемы 90-х создали лишь предпосылки для будущей диктатуры, кровную заинтересованность правящего клана в сохранении власти в своих руках любой ценой. Но предпосылки — не предопределенность, а заинтересованность совсем не обязательно достигает своей целей. Конечно, на лидерах 90-х лежит значимая доля ответственности за последующее развитие событий, но гораздо большая ее доля лежит на Путине и его подручных, которые установили диктатуру и ввергли Россию в катастрофу.

И наконец, главное. Сведение проблем России, особенно, проблем 90-х годов к персоналиям, фактически зафиксированное в названии сериала «Предатели», представляется самым большим недостатком картины мира, которую рисуют авторы фильма. Да, те, кто пришли к власти в 90-е, не оправдали наших надежд. Но то, что они использовали общественное доверие для личного обогащения и сохранения власти в своих руках, случилось потому, что общество им это позволило. Это сейчас обществу сложно что-то не позволить Путину — процесс формирования жестокой диктатуры, контролирующей все ресурсы страны, завершился. В 90-е у общества такие возможности были. Но не было воли, не было навыков, не было понимания важности контроля за властью, политического участия. Это состояние общества во-многом было предопределено предыдущей тракеторией развития общества как минимум в предыдущие 70 лет, а то и дольше, тем, что свобода дана была сверху, а не завоевана.

Именно это, как представляется, стало главным фактором создания предпосылок для всего прочего, на который, к тому же, наложилось определенное невезение в виде личных свойств Ельцина и Путина, динамики коньюнктуры сырьевых рынков, политики западных лидеров и т. д.

В фильме цитируются слова Алексея Навального «И тут я перехожу к своему большому страху. Я не просто верю, а знаю, что у России будет ещё шанс. Это исторический процесс. Мы опять будем на развилке.
В ужасе и холодном поту я подскакиваю ночью на своих нарах, когда мне чудится, что у нас снова был шанс, но мы опять пошли той же дорогой, что в девяностые».

Для того, чтобы этого не случилось, абсолютно недостаточно указать на каких-то конкретных негодяев, «предавших» Россию.
Более того, сведение всей патетической риторики к обличению этих негодяев прямо вредно. Оно создает ложное представление о том, что нам надо просто в следующий раз призвать к власти хороших людей вместо плохих и тогда мы построим Прекрасную Россию Будущего.

А это не так. Бог весть, когда мы ее построим, но хотя бы начать движение к ней можно будет только когда если не все общество (так не бывает), но значительная его часть, примет ответственность за будущее на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на начальников, вождей и героев.

Один комментарий к “Сергей Давидис по поводу первого фильма сериала «Предатели» Марии Певчих

  1. Сергей Давидис по поводу первого фильма сериала «Предатели» Марии Певчих

    Кажется, все должны написать про первую серию сериала «Предатели», но я не люблю смотреть такое, а писать не посмотрев все же не считаю правильным, поэтому не писал.

    Но все же собрался и посмотрел вчера, так что теперь могу уподобиться всем добрым людям.

    Не скажу, впрочем, что мои впечатления сильно оргинальны или, что я как-то поражен.

    Факты, описанные в фильме, более или менее общеизвестны. Даже если в их изложении есть какие-то неточности, они несущественны.

    Может быть, для совсем молодых людей рассказ о жульнической приватизации, превращении власти в деньги и денег во власть в 90-е и звучит откровением, но, в общем, конечно, он им не является.

    Понятно, что изложение событий в фильме имеет схематичный и упрощенный характер, что вполне естественно для политической пропаганды. Упрекать создателей за эту схематичность как таковую — странно. Тем более нелепы заявления о том, что авторы слишком молоды, чтобы судить о той эпохе.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий