OM Kromer

Прочитала неожиданную книгу. Книгу, объяснившую мне многое из того, что происходит сегодня в Америке. Книгу, показавшую, как прекрасные идеи очередной раз привели человечество на порог ада.

Джонатан Хайдт и Грег Лукьянов.
«Избалованность американского разума».
(«The Coddling Of The American Mind».
Greg Lukianoff, Jonathan Haidt)

Если коротко – книга о том, как набор идей, призванных сделать жизнь лучше, легче, справедливей, честней для всех, в итоге сделал носителей этих идей более хрупкими, менее разумными и намного, намного менее терпимыми. Ко всем, кроме себе подобных.

Авторы назвали этот набор идей «Три великие неправды».

Неправда о человеческой хрупкости: То, что тебя не убивает, делает тебя слабее.

Неправда о важности эмоционального подхода: Всегда и прежде всего доверяйте своим чувствам.

Неправда о неизбежности противостояния: Вся наша жизнь — это битва между хорошими и плохими людьми. Другой — плохой.

Вроде бы прекрасные идеи: беречь друг друга, поскольку мы очень хрупкие, доверять своим эмоциям, ведь чувства не врут, и активно противостоять всему, что противоречит твоему взгляду на мир. Этакая активная жизненная позиция, сдобренная уважением к себе и своим чувствам.

Вот только вся человеческая история, вся накопленная человечеством мудрость и опыт противоречат этим идеям. Современные психологические исследования, посвященные тому, что и как делает человека счастливым, противоречат эти идеям. Сухая статистика противоречит этим идеям — процент самоубийств и психических расстройств в университетских кампусах, где эти идеи получили наибольшее распространение, сегодня высок как никогда.

Но сама природа этих идей такова, что отказаться от них необычайно трудно. Потому что на смену им должны прийти другие идеи. А это так страшно, ведь люди так хрупки.

Веками человечество боролось за свободу слова, за возможность выслушать другое мнение и быть услышанным другими людьми. Сегодня так же активно и упорно в колледжах и университетах продвигается мысль, что студенты хрупки и нуждаются в защите от всех идей, людей или действий, которые могут заставить их чувствовать себя некомфортно.

Но все эти меры защиты – безопасные комнаты, отказ от приглашения спорных ораторов, предупреждения о некомфортных страницах в книге и т. д. – лишь помогают вырастить хрупкое поколение с повышенной тревожностью и ранимостью. Поколение, неспособное противостоять злу, потому что его всячески от зла уберегали, и оно не умеет его отличать и с ним бороться.

Противоядие от этой повышенной хрупкости и эмоциональности очень простое: не избегать проблем, не прятаться в безопасных комнатах от другого мнения, не считать, что повышенная эмоциональность – это достоинство, которое освобождает от необходимости думать, и не предполагать самое худшее в людях, думающих по-другому. Так жило – пыталось жить — человечество со времен Возрождения.

Но в последние лет пятьдесят вдруг возникла культура, которая приравнивает эмоциональный дискомфорт к физической опасности, культура, которая поощряет людей систематически защищаться от тех самых переживаний повседневной жизни, от встреч с «другим», которые как раз и укрепляют их психическое здоровье.
Понятия «безопасность», «травма» и «тревога», существенно расширились в этой культуре. Но если эмоциональный дискомфорт приравнен к физической опасности, то неудивительно, что студенты чувствуют себя «небезопасно», испытывают «травму», читая книги и слушая лекции, и требуют предупреждений о содержании книги или отмены приглашения ораторов. Дальше – больше, и уже требуется полная отмена всех, кто думает хотя бы немного иначе. Все инакомыслящие воспринимаются как враги.

В философии существует принцип, называемый принципом милосердия, который гласит, что, пока не доказано обратное, следует интерпретировать высказывания других людей в их лучшей, наиболее разумной форме, а не в худшем или оскорбительном смысле.

