«ГУСТАЯ ВОДА»

испр. 01.01.24

Библия содержит описания явлений, нарушающие известные законы природы и понимаемые как чудо.

Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) писал, что библейские чудеса

«легко могут быть объяснены из известных принципов естествознания. <…> Если бы в природе случилось что-нибудь такое, что противоречило бы ее всеобщим законам, то это необходимо противоречило бы также и разуму, и природе божественной; или, если бы кто утверждал, что Бог делает что-нибудь вопреки законам природы, тот вынужден был бы в то же время утверждать, что Бог поступает вопреки своей природе. Нелепее этого ничего нет. <…>. Стало быть, если в Священном Писании встречается что-нибудь, причин чего мы не умеем изложить и что, по-видимому, случилось помимо, даже вопреки порядку природы, то это не должно нас останавливать, но, безусловно, должно считать, что то, что действительно произошло, произошло естественным образом. Это подтверждается также тем, что чудеса сопровождались многими обстоятельствами, хотя о них не всегда рассказывается, особенно когда воспевают в поэтическом стиле; обстановка чудес, говорю, ясно указывает, что они требуют естественных причин» (Спиноза Б. «Богословско-политический трактат» / Пер. с латинского Лопаткина М., Минск: – «Литература», 1998).

Рассмотрим библейские тексты, в которых приведены истории с водой, которая могла гореть. Возможно, что эта «вода» являлась природной жидкостью – нефтью.

Нефть и вода

Природных жидкостей на Земле всего две – вода и нефть.

Одни ученые считают, что нефть является продуктом превращения останков органических веществ, которые были погребены в недра Земли. Под действием высоких давлений и температур органика превратилась в нефть. Другие ученые считают, что нефть имеет неорганическое происхождение. Она постоянно образуется из соединения атомов углерода и водорода физико-химическим способом в глубинах планеты.

Из недр земли нефть природным путём или через инженерные сооружения – скважины изливается на дневную поверхность. В пригороде Баку (Азербайджан) можно было увидеть остатки нефтяных озер. В рукотворные земляные бассейны стекала добытая смесь нефти и воды. Вода и нефть не растворяются друг в друге. Нефть легче воды, в ямах естественным образом она всплывала над водой. Воду выпускали в Каспийское море. А в бассейнах оставалась нефть, годная для перевозки на заводы.

Нефть по цвету может быть чёрной, коричневой, желто-зелёной, а также белой и прозрачной. Вязкость нефти разнится от вязкости меда до вязкости уксуса. Так называемая «легкая нефть» внешне может быть неотличима от растительного масла или даже воды. В нефти растворены газы. Нефтяные газы имеют разные ароматы, от дурно пахнущих до приятных. Однажды автор записи услышал от товарища, бакинца Геннадия Т., нефтяника, фразу, которая может удивить: «Нефть не пахнет. Бензин пахнет, а нефть – нет». Действительно, находясь в открытой яме, нефть, быстро испаряя нефтяные газы в атмосферу, становится мало пахучей.

Главное отличие нефти от воды – нефть горит. Свойство жидкости «нефть» гореть и способность нефтяных газов в горячем воздухе вспыхивать огнём являются природными явлениями.

Нефть природным образом в некоторых землях выходит на дневную поверхность, часто вместе с водой.

«Густая вода»

В XVI веке в бассейне реки Ухта, что на европейском севере России, рудокопами добывалась диковинная жидкость: она горела! Она не была похожа на продаваемую арабскими купцами нефть, которую использовали как масло в светильниках, а также в лечебных целях. Привозная нефть была светлая и не вязкая, а жидкость с реки Ухты черна и густа. Её именовали «горюча вода густа»[1]; видимо, слова взяты из одной исторической книги [2]. В ней рассказывается о колодце с «густой водой» (Вторая книга Маккавеев 1:20), который находился в Персии. «Густая вода» могла гореть.

Исследуем некоторые библейские тексты,в которых упоминается вода, которая могла гореть.

