«ГУСТАЯ ВОДА»

исправлено 22.04.24.

Библия содержит описания явлений, нарушающие известные законы природы и понимаемые как чудо.

Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) писал, что библейские чудеса

«легко могут быть объяснены из известных принципов естествознания. <…> Если бы в природе случилось что-нибудь такое, что противоречило бы ее всеобщим законам, то это необходимо противоречило бы также и разуму, и природе божественной; или, если бы кто утверждал, что Бог делает что-нибудь вопреки законам природы, тот вынужден был бы в то же время утверждать, что Бог поступает вопреки своей природе. Нелепее этого ничего нет. <…>. Стало быть, если в Священном Писании встречается что-нибудь, причин чего мы не умеем изложить и что, по-видимому, случилось помимо, даже вопреки порядку природы, то это не должно нас останавливать, но, безусловно, должно считать, что то, что действительно произошло, произошло естественным образом. Это подтверждается также тем, что чудеса сопровождались многими обстоятельствами, хотя о них не всегда рассказывается, особенно когда воспевают в поэтическом стиле; обстановка чудес, говорю, ясно указывает, что они требуют естественных причин» (Спиноза Б. «Богословско-политический трактат» / Пер. с латинского Лопаткина М., Минск: – «Литература», 1998).

Библейские тексты содержат истории с водой, которая, вопреки  законам естествознания, могла гореть. Возможно, что эта «вода» являлась природной горючей жидкостью – нефтью.

Нефть и вода

Природных жидкостей на Земле всего две – вода и нефть.

Одни ученые считают, что нефть является продуктом превращения останков органических веществ, которые были погребены в недра Земли. Под действием высоких давлений и температур органика превратилась в нефть. Другие ученые считают, что нефть имеет неорганическое происхождение. Она постоянно образуется из соединения атомов углерода и водорода физико-химическим способом в глубинах планеты.

Нефть природным путём или через инженерные сооружения – скважины изливается на дневную поверхность. В пригороде Баку (Азербайджан) можно увидеть остатки нефтяных озер. В эти рукотворные бассейны стекала добытая из земляных недр смесь нефти и воды. Вода и нефть не растворяются друг в друге. Нефть легче воды, она всплывает природным образом над водой. Воду в бассейнах выпускали в Каспийское море. Оставалась нефть, годная для перевозки на заводы.

Нефть по цвету может быть чёрной, коричневой, желто-зелёной, а также белой и прозрачной. Вязкость нефти разнится от вязкости меда до вязкости уксуса. Так называемая «легкая нефть» внешне может быть неотличима от растительного масла или даже воды.

В нефти растворены газы. Нефтяные газы имеют разные ароматы, от дурно пахнущих до приятных.

Отличие нефти от воды – нефть горит. Свойство жидкости «нефть» гореть и способность нефтяных газов в горячем воздухе вспыхивать огнём определяются законами физики.

Нефть в некоторых географических районах  природным образом  выходит на дневную поверхность (земли), часто с водой в  озёра и реки.

Жидкость с реки Ухта

В XVI веке в бассейне реки Ухта, что на европейском севере России, рудокопами добывалась диковинная жидкость: она горела! Жидкость не была похожа на продаваемую арабскими купцами нефть, которую использовали как масло в светильниках и в лечебных целях. Привозная нефть была светлая и не вязкая, а жидкость с реки Ухты черна и густа.

Её называли «горюча вода густа» [1]; видимо, определение жидкости взято из библейской книги [2]. В ней рассказывается о колодце с «густой водой» (Вторая книга Маккавеев 1:20), который находился в Персии. «Густа вода» могла гореть.

***

Запись «Густая вода» включает три части.

Первая: изучение  библейских текстов, где описывается вода, которая могла гореть. Приводятся обоснования, что такой жидкостью могла быть нефть.

Во второй части записи показано, что библейские тексты содержат сведения о нефти. В библейских текстах вещество «масло» (Ездра 6:9; 7:22), на иврите «мешах» (Эзра 6, 9; 7, 22), возможно, есть мазь на основе нефти.

Третья часть записи содержит сведения из небиблейского древнеегипетского источника о жидкости, которая добывалась из воды, использовалась как смазка при транспортировке по земле каменных статуй на санях, и эта жидкость могла гореть. Возможно, основой жидкого вещества была нефть.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. «ВОДА НА ЖЕРТВЕННИКЕ»

Возгорание «воды» на горе Кармил

В Библии рассказывается о споре Пророка Ильи со жрецами лживого бога Ваала. Пророк Илья построил на горе Кармил

«жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров <…> и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. <…> И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (Третья книга Царств 18:32-38).

Есть объяснение «возгоранию» воды на жертвеннике? Из библейского текста известно, что после «всесожжения жертвы» на горе

«небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь» (Третья книга Царств 18:45).

Из текста ясно, что поливание жертвенника водой и возникновения огня на нём прошло перед  дождём. Вероятно, события на вершине горы сопровождались природным явлением: грозой с молниями.

Возгорание жидкости на жертвеннике  можно объяснить догадкой: «вода» на жертвеннике была нефтью. Пары нефти вспыхнули от удара молнии в жертвенник. Загорелись дрова, камни и жертвенное животное, на которые была вылита «вода» из вёдер, и сама «вода»  выгорела дотла в канаве вокруг жертвенника.

На вершине горы нет источников воды. Жидкость, которую вылили на дрова, жертвенное животное и на землю носили ведрами.  Ведра , возможно, наполнялись жидкостью из кувшинов, которые были внизу горы . В караванных кувшинах для транспортировки продуктов мог поместиться человек. Об этом сказано в арабской сказке «Али Баба и сорок разбойников». Кувшин

«был высотой 60–120 см, вмещал 20–50 л жидкости» (Библейская Энциклопедия Брокгауза).

Выскажем предположение о нахождении колодца, из которого кувшины были заполнены  жидкостью, которая могла гореть.

Колодец  с  «густой водой»

Вавилонский царь разрушил (586 год до н. э.) Храм Соломона в Иерусалиме (Первый Иерусалимский Храм) и увел в плен в Вавилонию жителей южного еврейского царства «Иудея».

Жертвенник Храма был разбит. В Библии рассказывается о том, что перед тем, как евреи Иудеи были отведены в вавилонский плен,

«благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место» (Вторая книга Маккавеев 1:19).

Огонь с жертвенника Храма Соломона не угас. Евреи, видимо, поместили огонь в тайную природную глубокую пещеру.

Вставка. Царь Персии Кир покорил Вавилон (539 год до н. э.). Царь разрешил евреям вернуться из плена на родину и построить в Иерусалиме новый Храм. Первая группа евреев отправилась (538 год до н. э.) в Иудею. Храм (Второй Иерусалимский Храм) был ими построен (516 год до н. э.).

В Библии говорится, что до персидского царского сановника по имени Неемия, еврея, дошли известия о слабости еврейской общины в Иудее (тогда провинция Персии). Персидский царь по просьбе Неемии назначил его наместником Иудеи (445 год до н. э.). Под руководством Неемии евреи отстроили городские стены Иерусалима и восстановили в Храме жертвенник.

Для жертвенника Неемия послал  за огнём, который должен быть в тайном колодце,

«тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили <…>, что не нашли огня, а только густую воду, тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились» (Вторая книга Маккавеев 1:20-22).

Объяснение появления огня на жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма, восстановленном при Неемии, возможно, в ответах на три вопроса.

Первый. Почему исчез огонь в колодце, а вместо огня в колодце евреи нашли «густую воду»?

Ответ. Автор записи, горный инженер по образованию, считает: от огня храмового светильника в колодце (возможно, глубокая пещера в горе) горел нефтяной газ, который природным способом выходил из недр земли.  Газ со временем природным образом в колодце заменился водой и нефтью. (Так происходит сегодня на газовых скважинах при неправильной их эксплуатации). Для горения нефти нужно большое количество воздуха, которого в глубоком колодце не могло быть, и не должно быть воды. Поэтому факел огня в колодце погас. Можно сказать, что огонь с жертвенника (Первого) Иерусалимского Храма (Храма Соломона) «скрылся» в «густой воде», в нефти.

Второй вопрос. Где находился колодец с «густой водой»?

Ответ на второй вопрос. В библейской книге рассказывается о том, что персидский царь узнал о колодце и о свойствах «воды» из колодца, которою Неемия пролил на жертвенник. Царь

 «оградил это место, как священное. <…> Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: «очищение»; многими же называется оно Нефтай» (Вторая книга Маккавеев 1:35-36).

Возможно, название местности «Нефтар» или  «Нефтай» дало название «воды» из колодца: «нефть».  Нефть в Палестину доставляли, возможно, с областей Персии.

Вставка. Трофей из Персии. Древнегреческий историк Флавий Арриан (89–175) писал, что греческий царь Александр Македонский после разгрома (331 год до н. э.) войск персидского царя Дария, передал в родную Элладу богатые трофеи. Среди прочих диковин имелась некая жидкость, взятая греками в Гиркании (греческое название области у Каспийского моря). Местные жители использовали эту природную жидкость в качестве масла для светильников. Видимо, жидкость была нефтью. Современный историк считает, что Александр Македонский знал о нефти и её свойствах. Он (в Экбатанах, к юго-западу от современного Тегерана) «наблюдал нечто невиданное – горящий нефтяной фонтан, бивший из естественной скважины. Его в особенности поразила способность нефти загораться от лучей света, как бы само собой. Желая показать Александру это чудесное свойство, персы с наступлением сумерек обрызгали нефтью какой-то проулок и направили на нее свет от факелов; через мгновение весь проулок был уже охвачен пламенем» (Шифман И. Ш. «Александр Македонский». Л.: – Наука, 1988).

Третий вопрос. Как объяснить: «воспламенился большой огонь» (Вторая книга Маккавеев 1:22) на жертвеннике Иерусалимского Храма, восстановленном при Неемии?

Ответ. Огонь был на жертвеннике, на который были положены дрова и жертвы. Об этом огне  узнаём из библейских текстов о порядке жертвоприношения (божьи указания):

«священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат <…> части, голову и тук на дровах, которые на огне, <…> и разложит их священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике» (Левит 1:7-12).

«вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, <…> а огонь на жертвеннике пусть горит [и] не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы; огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» (Левит 6:9-13).

«Воспламенился большой огонь» (Вторая книга Маккавеев 1:22) на жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма, видимо, по причине: жидкость, доставленная с колодца «места Нефтар», и которая была полита на дрова и на жертвы, являлась нефтью. 

«Густая вода» на жертвеннике: нефть

Подтверждением догадки о том, что на жертвеннике (Второй Иерусалимский Храм) жидкость  («густая вода»из колодца была нефтью служит описание горения «камней». Когда

«жертва была сожжена, Неемия приказал оставшеюся водою полить большие камни. Как только это было исполнено, вспыхнуло пламя» (Вторая книга Маккавеев 1:31-32).

Произошло природное явление, которое известно: нефть вспыхнет огнём, если её плеснуть на раскаленные камни. Большие камни медленнее остывают.

Масло для светильника: нефть

Царь греко-сирийского государства Селевкидов (в состав которого входила царская провинция «Иудея») Антиох осквернил (Второй) Иерусалимский Храм (169 год до н. э.). Царь

«вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, <…> и всё обобрал» (Первая книга Маккавеев 1:20-22).

Иуда по прозвищу «Маккавей» («Молотобоец»), сын священника-левита Маттитьяху Хасмоней, согласно предсмертной воле отца, возглавил борьбу евреев против власти греков. Евреи освободили Иерусалим от греков-язычников и восстановили богослужение в (Втором) Иерусалимском Храме (164 год до н. э.).