Но когда вы думаете, что ваши чувства ЯВЛЯЮТСЯ реальностью, вы начинаете верить, что намерения других людей хуже, чем они есть на самом деле, начинаете находить обиды и оскорбления там, где их на самом деле не существует.

И тут с легкостью формируется политическая сила, объединяющая одинаково обиженных или думающих, что они обижены – по расовому или гендерному признаку, например. Так называемая политика идентичности, когда людей объединяет не идеология, не интересы, а общая обиженность, реальная или мнимая. И необходимо постоянно демонстрировать свою приверженность этой обиженности, поскольку зачастую она есть нечто эфемерное, и требует постоянной подпитки, чтобы не угаснуть. Необходимо постоянно сигналить другим членам группы, что вы по-прежнему с ними, по-прежнему обижены.

Есть безопасность физическая — отсутствие сексуальных домогательств и физического насилия, отсутствие расовой ненависти и идеологических преследований. Любое человеческое сообщество обязано гарантировать эту безопасность в любом месте, и особенно – в университетском кампусе.

Но требование безопасности идеологической, эмоциональной, эдакое «Я должен всегда чувствовать себя хорошо, и если кто-то говорит что-то, что мне не нравится, это проблема, которую администрация должна решить» — это не способ избежать депрессии, а верный путь к ней.

Поднимать большой вес или многократно отжиматься в спортзале трудно. Но в этом весть смысл спортзала – напрягаться. Почему-то такая простая мысль оказывается неприменимой к душевному здоровью.

Напоследок – цитата, приводимая в книге.

Выступая на выпускном вечере средней школы, председатель Верховного суда Джон Робертс сказал:

«Я надеюсь, что в время от времени с вами будут обращаться несправедливо, чтобы вы осознали ценность справедливости. Я надеюсь, что вы столкнетесь с предательством, потому что это научит вас важности верности. Как это ни грустно, но я надеюсь, что время от времени вам будет одиноко, чтобы вы не воспринимали друзей как нечто само собой разумеющееся. Я желаю вам неудачи, время от времени, чтобы вы осознали роль случая в жизни и поняли, что ваш успех не вполне заслужен, как и неудача других тоже не вполне заслужена.

И когда вы проиграете, а это случается со всеми время от времени, я надеюсь, что ваш оппонент позлорадствует по поводу вашей неудачи. Это поможет вам понять важность честной игры. Я надеюсь, что вас иногда будут игнорировать, чтобы вы знали, как важно слушать других, и я надеюсь, что вам будет достаточно больно иногда, чтобы научиться состраданию.

Желаю я вам этих вещей или нет, скорее всего они с вами произойдут. Получите вы от них пользу или нет, будет зависеть только от вашей способности увидеть смысл своих несчастий».

Непременно продолжу писать об этой книге, поскольку давно не встречалась с настолько интеллектуально смелым высказыванием. Справедливости ради, авторы извиняются и оправдываются почти на каждой странице. Но, извиняясь и оправдываясь, они тем не менее говорят то, что думают. Опасное нынче занятие.

9 комментариев для “OM Kromer

  1. Benny B.
    — 2024-01-22 15:02:13(311)

    Борис Дынин: … Так ли поняли этот текст откликнувшиеся коллеги? …
    ===
    Нет, не так. И я потерял надежду, что между нами возможен нормальный диалог, в котором вы уважаете моё право иметь собственное мнение.
    =========================================================
    Что с Вами, уважаемый Benny? Простой вопрос, без отрицания Вашего мнения, но выражающий интерес в мнении коллег вызвал у Вас гнев. И в чем выразилось в этом вопросе отрицание Вашего права иметь собственное мнение? Если бы оно по умолчанию или заявлению было бы тождественно с моим, то и вопроса бы не было.
    Эх!