Возгорание «воды» на горе Кармил

В Библии рассказывается о споре пророка Ильи со жрецами лживого бога Ваала. Пророк построил на горе Кармил

«жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров <…> и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. <…> И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (Третья книга Царств 18:32-38).

Есть объяснение «возгоранию» воды? Да, имеется. После «всесожжения» на жертвеннике на горе

«небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь» (Третья книга Царств 18:45).

Вероятно, поливание жертвенника водой прошло перед дождём и сопровождалось природным явлением: грозой с молниями. Огонь с неба – в этом есть сверхъестественное на горе во время грозы?

Возгорание воды на жертвеннике  можно объяснить догадкой: «вода» была нефтью. Пары нефти вспыхнули от удара молнии в жертвенник. Загорелись камни и жертвенное животное, на которые пролилась «вода», и сама «вода» из вёдер выгорела дотла в канаве вокруг жертвенника.

На вершине горы нет источников воды. Жидкость, которую вылили на дрова, на жертвенное животное и на землю, возможно, доставлялась  в кувшинах. Жидкость из кувшинов ведрами носили на жертвенник. Обычный кувшин

«(без ручек) был высотой 60–120 см, вмещал 20–50 л жидкости» (Библейская Энциклопедия Брокгауза).

Доставляли жидкость в кувшинах, в которых мог поместиться человек. Об этом можно прочитать в арабской сказке «Али Баба и сорок разбойников». Выскажем предположение, где могли быть заполнены кувшины с жидкостью, которая могла гореть.

«Густая вода» в колодце

Вавилонский царь Навуходоносор разрушил (586 год до н. э.) Храм Соломона в Иерусалиме (Первый Иерусалимский Храм) и увел в плен в Вавилонию евреев южного царства Иудея. Жертвенник Храма был разбит.

Перед тем, как евреи Иудеи были отведены в плен,

«благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место» (Вторая книга Маккавеев 1:19).

Огонь с жертвенника (Первого) Иерусалимского Храма не угас. Евреи поместили огонь с жертвенника Храма Соломона в природную глубокую щель, пещеру в горной породе.

Царь Персии Кир покорил Вавилон (539 год до н. э.). Царь разрешил евреям вернуться из плена на родину и построить в Иерусалиме новый Храм. Первая группа евреев отправилась (538 год до н. э.) в Сион. Храм (Второй Иерусалимский Храм) был ими построен (516 год до н. э.). Прошло много лет. До персидского сановника Неемия, еврея по происхождению, дошли известия о слабости еврейской общины в Иудее (тогда провинция Персии). Персидский царь по просьбе Неемии назначил его наместником Иудеи (445 год до н. э.). Под руководством Неемии евреи отстроили городские стены Иерусалима и восстановили в Храме жертвенник. На жертвеннике  появился огонь чудесным образом.
Неемия

«послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. Когда же это было сделано, и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились» (Вторая книга Маккавеев 1:20-22).

Для объяснения («густая вода» была нефтью) появления огня на жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма, восстановленном при Неемии, необходимо ответить на два вопроса.

1. Почему исчез огонь в колодце, а вместо огня в колодце евреи нашли «густую воду»? Автор записи, горный инженер считает: от огня храмового светильника в колодце (возможно, глубокая пещера) горел нефтяной газ, который природным способом выходил из недр земли.  Газ со временем природным образом в колодце заменялся водой и нефтью. Для горения нефти нужно большое количество воздуха, которого в колодце не могло быть. Поэтому факел в колодце погас. Можно сказать, что огонь с жертвенника Первого Храма (Храма Соломона), помещенный в колодец, «скрылся» в «густой воде», в нефти.

2. Где находился колодец с «густой водой»?
Нефть в Палестину доставляли, возможно, с земель Персии.

Трофей из Персии

Древнегреческий историк Флавий Арриан (89–175) писал, что греческий царь Александр Македонский после разгрома (331 год до н. э.) войск персидского царя Дария, передал в родную Элладу богатые трофеи. Среди прочих диковин имелась некая жидкость, взятая греками в Гиркании (греческое название области у Каспийского моря). Местные жители использовали эту природную жидкость в качестве масла для светильников. Видимо, жидкость была нефтью.

Современный историк считает, что Александр Македонский знал о нефти и её свойствах. Он (в Экбатанах, к юго-западу от современного Тегерана)

«наблюдал нечто невиданное – горящий нефтяной фонтан, бивший из естественной скважины. Его в особенности поразила способность нефти загораться от лучей света, как бы само собой. Желая показать Александру это чудесное свойство, персы с наступлением сумерек обрызгали нефтью какой-то проулок и направили на нее свет от факелов; через мгновение весь проулок был уже охвачен пламенем» (Шифман И. Ш. «Александр Македонский». Л.: – Наука, 1988).

Этимология слова «нефть»

Колодец  с «густой водой» находился в Персии, евреи

«прозвали это место Нефтар, что значит: «очищение»; многими же называется оно Нефтай» (Вторая книга Маккавеев 1:36).

Возможно, название местности «Нефтар» дало название «густой воды»: «нефть».

«Густая вода» на жертвеннике

Появление огня на жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма, который восстановил Неемия, может быть объяснено тем, что жидкость с колодца «места Нефтар», которая была полита на жертвенник,являлась нефтью.

Подтверждением догадки о том, что на жертвеннике (Второй Иерусалимский Храм) жидкость из колодца была нефтью, служит описание горения «воды». Когда

«жертва была сожжена, Неемия приказал оставшеюся водою полить большие камни. Как только это было исполнено, вспыхнуло пламя» (Вторая книга Маккавеев 1:31-32).

Произошло природное явление, которое хорошо известно: нефть, как масло для светильника вспыхнет огнём, если её плеснуть на раскаленные камни.

Масло для светильника

Царь греко-сирийского государства Селевкидов (в состав которого входила царская провинция Иудея) Антиох осквернил (Второй) Иерусалимский Храм (169 год до н. э.). Царь

«вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, <…> и всё обобрал» (Первая книга Маккавеев 1:20-22).

Иуда по прозвищу «Маккавей» («Молотобоец»), сын священника-левита Маттитьяху Хасмоней , согласно предсмертной воле своего отца, возглавил освободительное движение еврейского народа против власти греков. Евреи освободили Иерусалим от греков-язычников и восстановили богослужение в (Втором) Иерусалимском Храме (164 год до н. э.). Иуда Маккавей построил новый храмовый жертвенник.

С этими событиями связан еврейский праздник «Ханука» («Освящение»). «Витриной» праздника является зажигание свечей в особом светильнике. Порядок зажигания такой: в первый день праздника зажигается одна свеча, во второй – две и далее, в восьмой день – восемь.

Традиция объясняет число восемь так. Евреи, войдя в разрушенный Храм, хотели зажечь в нём светильник. Нашёлся закопанный в земле один кувшинчик с маслом. Кувшинчик был с печатью первосвященника Храма. Масла могло хватить для горения светильника только на один день. Но свершилось чудо: масло в светильнике горело в течение восьми дней.

Требования к маслу для светильников Храма были простые:

«елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27:20).

Что же за масло для светильника, которое необыкновенно долго горело в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма?

Длительное горение масла в светильнике объяснить можно тем, что масло в кувшинчике (он был запечатан, то есть он был доставлен с далеких стран) было не обычное, не из оливок. Возможно, масло, которое горело в светильнике Храма, было нефтью.  Некоторые виды нефти превосходят растительные масла по продолжительности их горения в светильнике.

Возможно, восемь дней в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма горела нефть. Кувшины с нефтью хранили в подвалах здания Храма; для противопожарной безопасности их закапывали в землю.

Огонь на жертвеннике

Восстановление огня на жертвеннике Храма было главной целью евреев после его освобождения. Воины Маккавеи

«взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу; и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили Храм;  <…> И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы <…>  И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время» (Первая книга Маккавеев 4:46–59).

Праздник «Ханука»

Чудо с маслом, которое горело необыкновенно долго в светильнике Храма связывают с еврейским праздником «Ханука» («Освящение»).

Библейское «чудо», которое произошло во (Втором) Иерусалимском Храме является не длительное горение масла в светильнике, а история появления огня на восстановленном Маккавеями жертвеннике.

В книгах еврейского историка и военого деятеля Иосифа Флавия (38–100) чудо с маслом, которое горело необыкновенно долго в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма и само слово «Ханука», не упоминается. Построение нового жертвенника Храма и появления на нём огня – основа праздника, который Иосиф Флавий называет «Празднество света».

Историк пишет, что

«в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности»).

Известно, что у еврейских мудрецов имеется другое название праздника  – «Хаг Урим» («Праздник Огней»).

Праздник «Ханука» – это праздник Победы еврейского народа. Свечи в праздник зажигают не для того, чтобы освещать собрание или дом, где собираются евреи, справляющие праздник, а для того, как сказал еврейский мудрец Йосеф Каро (1488–1575 – раввин, автор кодекса предписаний иудаизма «Шулхан арух»), «зажигаем свечи, чтобы прославить чудо».

Современная еврейская энциклопедия пишет о празднике «Ханука»:

«Согласно II книге Маккавеев <…> праздник продолжался восемь дней, потому что так установил царь Соломон, празднуя открытие Первого Храма <…>. В книге праздник, устроенный, уподобляется празднику Суккот и рассказывается, что небесный огонь спустился на жертвенник подобно тому, как это произошло во время первого служения в Храме Соломона» (Электронная еврейская энциклопедия, запись «Ханукка»).

Огонь с неба на жертвенник в Храме Соломона

Освящение Храма Соломона отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии царя государства Израиль Соломона и глав колен еврейского народа (960 год до н. э.). При богослужении

«сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом (Вторая книга Паралипоменон 7:1).

Евреи при появлении огня на жертвеннике Храма Соломона

«пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа» (Вторая книга Паралипоменон 7:3).

Автор записи не имеет догадки о природе появления огня в Храме Соломона.

Огонь на восстановленном Маккавеями жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма

Появление огня на восстановленном жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма можно объяснить природными причинами. Макавеи освободили Храм, и

«очистив Храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву» (Вторая книга Маккавеев 10:3).

Как можно зажечь камни?

Богослов А. П. Лопухин (1852–1904) писал о появлении огня на восстановленном Маккавеями жертвеннике:

«путем трения или удара камней один о другой <…> добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв» («Толковая Библия». Собрание комментариев под редакцией А. П. Лопухина. Интернет).

От удара крепких камней огонь не возникнет, но может появится искра. Для возникновения пламени на жертвеннике должно быть что-то, которое может от искры загореться. Некоторые природные камни могут гореть. Это – уголь. Но уголь от искры не загорится. Но в есть натуральные камни, которые могут вспыхнуть огнём от искры. Это — пористые горные минералы  (песчаники с цементирующим веществом, известняки). Нефть  природным образом находится в трещинах таких камней.

Огонь из камня

Вот библейская история: юноша Гедеон, будущий судья Израиля, перед подвигами по призыву Бога, попросил у Него знамение.

«И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки» (Книга Судей 6:20-21).

В библейской истории, можно предположить, упоминается природный камень, который мог гореть.

Имеется свидетельство арабского историка VIII века о том, что жители Баку (Азербайджан) готовили пищу на горящих камнях.

Возможно, огонь на восстановленном Маккавеями жертвеннике Храма создан горением нефти, которая содержалась в трещинах камней жертвенника. От удара по камню была высечена искра. От искры вспыхнула нефть в камнях. На горящих камнях Маккавеи принесли  жертву.

***

Появление огня на жертвеннике, длительное горение масла в светильнике имеют природное объяснение, связанное, видимо, с применением в описываемых библейских событиях нефти. Можно предположить, что в Храме имелось хранилище нефти в сосудах и камней, поры которых содержали нефть. Известное историкам событие, а именно, странный вид пожара в подземных помещениях разрушенного (Второго Иерусалимского) Храма в 363 году служит подтверждением сказанного.

Пожар в развалинах Храма

Иерусалимский Храм был разрушен во время штурма Иерусалима армией Римской империи в 70 году. Император Римской империи Константин (272–337) в 337 году принял крещение. Христианство в империи перестало быть гонимой религией. Христиане придавали большое значение святым местам. Доказательством неправоты веры евреев в глазах христиан являлся разрушенный Храм в Иерусалиме. Часть аристократии, язычники по вере и жрецы языческих храмов Римской империи продолжали вести борьбу с христианством. Император Юлиан (331–363), язычник, решил отстроить Храм евреев. Тем самым доказать ложность утверждений христиан о религии евреев. Однако планы императора не сбылись. Восстановление Храма вскоре после начала (363 год) прекратилось из-за пожара в его подземельях.

Богослов Григорий Назианзин, современник императора Юлиана, а также христианский историк Сократ Схоластик (V век) в своих трудах отмечали, что в решение Юлиана восстановить Храм Бога евреев вмешалась Небесная Сила: строители здания были жестоко наказаны огнем. Пожар в Храме имел необыкновенный вид.

Римский историк, современник и сторонник императора Юлиана (он во время пожара в Иерусалимском Храме погиб в бою с персами) живописал пожар на руинах Храма:

«страшные клубы пламени, вырывавшиеся частыми вспышками близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии».[3]

Историки, как древние, так и современные, предлагают различные версии причин пожара здания: вмешательство Небесной Силы, поджог, природное землетрясение. Имеется экзотическое предположение, что в подземельях разрушенного здания произошёл взрыв газа, продукта жизнедеятельности лошадей. Как известно, подвалы здания Храма римляне использовали как конюшни для своих боевых коней.

Предложим свою догадку о прекращении строительных работ в подземельях здания разрушенного Иерусалимского Храма воспламенилась нефть.

«Нефтяная» версия появления пожара основана на известных из книг историков поражающее воображение и наводящие ужас описаний пожара, а именно: летящие огненные шары из развалин здания.

Видимо, в  подземелье здания находилась нефть в запечатанных кувшинах

Обычный кувшин

«(без ручек) был высотой 60–120 см, вмещал 20–50 л жидкости <…>. В таких кувшинах хранили муку, вино, масло, воду» (Библейская Энциклопедия Брокгауза).

При пожаре, возникшим из неосторожности строителей или из-за умышленного поджога, взрывались один за другим кувшины с нефтью. Подземелье здания при взрыве кувшина с нефтью выстреливало сгустки пламени.

Древесина и нефть

Огонь на жертвеннике Храма по божьей заповеди

«пусть горит [и] не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы» (Левит 6:12).

Обязательные жертвоприношения  животных  (быки, бараны, козлы и ягнята) включают всесожжения (когда мясо  сжигается дотла, не оставляется для еды), ежедневные жертвоприношения, а также приношения на встречу Субботы, Рош Ходеш, Рош Хашана, Песах, Шавуот, Йом Кипур и Суккот.  Количество сжигаемых животных очень велико (Числа  28:1-30:1).

Леса в Палестине немногочисленны.  Возможно, на жертвеннике сжигали не только дрова, но и горючее вещество. Это вещество в библейских текстах называется  «машах» («масло»). Основой «машах» была нефть. Выделение теплоты  при сгорании сухой древесины в 2-3 раза ниже чем нефти на единицу массы

Масла

Приведем некоторые тексты Библии со словом «масло».

1. Авраам встречает трех мужей у своего шатра,

«и взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Бытие 18:8).

2. Слова пророка Исайя:

«И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Исаия 7:21-22).

В текстах 1 и 2 «масло» есть слово иврита «хемъа», означает масло животного происхождения.

3. Слова евреям Годолия, которого царь Вавилонский поставил начальником Иудеи:

«вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли» (Иеремия 40:10).

4. При сооружении жертвенника (Второго) Храма в Иерусалиме

«стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу, и питье, и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу» (Ездра 3:7).

Перевод текста еврейской редакцией:

«дали деньги каменотесам и мастерам, а еду и питье, и оливковое масло – жителям Цидона и Цора, чтобы привезти морем из Леванона в Яффо кедровые деревья» (Эзра 3, 7).

В цитатах 3 и 4 «масло» есть перевод слова иврита «шемен», означает масло растительного происхождения: «оливковое масло».

Слова библейского иврита «хемъа» (сливочное масло) и «шемен» (оливковое масло) переведены на русский язык словом «масло» в значении: пищевой продукт.

Приведём ещё два библейских текста со словом «масло».

5. Персидский царь Дарий подтверждает разрешение царя Кира евреям – пленникам вавилонским на постройку Храма. Царь повелевает подданным давать евреям для постройки всё из имущества царского, а также всё необходимое для жертвоприношений:

«сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки» (Ездра 6:9).

Еврейская редакция перевода этого текста:

«то, что им нужно: и быков, и баранов, и ягнят для всесожжения Б-гу небесному, зерно, соль, вино и масло – по указанию священников, что в Йэрушалайиме, – пусть выдается им ежедневно без упущений» (Эзра 6, 9).

6. Царь Дарий повелевает подданным:

«все, что попросит у вас Эзра, священник, писец закона Б-га небесного, немедленно должно быть исполнено. До ста талантов серебра, до ста коров пшеницы, до ста батов вина и до ста батов масла, а соли без счета» (Эзра 7, 21–22).

Один бат чуть меньше 40 литров, другое значение — 24 литра (Интернет). Видимо, существовали кувшины вместимостью в один или два бата.

В библейских текстах (здесь под номерами 5 и 6) слово «масло» есть перевод слова библейского иврита «машах».

Продукт «машах»

Когда в библейских текстах упоминаются «шемен» или «хемъа», то речь идёт о продукте растительного или животного происхождения. Известно, что масло оливковое и сливочное может превратиться в прогорклое, дурно пахнущее, если его хранить в условиях жаркого климата в больших емкостях длительное время.

Масло «машах», видимо, не скоропортящийся продукт. Он сберегается в царских хранилищах вместе с провиантами, которые долго хранят свои качества: пшеница, вино и соль. Эти продукты не производились в изобилии в Палестине, их завозили, видимо, с персидских земель; расход этих продуктов был под контролем царских чиновников. Можно сделать вывод, что масло «машах» – не растительного и не животного происхождения.

Происхождение масла «машиах» определим, читая библейские тексты.

Вот библейская история о спасении еврейского младенца в Египте. Фараон приказал убивать всех рождающихся еврейских мальчиков. Одна еврейская мать, в надежде избавить своего ребёнка от смерти,

«взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, <…> И вышла дочь фараонова на реку <…> увидела корзинку среди тростника <…>  Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И <…> он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исход 2:3-6).

Младенец по имени на библейском иврите «מֹשֶׁה» (Моше) – будущий основоположник религии евреев Моисей.

Библейское выражние «вынула его» определено словом библейского иврита «מְשִׁיתִהוּ» (звучит «мешитиhу» ).

Слово иврита «מָשָה» («маша») переводится «извлекать из воды» (Словарь Д-ра Б. Подольского). В синодальном издании Библии перевод этого слова: «вынула» (2 раза) и «извлёк» (2 раза) (4871, Симфония номеров Стронга).

Слово иврита «машах» означает «мазать», «намазывать». Вот библейский стих со словом «מִשְׁחוּ» (мишху):

«Встаньте, князья, мажьте щит!» (Исайя 21,5).

Возможно,вещество «машах» есть мазь (способно смазывать). Одинаковое название вещества («машах» означает «мазать») и название способа получения вещества (слово иврита «маша» переводится «вытаскивать, извлекать») , возможно, определяет само вещество. Вещество, из которого изготовляли масло «машах», извлекали из водных источниках. Так добывали вещество «горюча вода густа» в бассейне северной реки Ухта. Сделаем предположение: вещество «машах» означает «мазать», видимо, оно изготавливалась из нефти.

Нефть в некоторых местах, например, в Персии, в бассейне реки Ухта, выходила из недр земли естественным способом, часто вместе с водой из природных источников. Как в древние времена могли добывать нефть? Если запрудить поток воды с нефтью, то нефть со временем образует слой поверх воды. Так нефть можно извлечь из водной запруды. Слово «извлечь» на иврите дало название веществу, которое иизвлекалось из вода: «машах».

Обратимся к небиблейским источникам для подтверждения вывода, что вещество «машах» является нефтью.

В 1817 году археологи на берегу Нила открыли гробницу правителя земель египетского фараона (конец XX – первая половина XIX вв. до н. э.). На стенной росписи гробницы изображена транспортировка из каменоломен колоссальной каменной статуи правителя. Сто семьдесят два человека перемещают на санях колосс. Высота статуи составляла более 6,5 метра, весила она более 60 тонн. На рисунке изображён человек, который льёт струю чёрной жидкости под полозья саней. Работники в очереди подносят к поливальщику сосуды. Жидкость лилась под полозья саней, ясно, для уменьшения трения при её движении. Высказываются разные предположения о жидкости. Например, сани легче перемещать по песку, политому водой. Возможно, что при транспортировке колосса на санях в качестве смазки применяли оливковое масло. [4]

М. И. Носоновский — профессор (Assistant Professor) Висконсинского университета отметил в комментарии к записи ряд вопросов, которые по его мнению требуют уточнения. Свои соображения он обосновал подробными ссылками на свои работы. Автор записи благодарен профессору за внимание к моей записи. Работы професора исключительны интересны.Автор внимательно почитал статьи профессора.

Соображения при исследовании изображения фрески:

— организатор передвижения статуи лил из кувшина на землю под полозья саней не воду. При смачивании песка водой, она сразу «уйдёт в песок», исчезнет. Такой же результат будет при литье воды на каменистую дорогу. Вода «уйдёт» в трещины камни. Уменьшение усилий транспортировки может быть, если сани передвигаются по глине. Она становится пластичной при обильном её смачивании водой;

— организатор передвижения статуи лил на землю из кувшина не растительное масло. Растительные масла имеют высокую липкость, клейкость. Песок и обломки твердых пород, смазанные растительным маслом, могут приклеиться к полозьям и препятствовать движению саней;
— на росписи изображено, как один организаторов передвижения статуи  разжигает благовония. Горит, явно, жидкость из кувшина, который за спиной этого человека. Кувшин такой же, как у человека, который льёт жидкость под полозья саней. Жидкость черно-зеленого цвета и, видимо, горюча;
— надпись над фигурками людей, которые несут кувшины с жидкостью можно прочитать, заменив выражение «вода для дома вечности» выражением «жидкость для дома вечности». Иероглиф «вода» — одна волнистая линия, а на фреске изображены три вертикально расположенные волнистые линии. Можно предположить, что на фреске показана слоистая жидкость.

Вывод: Песок, пропитанный нефтью, приобретает свойства влажной глины. Такой песок не прилипает к чему-либо. Песок, пропитанный нефтью, становится смазкой. Жидкость на основе нефти может гореть и является смазкой.  Жидкость, которую выливали под полозья саней, видимо, являлась продуктом, которе в библейских текстах называлась масло «машах». Масло «машах» использовалось для сжигания животных целиком на жертвеннике; оно нужно было для круглосуточного поддержания огня жертвеннике, для длительного горения светильников. Возможно, жидкость на основе нефти использовалась для бальзамировании. Масло «машах» имеет неорганическое происхождение. Масло являлась продуктом нефти.

Библейские тексты указывают, что люди знали о природной жидкости «нефть» и применяли её для своих нужд.

Источники

[1] Интернет.

[2] Еврейская историческая книга посвящена истории царства Маккавеев (II век до н. э). Даётся описание возвращения евреев на родину из вавилонского плена (VI век до н. э.).

[3] Аммиан Марцеллин. «История» / Пер. с латинского языка Ю. Кулаковского и А. Сонни. Киев, 1906–1908.

[4] Носоновский М. Статья «Царь Саул – создатель науки о трении? Трение и смазка в Ветхом Завете» (альманах «Еврейская старина», №15, 2004. Портал д-ра Евгения Берковича). Интернет.

5 комментариев к ««ГУСТАЯ ВОДА»»

  1. Интересный материал, но ряд вопросов требуют уточнения.

    «Встаньте, князья, мажьте щит!» (Исайя 21,5).
    Это призыв к бою, кожаные щиты покрывали слоем мази.
    Масло «машах», видимо, являлось хорошей смазкой. Возможно, смазка состояла из нефти.
    Открытия археологов утверждают в таком выводе. В 1817 году археологи на берегу Нила открыли гробницу правителя земель египетского фараона (конец XX – первая половина XIX вв. до н. э.). На стенной росписи гробницы изображена транспортировка из каменоломен колоссальной каменной статуи правителя (иллюстрация 3). Сто семьдесят два человека перемещают на санях колосс. Высота статуи составляла более 6,5 метра, весила она более 60 тонн. На рисунке изображён человек, который льёт струю чёрной жидкости под полозья саней.
    »

    Я довольно детально изучал этот вопрос, и не согласен с выводом господина Цальмана. Во-первых, здесь речь о двух очень разных ситуациях. Смазка щитов в войске царя Шаула, конечно, производилась растительным масломю Почему — читайте в моей статье «Царь Саул – создатель науки о трении? Трение и смазка в Ветхом Завете (К пуриму 5764)» здесь в Заметках https://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer15/MN64.htm
    И более серьезной моей же статье в журнале японского общества трибологов (трибология — наука о трении и смазке)
    M. Nosonovsky. Oil as a Lubricant in the Ancient Middle East, Tribology Online/2 巻 (2007) 2 号 https://www.jstage.jst.go.jp/article/trol/2/2/2_2_44/_pdf/-char/ja
    https://doi.org/10.2474/trol.2.44
    Там есть подробное обсуждение!

    Что же касается египетской фрески, то конечно там льется вода, а не нефть! Ведь там даже подписано «фат му ан пер джет», т.е. «несут воду [люди] дома вечности». Это само по себе очень интересное выражение (гробница — «дом вечности»), но здесь однозначно вода, посмотрите на иероглиф MU с волнами. Собственно слово «му» (вода) — однокоренное с ивритским майим.

    Об этом есть моя запись в блоге М. Носоновский. Изображение из гробницы Тотхотепа: насколько трудно отличить технологию от ритуала. https://blogs.7iskusstv.com/?p=62809
    На английском языке у меня тоже об этом есть, вот:
    M. Nosonovsky. ‘Carrying Water by the House of Eternity’ or Again about Djehutihotep’s tomb painting of “earliest water lubrication” https://sites.uwm.edu/nosonovs/2017/11/05/about-djehutihotep/

      1. М. И. Носоновскому
        Уважаемый профессор!
        Благодарю вас за внимание к моей записи. Ваши замечания вы обосновали ссылками на свои работы. Они исключительно интересны. Я внимательно почитал ваши статьи. Они помогли мне в редакции записи.
        Леонид Цальман

Добавить комментарий