С этими событиями связан еврейский праздник «Ханукка» («Освящение»). «Витриной» праздника является зажигание свечей в особом светильнике. Порядок зажигания свечей такой: в первый день праздника зажигается одна, во второй – две и далее, в восьмой день – восемь. Традиция объясняет число свечей «восемь» так. МАккавеи, войдя в разрушенный Храм, хотели зажечь в нём светильник. Нашёлся закопанный в земле один кувшинчик с маслом. Кувшинчик был с печатью первосвященника Храма. Масла могло хватить для горения светильника только на один день. Но свершилось чудо: масло в светильнике горело в течение восьми дней. За это время появилось новое масло для светильника.

Требование к маслу для светильника Храма в Иерусалиме было простое. Это

«елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27:20).

Что за масло, которое необыкновенно долго горело в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма?

Длительное горение светильника объяснить можно тем, что  масло в нём было не обычное, не из маслин.

Кувшинчик с маслом был запечатан, то есть он был доставлен с далеких стран. Возможно, масло из откопанного кувшинчика, которое восемь дней горело в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма, было нефтью.  Некоторые виды нефти на единицу веса превосходят растительные масла по продолжительности горения в светильнике. Кувшины с нефтью хранили в подвалах здания Храма; для противопожарной безопасности их закапывали в землю.

«Празднество света»

В книгах еврейского историка и военного деятеля Иосифа Флавия (38–100) чудо с маслом, которое горело необыкновенно долго в светильнике (Второго) Иерусалимского Храма и само слово «Ханукка», не упоминаются. Построение нового жертвенника Храма и появления на нём огня – основа праздника, который Иосиф Флавий называет «Празднество света». Историк пишет, что

«в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности»).

Библейское «чудо», которое произошло во (Втором) Иерусалимском Храме, является не длительное горение масла в светильнике, а появление огня на восстановленном Маккавеями жертвеннике. Энциклопедия пишет о празднике:

«Согласно II книге Маккавеев <…> праздник продолжался восемь дней, потому что так установил царь Соломон, празднуя открытие Первого Храма <…>. В книге праздник, устроенный, уподобляется празднику Суккот и рассказывается, что небесный огонь спустился на жертвенник подобно тому, как это произошло во время первого служения в Храме Соломона» (Электронная еврейская энциклопедия, запись «Ханукка»).

Вставка. Огонь на жертвеннике Храма Соломона. Освящение Храма в Иерусалиме (960 год до н. э.) отпраздновано было при участии царя государства Израиль Соломона и глав колен еврейского народа . При богослужении «сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом (Вторая книга Паралипоменон 7:1). (Автор этой записи не имеет догадки о природе появления огня на жертвеннике Храма Соломона).

Огонь на восстановленном Маккавеями жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма

Воины Маккавеи

«взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему (Первая книга Маккавеев 4:46).

Воины Маккавеи, очистив Храм,

«соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву» (Вторая книга Маккавеев 10:3).

Как можно зажечь камни?

Появление огня из камня на восстановленном жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма можно объяснить природой некоторых камней.

Богослов А. П. Лопухин (1852–1904) писал о появлении огня на восстановленном Маккавеями жертвеннике:

«путем трения или удара камней один о другой <…> добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв» («Толковая Библия». Собрание комментариев под редакцией А. П. Лопухина. Интернет).

От удара крепких камней огонь не возникнет, но может появиться искра. Для возникновения пламени на камне должно быть что-то, которое может от искры загореться.

Некоторые природные камни могут гореть. Это – уголь. Но уголь от искры не загорится. Но в природе есть натуральные камни (песчаники с цементирующим веществом и известняки), в порах которых природным образом содержаться нефть. Пары нефти могут вспыхнуть огнём от искры.

Вставка. Арабский географ  шейх Абу Исхак  аль-Истахри (до 908 – после 951) писал

в своих трудах, что жители Баку (Азербайджан) за отсутствием дров пользовались для отопления землей, пропитанной нефтью, и  готовили пищу на горящих камнях (Интернет).

«Огонь из камня» (Книга Судей 6:21)

В библейской истории юноша Гедеон, будущий судья Израиля, перед подвигами по призыву Бога, попросил у Него знамение. Тогда

«сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки» (Книга Судей 6:20-21).

Можно предположить, что в тексте упоминается природный камень, пропитанный нефтью. «Сей камень» (Книга Судей 6:20) мог «гореть». Возможно, огонь на восстановленном Маккавеями жертвеннике (Второго) Иерусалимского Храма создан горением нефти, которая содержалась в трещинах камней, из которых был построен  жертвенник. От удара по камню была высечена искра. От искры вспыхнула нефть в камнях. От  горящих камнях Маккавеи перенесли огонь на жертвенник и принесли  жертву.

Пожар в развалинах Храма. Горела нефть

Появление огня на жертвеннике  и длительное горение масла в светильнике восстановленного Маккавеями (Второго) Иерусалимского Храма имеют природное объяснение, связанное, видимо, с применением нефти.

Можно предположить, что в подземных помещениях Иерусалимского Храма имелось хранилище нефти в кувшинах. Известное историкам событие, а именно, странный вид пожара разрушенного (Второго) Иерусалимского Храма в 363 году может служить этому  подтверждением.

Иерусалимский Храм был разрушен во время штурма Иерусалима армией Римской империи в 70 году. Император Римской империи Константин (272–337) в 337 году принял крещение. Христианство в империи перестало быть гонимой религией. Христиане придавали большое значение святым местам. Доказательством неправоты веры евреев в глазах христиан являлся разрушенный Храм в Иерусалиме.

Часть аристократии, язычники по вере и жрецы языческих храмов Римской империи продолжали вести борьбу с христианством. Император Юлиан (331–363), язычник, решил отстроить Храм евреев. Тем самым доказать ложность утверждений христиан о религии евреев. Однако планы императора не сбылись. Восстановление Храма вскоре после начала (363 год) прекратилось из-за пожара в его подземельях.

Богослов Григорий Назианзин, современник императора Юлиана, а также христианский историк Сократ Схоластик (V век) в своих трудах отмечали, что в решение Юлиана восстановить Храм Бога евреев вмешалась Небесная Сила: строители здания были жестоко наказаны огнем. Пожар в Храме имел необыкновенный вид.

Римский историк, современник и сторонник императора Юлиана  живописал пожар на руинах Храма:

«страшные клубы пламени, вырывавшиеся частыми вспышками близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии».[3]

Историки, как древние, так и современные, предлагают различные версии причин пожара здания: вмешательство Небесной Силы, поджог, природное землетрясение. Имеется экзотическое предположение, что в подземельях разрушенного здания произошёл взрыв газа, продукта жизнедеятельности лошадей. Как известно, подвалы здания Храма римляне использовали как конюшни для своих боевых коней.

Предложим догадку о прекращении строительных работ: в подземельях здания разрушенного Иерусалимского Храма воспламенилась нефть.

«Нефтяная» версия появления пожара основана на известных из книг историков поражающее воображение и наводящие ужас описаний пожара, а именно: летящие огненные шары из развалин здания.

Видимо, в  подземелье здания находилась нефть в запечатанных кувшинах.  При пожаре, возникшим из неосторожности строителей или из-за умышленного поджога, взрывались один за другим кувшины с нефтью. Из подземелья здания при взрыве кувшина с нефтью вырывались сгустки пламени.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАПИСИ. МАСЛО «МЕШАХ»

Огонь на жертвеннике Храма в Иерусалиме по божьей заповеди

«пусть горит [и] не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро» (Левит 6:12).

Обязательные жертвоприношения  животных  (быки, бараны, козлы и ягнята) включают всесожжения (когда мясо  сжигается дотла, не оставляется для еды), ежедневные жертвоприношения, а также приношения на встречу Субботы, Рош Ходеш, Рош Хашана,  Песах,  Шавуот,  Йом Кипур и Суккот.  Количество сжигаемых животных очень велико (Числа  28:1-30:1).

Леса в Палестине немногочисленны.  Возможно, на жертвеннике сжигали не только дрова, но и горючее вещество. Это вещество в библейских текстах называется  «мешах» («масло»). Основой «мешах», выскажем предположение, была нефть. Выделение теплоты  при сгорании сухой древесины в 2-3 раза ниже чем нефти на единицу массы.

Приведем некоторые тексты Библии со словом «масло».

  1. Авраам встречает трех мужей у своего шатра,

«и взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Бытие 18:8).

  1. Слова пророка Исайя:

«И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Исаия 7:21-22).

В текстах 1 и 2 «масло» есть слово иврита «хемъа», означает масло животного происхождения.

  1. Слова евреям Годолия, которого царь Вавилонский поставил начальником Иудеи:

«вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли» (Иеремия 40:10).

  1. При сооружении жертвенника (Второго) Храма в Иерусалиме

«стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу, и питье, и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу» (Ездра 3:7).

Перевод текста еврейской редакцией:

«дали деньги каменотесам и мастерам, а еду и питье, и оливковое масло – жителям Цидона и Цора, чтобы привезти морем из Леванона в Яффо кедровые деревья» (Эзра 3, 7).

В текстах 3 и 4 «масло» есть перевод слова иврита «шемен», означает масло растительного происхождения: «оливковое масло».

Слова библейского иврита «хемъа» (сливочное масло) и «шемен» (оливковое масло) переведены на русский язык словом «масло» в значении: пищевой продукт.

Приведём ещё два библейских текста со словом «масло».

  1. Персидский царь Дарий подтверждает разрешение царя Кира евреям – пленникам вавилонским на постройку Храма. Царь повелевает подданным давать евреям для постройки всё из имущества царского, а также для жертвоприношений

«сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки» (Ездра 6:9).

Еврейская редакция перевода этого текста:

«то, что им нужно: и быков, и баранов, и ягнят для всесожжения Б-гу небесному, зерно, соль, вино и масло – по указанию священников, что в Йэрушалайиме, – пусть выдается им ежедневно без упущений» (Эзра 6, 9).

  1. Царь Дарий повелевает подданным:

«все, что попросит у вас Эзра, священник, писец закона Б-га небесного, немедленно должно быть исполнено. До ста талантов серебра, до ста коров пшеницы, до ста батов вина и до ста батов масла, а соли без счета» (Эзра 7, 21–22).

В библейских текстах (здесь под номерами 5 и 6) слово «масло» есть перевод слова библейского иврита «מְשַׁח» («мешах»).

Масло «мешах»

Когда в библейских текстах упоминаются «шемен» или «хемъа», то речь идёт о продукте «масло» растительного или животного происхождения. Известно, что масло оливковое и сливочное может превратиться в прогорклое, дурно пахнущее, если его хранить в условиях жаркого климата в больших емкостях длительное время.

Масло «мешах», видимо, не скоропортящийся продукт. Он сберегается в царских хранилищах вместе с провиантами, которые долго хранят свои качества: пшеница, вино и соль. Эти продукты не производились в изобилии в Палестине, их завозили, видимо, с персидских земель; расход этих продуктов был под контролем царских чиновников. Можно сделать вывод, что масло «мешах» – не растительного и не животного происхождения.

Происхождение масла «мешах» определим, читая библейские тексты.

Вот библейская история о спасении еврейского младенца в Египте. Фараон приказал убивать всех рождающихся еврейских мальчиков. Одна еврейская мать, в надежде избавить своего ребёнка от смерти,

«взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, <…> И вышла дочь фараонова на реку <…> увидела корзинку среди тростника <…>  Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И <…> он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исход 2:3-6).

Младенец по имени на библейском иврите «מֹשֶׁה» (Моше) – вождь, который организовал исход евреев из Египта, сплотил колена Израиля в единый еврейский народ – Моисей.

Библейское выражние «вынула его» определено словом библейского иврита «מְשִׁיתִהוּ» (звучит «мешитиhу» ).

Прочитаем некоторые слова иврита. Слово иврита «מָשָה» («маша») переводится как «извлекать из воды» (Словарь Д-ра Б. Подольского). В синодальном издании Библии перевод этого слова встречается два  раза как  «вынула»  (4871, Симфония номеров Стронга). Слово иврита «машах» означает «мазать», «намазывать» (Словарь Д-ра Б. Подольского). Вот библейский стих со словом «מִשְׁחוּ» (мишеху):

«Встаньте, князья, мажьте щит!» (Исайя 21,5).

Сделаем предположение: вещество — на библейском иврите — «мешах» (не растительное и не животное «масло»), которое можно мазать на что-либо — на библейском иврите — «машах» (перевод: «мазать») изготовлялось способом, который на иврите называется «маша» (перевод: «вытаскивать, извлекать»), видимо, изготавливалась из нефти. Нефть извлекали из водных источниках, куда оно попадала природным образом из земляных недр. Нефть в некоторых странах, например, в Персии, также в России в бассейне реки Ухта, выходила из недр земли естественным способом, часто вместе с водой из земляных недр.

Как в древние времена могли добывать нефть? Если запрудить верхнюю часть потока воды, в которой имеется небольшое количество нефти, то нефть со временем перед препятствием образует неподвижный слой поверх воды. Так нефть можно извлечь из водной запруды. Слово библейского иврита «маша» (перевод: «извлечь»), возможно,  дало название веществу, которое извлекалось из вода: «мешах».

Обратимся к небиблейскому источнику о некой жидкости, которое добывалось из воды, и это вещество могло гореть.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАПИСИ. ТРАНСПОРТИРОВКА ИЗ КАМЕНОЛОМЕН

В 1817 году археологи на берегу Нила открыли гробницу правителя земель египетского фараона (конец XX – первая половина XIX вв. до н. э.). На стенной росписи гробницы изображена транспортировка из каменоломен колоссальной каменной статуи правителя. Сто семьдесят два человека перемещают на санях колосс. Высота статуи составляла более 6,5 метра, весила она более 60 тонн. На рисунке изображён человек, который льёт струю чёрной жидкости под полозья саней. Работники в очереди подносят к поливальщику сосуды. Жидкость лилась под полозья саней, ясно, для уменьшения трения при её движении.

Высказываются разные предположения о этой  жидкости. Например, сани легче перемещать по песку, политому водой. Возможно, что при транспортировке колосса на санях в качестве смазки применяли оливковое масло. [4]

М. И. Носоновский — профессор (Assistant Professor) Висконсинского университета отметил в комментарии к предлагаемой здесь записи ряд вопросов, которые требуют уточнения. Свои соображения  профессор обосновал подробными ссылками на свои работы. Работы професора исключительны интересны.

Соображения автора записи при исследовании изображения фрески:

— организатор передвижения статуи лил из кувшина на землю под полозья саней не воду. При смачивании песка водой, она сразу «уйдёт в песок», исчезнет. Такой же результат будет при литье воды на каменистую дорогу. Вода «уйдёт» в трещины камни. Уменьшение усилий транспортировки может быть, если сани передвигаются по глине. Она становится пластичной при обильном её смачивании водой;

— организатор передвижения статуи лил на землю из кувшина не растительное масло. Растительные масла имеют высокую липкость, клейкость. Песок и обломки твердых пород, смазанные растительным маслом, могут приклеиться к полозьям и препятствовать движению саней;

— на росписи изображено, как один организаторов передвижения статуи  разжигает благовония. Горит, явно, жидкость из кувшина, который за спиной этого человека. Кувшин такой же, как у человека, который льёт жидкость под полозья саней. Жидкость черно-зеленого цвета и, видимо, горюча;

— надпись (иероглифы) над фигурками людей, которые несут кувшины с жидкостью исследователи читают «вода для дома вечности». Надпись можно прочитать, заменив выражение «вода для дома вечности» выражением «жидкость для дома вечности». Иероглиф «вода» — одна волнистая линия, а на фреске изображены три вертикально расположенные волнистые линии. Причём верхняя волнистая линия отличается от нижних. Она более жирная. Можно предположить, что на фреске показан иероглиф «слоистая жидкость».

Вывод: Можно предположить, что на фрезке показана жидкость, добываемая из воды. Жидкость могла гореть. Жидкость, которую выливали под полозья саней, видимо, являлась продуктом, которое в библейских текстах называется масло «мешах». Масло «мешах» являлась продуктом нефти.  Раствор песка, пропитанный нефтью, приобретает свойства влажной глины, становится смазкой.  

 

Источники

[1] Интернет.

[2] Еврейская историческая книга посвящена истории царства Маккавеев (II век до н. э). Даётся описание возвращения евреев на родину из вавилонского плена (VI век до н. э.).

[3] Аммиан Марцеллин. «История» / Пер. с латинского языка Ю. Кулаковского и А. Сонни. Киев, 1906–1908.

[4] Носоновский М. Статья «Царь Саул – создатель науки о трении? Трение и смазка в Ветхом Завете» (альманах «Еврейская старина», №15, 2004. Портал д-ра Евгения Берковича). Интернет.

5 комментариев для “«ГУСТАЯ ВОДА»

  1. Интересный материал, но ряд вопросов требуют уточнения.

    «Встаньте, князья, мажьте щит!» (Исайя 21,5).
    Это призыв к бою, кожаные щиты покрывали слоем мази.
    Масло «машах», видимо, являлось хорошей смазкой. Возможно, смазка состояла из нефти.
    Открытия археологов утверждают в таком выводе. В 1817 году археологи на берегу Нила открыли гробницу правителя земель египетского фараона (конец XX – первая половина XIX вв. до н. э.). На стенной росписи гробницы изображена транспортировка из каменоломен колоссальной каменной статуи правителя (иллюстрация 3). Сто семьдесят два человека перемещают на санях колосс. Высота статуи составляла более 6,5 метра, весила она более 60 тонн. На рисунке изображён человек, который льёт струю чёрной жидкости под полозья саней.
    »

    Я довольно детально изучал этот вопрос, и не согласен с выводом господина Цальмана. Во-первых, здесь речь о двух очень разных ситуациях. Смазка щитов в войске царя Шаула, конечно, производилась растительным масломю Почему — читайте в моей статье «Царь Саул – создатель науки о трении? Трение и смазка в Ветхом Завете (К пуриму 5764)» здесь в Заметках https://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer15/MN64.htm
    И более серьезной моей же статье в журнале японского общества трибологов (трибология — наука о трении и смазке)
    M. Nosonovsky. Oil as a Lubricant in the Ancient Middle East, Tribology Online/2 巻 (2007) 2 号 https://www.jstage.jst.go.jp/article/trol/2/2/2_2_44/_pdf/-char/ja
    https://doi.org/10.2474/trol.2.44
    Там есть подробное обсуждение!

    Что же касается египетской фрески, то конечно там льется вода, а не нефть! Ведь там даже подписано «фат му ан пер джет», т.е. «несут воду [люди] дома вечности». Это само по себе очень интересное выражение (гробница — «дом вечности»), но здесь однозначно вода, посмотрите на иероглиф MU с волнами. Собственно слово «му» (вода) — однокоренное с ивритским майим.

    Об этом есть моя запись в блоге М. Носоновский. Изображение из гробницы Тотхотепа: насколько трудно отличить технологию от ритуала. https://blogs.7iskusstv.com/?p=62809
    На английском языке у меня тоже об этом есть, вот:
    M. Nosonovsky. ‘Carrying Water by the House of Eternity’ or Again about Djehutihotep’s tomb painting of “earliest water lubrication” https://sites.uwm.edu/nosonovs/2017/11/05/about-djehutihotep/

      1. д-р М. И. Носоновский
        Уважаемый профессор!
        Благодарю Вас за внимание к моей записи. Ваши замечания исключительно интересны. Я внимательно почитал ваши статьи. Они помогли мне в редакции записи.
        Леонид Цальман

Добавить комментарий