    1. Борис Дынин: … И в чем выразилось в этом вопросе отрицание Вашего права иметь собственное мнение? …
      ===
      Мой богатый опыт общения с Вами на эту тему 100% мне доказал, что в следующих Ваших вопросах обязательно будет и отрицание моего права иметь собственные убеждения, и поливание меня грязью за моё понимание Свободы.
      И всё это обязательно будет замаскированно Вами какой-нибудь хитренькой манипуляцией со смыслом слов. Вы на такое мастер.

      На таких условиях НЕ надо спрашивать меня вопросы.

  2. «То, что тебя не убивает, делает тебя слабее»
    ///
    Кто автор? Честно говоря, никогда такого не слышал — слышал в точности наоборот:
    «Что нас не убивает, делает нас сильнее» — Ницше

    1. «То, что тебя не убивает, делает тебя слабее»

      Александр Бархавин: Кто автор? …
      ===
      Джонатан Хайдт и Грег Лукьянов в своей книге, как «первую великую неправду» современной Америки.
      Ну или OM Kromer так объяснил их идею.

  3. «Три великие неправды».
    1.Неправда о человеческой хрупкости: То, что тебя не убивает, делает тебя слабее.
    2.Неправда о важности эмоционального подхода: Всегда и прежде всего доверяйте своим чувствам.
    3.Неправда о неизбежности противостояния: Вся наша жизнь — это битва между хорошими и плохими людьми. Другой — плохой.

    И что желательно?
    1.Я надеюсь, что вы столкнетесь с предательством, потому что это научит вас важности верности,
    2.Я желаю вам неудачи, время от времени, чтобы вы осознали роль случая в жизни и поняли, что ваш успех не вполне заслужен, как и неудача других тоже не вполне заслужена.
    3.Я надеюсь, что вас иногда будут игнорировать, чтобы вы знали, как важно слушать других, и я надеюсь, что вам будет достаточно больно иногда, чтобы научиться состраданию.

    Короче: «правды» это 1.верность, 2.скромность, 3.сострадание.

    Но ведь они и лежали в основе воспитания западных поколений второй половины 20 века. Обнаружение их слишком частой иллюзорности в достижении жизненных успехов по тем или иным социо-психо-экономичеким причинам и вело к принятию «трех великих неправд». А теперь для преодоления этих «неправд» предлагается вернуться к «правдам», которые привели в столкновении с реальностью к «неправдам».

    Так ли поняли этот текст откликнувшиеся коллег? Я за эти «правды», но надо видеть, если угодно, их беременность «неправдами», заменой ими «правд», когда «правдам» не ставят ограничения. Но как, где и чем их ставить – великий вопрос социальной организации демократических, гуманистических обществ. С этим и столкнулся Запад.

    1. Борис Дынин: … Так ли поняли этот текст откликнувшиеся коллеги? …
      ===
      Нет, не так. И я потерял надежду, что между нами возможен нормальный диалог, в котором вы уважаете моё право иметь собственное мнение.

      В Америке (и даже в Канаде) это обычная ситуация между сторонниками и противниками «государства-няни» с его обнаглевшим дипстэйтом и его вокнутой системой «образования». Поэтому в Америке уже идёт «холодная гражданская война» и она быстро приближается, не дай Бог, к «горячей».

  4. OM Kromer

    Прочитала неожиданную книгу. Книгу, объяснившую мне многое из того, что происходит сегодня в Америке. Книгу, показавшую, как прекрасные идеи очередной раз привели человечество на порог ада.

    Джонатан Хайдт и Грег Лукьянов.
    «Избалованность американского разума».
    («The Coddling Of The American Mind».
    Greg Lukianoff, Jonathan Haidt)

    Если коротко – книга о том, как набор идей, призванных сделать жизнь лучше, легче, справедливей, честней для всех, в итоге сделал носителей этих идей более хрупкими, менее разумными и намного, намного менее терпимыми. Ко всем, кроме себе подобных.

    Авторы назвали этот набор идей «Три великие неправды».

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий