О физике Матвее Бронштейне, доме Иоффа и неосталинистах

Каждуй день прохожу мимо дома Иоффа с башенкой на Пяти Углах, где жили или бывали многие интересные люди. В частности там жил физик-теоретик Матвей Петрович Бронштейн (1906-1937), муж Лидии Корнеевны Чуковской, арестованный в 1937 году и расстрелянный через полгода после этого.

Рано погибший Бронштейн был одним из создателей квантовой теории гравитации. В 1930е годы и квантовая механика, и Общая Теория Относительности были относитально новыми достижениями человеческой мысли, мало кто в них разбирался. Перед физиками встал вопрос, как соединить две новейшие фундаментальные теории природы. Оказалось, что это совсем не просто (вопрос этот не решен и сегодня, сто лет спустя). Общая Теория Относительности (ОТО) — это теория гравитационного поля. В определенной степени она напоминает гораздо более простую электродинамику, теорию электромагнитного поля. Электродинамику удалось соединить с квантовой теорий, создав Квантовую Электродинамику (КЭД), «странную теорию света и вещества«, как ее позднее назвал Ричард Фейнман в известной книге.

Я не вникал в работы Бронштейна, но насколько я понимаю, Бронштейн был одним из первых, кто понял, что ОТО устроена принципиально иначе, чем электродинамика, из-за принципиальных нелинейностей, присущих ее уравнениям. Поэтому построить квантовую теорию гравитации будет гораздо сложнее, чем КЭД. Wer’s nicht glaubt, bezahlt einen Taler («А кто не верит этому, платит талер!») — задорно заканчивает свою статью парафразом немецкой поговорки («Кто поверил, платит талер [=тот простак]»). О Матвее Бронштейне, о его жизни и работах много писал историк физики из Бостона Геннадий Горелик.

«Устранение связанных с этим логических противоречий требует радикальной перестройки теории, … а может быть, и отказа от обычных представлений о пространстве и времени и замены их какими-то гораздо более глубокими и лишенными наглядности понятиями. Wer’s nicht glaubt, bezahlt einen Taler.»

Лидия Чуковская, называвшая мужа «Митей», вспоминала:

“Общее наше жилье – у Пяти Углов. Адрес: Загородный, дом 11, квартира 4. Окна на улицу Рубинштейна (бывшую Троицкую), подъезд – на Загородный, прямиком на трамвайную остановку. От нашего крыльца трамваем № 9 – пятьдесят минут до Физико-технического института. Между мною и Митей – Люшина комната, самая большая в квартире: у меня 14, у Мити 16, у Люши 18 метров. В два окна. В новой квартире окна высокие, с цельными стеклами, от пола до потолка. Весело нам было вместе заказывать шторы для этих необычных, кверху округлых окон.»

Трудно сказать, чем не угодила сталинистам квантовая гравитация. Скорее всего, у них просто была разнарядка на уничтожение какого-то количества людей, и Бронштейн попал под руку. Так или иначе:

«Ночью с 31 июля на 1 августа 1937 года в квартире на Загородном произошел обыск. Матвея Петровича не было дома, он гостил у родителей в Киеве. “Налетчики работали очень своеобразно. Они выдвигали ящики письменного стола, вытаскивали оттуда бумаги и, не читая, рвали их в мелкие клочья. Сейчас, в 1980–1983 годах, молодые физики нередко спрашивают: сохранился ли у меня в полном, подлинном виде, экземпляр докторской диссертации Матвея Петровича? У меня – нет. Быть может, в ВАКе? В Митиной комнате по ней ходили сапогами”.
Бронштейн был арестован в Киеве 6 августа 1937 года. В телеграмме из Киева Лидии Чуковской родители писали: «Митя задержался на неопределенное время тчк Выясняйте обстоятельства. Бронштейны».

В 1997 году на угловом доме Иоффа была установленя мемориальная доска. Она находится там и сегодня (сфотографировал сегодня).

Там же прикреплена табличка «последний адрес». Проходя мимо почти каждый день, я каждый раз обращал на нее внимание.

И вот пару недель назад я заметил, что табличку кто-то заклеил. Оказалось, что это стикер подпольной сталинистской организации Red Tempest («Красный Ураган»). Я никогда про эту организацию не слыхал, но легко нашел в гугле. Да, сталинисты. Точнее, скорее, неосталинисты, молодежная субкультура, сочетание марксизма в ленинско-сталинском изводе и национализма. Да, развешивают стикеры, занимаются пропагандой. Чем не угодила им квантовая гравитация — вопрос пустой, они и не знают, что это такое.

Отровать стикер не так просто. Я, разумеется, не стал этого делать сам (вокруг десятки камер, сопряженных с новейшими нейронными сетями для распознавания лиц, Red Tempest хоть и подпольное движение, но наверняка кем-то курируемое). Но кто-то это сделал, и сегодня (26 окт 2023) табличка выглядит вот так и требует лишь небольшой чистки.

А вот изображение Дома Иоффа, картина замечательного книжного графика Елены Болговой, которую она нарисовала для меня ко дню рождения:

Один комментарий к “О физике Матвее Бронштейне, доме Иоффа и неосталинистах

  1. Добавлю, что сейчас (полчаса назад) проходил у метро «Владимирская», там у памятника Достоевскому проходила церемония памяти жертв коммунистических политических репрессий. Зачитывали имена убитых, были выставлены стенды с информацией. Сегодня 30 октября — день памяти жертв потитических репрессий. Хотя все это организовано какими-то организациями православного толка (Бѣлое Дѣло), один стенд, об уничтоженной науке, был частично посвящен Матвею Бронштейну, с его портретом, биографией и отзывам Жореса Алферова, что с расстрелом Бронштейна было утрачено целое научное напрвление. В мероприятии участвовало несколько десятков человек. В 9 вечера организаторы предлагают зажечь свечи перед окнами в память об убитых в ходе коммунистического террора.

Добавить комментарий