Продолжение статьи «Проект Уганда».
В 1901 году Герцль добился аудиенции у султана Абдул Хамида Второго, благодаря посредничеству профессора Вамбери, ученого и искателя приключений, на которого Герцль произвел большое впечатление и вызвал в душе его сочувствие к сионистскому движению. Герцль поблагодарил султана за сочувственное отношение к евреям и дипломатьчно приступил к делу, намекая -Турции могут помочь деньги для давящего на нее долга другим странам. Султан был очень заинтересован в этом и дальнейшие переговоры передал своим советникам. Когда Герцль заявил, что он хочет получить Хартию на еврейское автономное поселение в Палестине, ответа не последовало. «Нельзя, чтобы поселение было массовым». Герцль верил в политические маневры, могущие изменить положение, в Турции «за деньги можно все». К тому же он произвел на султана большое впечатление, и султан сказал Вамбери: «Герцль похож на пророка, на вождя народа, глаза у него очень умные, разговаривает он осторожно и ясно». Герцль верил, что если будут денежные средства, он сможет добиться Хартии, и заканчивает свой визит в Константинополь оптимистической нотой. «Этим мы уже, собственно, ведем переговоры о самой Хартии, с этих пор нет нужды ни в чем, кроме как в везении, ловкости и деньгах». Надежды Герцля не сбылись. Он не смог собрать нужную сумму у еврейских банкиров, а без них соглашение о Хартии не имело никакой силы. Герцль начал искать другие пути, которые смогли бы приблизить его к цели.
После Кишинёвского погрома, Пейсах 1903, Герцль решил, что необходимо начать переговоры с царем и членами его правительства. С помощью посредников он получил приглашение посетить Петербург. Герцель поставил три цели:
1) улучшение властей к евреям и, таким образом, избежать погромов в будущем;
2) поддержка в Константинополе для получения Хартии на поселение, что позволит массовое еврейское переселение в Палестину
3) разрешение на деятельность сионистского банка среди русских евреев.
Среди евреев распространились слухи о его приезде и в каждом месте, где он остановалсяся, его встречали с восторгом, как избавителя. С приездом в Петербург, Герцль был немедленно принят министром Внутренних дел Плеве. Плеве заявил, что он лично,поддерживает сионизм, поскольку последний помогает переселению евреев, однако ему известно, что сионистские лидеры в России, трактуют сионизм по-своему, отлично от трактовки Герцля. Герцль ответил ему в дипломатической форме: «Против Колумба тоже восставали его моряки во время плавания, когда он еще не вывел их на сушу: если бы Вы могли помочь нам приобрести Палестину, то революционное брожение между молодыми евреями в России, а также всевозможные социалистические идеи исчезли бы. Поддержите меня в ходатайстве у султана, помогите мне совершить переселение с помощью еврейского капитала, дайте сионизму развиваться свободно».
Плеве в своем ответе подчеркнул вторично, что Россия заинтересована в переселении тех евреев, которые не могут ассимилироваться, и согласился поддержать политическую программу Герцля. В своём письме Плеве обещал помощь сионистским представителям в у оттоманского правительства, и также облегчение деятельности обществ по переселению, и даже помощь средствами. Герцль надеялся, что если Россия официально поддержит сионизм, это поможет ему получить Хартию, позиции России отводилось важное место при дворе султана.
Вячеслав Константинович Плеве (1846 — 1904) — директор департамента полиции (1884), сенатор (1884 — 1894), государственный секретарь и управляющий при Государственном совете (1894), министр внутренних дел и шеф корпуса жандармов (1902). Проводил политику разложения революционного движения изнутри, подавления стачек и крестьянских восстаний.
Помимо борьбы с революцией Плеве занимался и обычными полицейскими мероприятиями. В 1881—84 после убийства Александра Второго, по ряду южных городов прокатилась волна еврейских погромов. Плеве видел в этом нарушение общественного порядка и беспощадно усмирял виновных, защита евреев от погромов заняла значительную часть дел Департамента полиции.
Плеве, будучи человеком последовательным, положительно относился к сионизму, надеясь, что это сможет отвлечь евреев от участия в революционной деятельности. Став министром внутренних дел, он несколько раз встречался с Теодором Герцлем и обещал поддержку в пропаганде и организации отъезда евреев на Землю Обетованную. Фон Плеве говорил о том, что правительство не намерено препятствовать сионистам, когда они занимаются эмиграцией в Палестину. Он обещал Т. Герцлю, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с турецким султаном и будет содействовать созданию сионистской организации в России. Плеве был убит социалистом-революционером Е.Сазоновым в С.-Петербурге,1904 год.
http://deduhova.ru/statesman/vyacheslav-konstantinovich-pleve/
Герцель продолжил переговоры с министром финансов Витте, и добился соглашения правительства на деятельность сионистского банка в России. Также было обещано рассмотреть его просьбу в отношении расширения «площади поселения» для евреев и включить туда Курляндию и Ригу. Ему обещали, что евреям будет позволено покупать земельные участки.
Сергей Юльевич Витте — российский государственный деятель, почетный член Петербургской Академии наук (17 июня 1849, Тифлис — 28 февраля 1915, Петроград). Он занимал посты министра путей сообщения, министра финансов, председателя Комитета министров и председателя Совета министров. В 1892 г. он женился на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было). Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов «поставить крест» на карьере, однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее, Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
В середине августа 1903 года. в то время, когда Герцль находился в Вильно, он получил официальное послание от британского правительства о возможности получения Хартии на еврейское поселение в восточной Африке ( Уганда), «с намерением улучшить положение еврейской нации», и с условием, что сионистская организация пошлет туда комиссию «для выяснения, есть ли там земля, пригодная для целей, указанных в программе». Герцль видел в этом послании достижение с политической точки зрения. Первый раз в истории еврейского изгнания крупная держава признает национальное еврейское представительство и предлагает ему выяснить возможность автономного еврейского поселения.
23 августа 1903 года, на открывшемся в Базеле Шестом сионистском конгрессе началось обсуждение «плана Уганда», одобренного министром по делам колоний Джозефом Чемберленом от имени британского правительства, направленного на создание временного убежища для евреев в Британской Восточной Африке после кишиневского погрома. Предложение было встречено решительным сопротивлением евреев Российской империи и в конечном итоге отклонено.
Поднялось мощное сопротивление, которое было особенно сильным со стороны представителей из России. Членов сказал: «Я чувствую, что нечто скрытое в глубине моей души казавшееся мне дорогим, святым и неприкосновенным, подвергается здесь, в этом здании оскорблению и осквернению. Поэтому мы просим нашего предводителя пробудить понимание британского народа, Сион — это наша Родина. Яков Бернштейн-Коган, из Кишинева сказал: мы собрались здесь не только как представители страждущего и занемогшего еврейства, а как хорошие врачи, которые не спрашивают больного, чего он хочет. История болезни еврейского народа — это история еврейского народа и ведет она в Эрец Исраэл и в ней его исцеление. Спор был трагичным и бурным.
Я́ков Матве́евич Бернште́йн-Ко́ган (иногда Коган-Бернштейн); 1 октября 1859, Кишинёв — 12 мая 1929 Днепропетровск, один из основателей и лидеров сионистского движения в России. Брат народовольца Льва Матвеевича Коган-Бернштейна, он будучи студентом Петербургского университета в начале 1880-х годов входил в народовольческий кружок. Арестован в апреле 1881 года после убийства Александра Второго, и сослан в Якутию. Участвовал в вооружённом выступлении политических ссыльных в Якутске, закончившимся перестрелкой между ссыльными и солдатами. Когана-Бернштейна вместе с другими ссыльными предали военному суду по обвинению в вооруженном сопротивлении, его приговорили к смертной казни.[2] Тяжело раненый в перестрелке с солдатами, Лев Матвеевич Коган-Бернштейн не мог встать на ноги, и, как ранее в суд, так и к виселице был принесен на кровати. Похоронен в Якутске на еврейском кладбище.
Большинство делегатов поняли, что Герцль намеревался, главным образом, продолжать переговоры с Великобританией, он объяснил это делегатам из России, которые покинули зал заседаний со слезами на глазах. «Если бы британское предложение было отвергнуто, то вы бы поставили меня в ужасное положение — никто не захотел бы продолжать переговоры со мной, видя, что у меня отсутствует влияние на конгресс». Герцль получил большинство голосов в конгрессе: 295 делегатов голосовали «за», 177 — «против», при 100 воздержавшихся.
В переговорах об Уганде Герцль видел средство давления на Турцию для ее «смягчения» и согласия на выдачу Хартии на Палестину или, хотя бы, на часть ее. Он думал, что если до султана дойдет, что евреи ведут переговоры с Англией, то вполне возможно, тогда он будет готов прийти к соглашению с сионистской организацией. http://gazeta.rjews.net/Lib/Hertzel/hertzel2.html
Герцль закрыл шестой сионистский конгресс клятвой верности Сиону: «Если забуду тебя. Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука!». Герцль скончался от сердечного приступа в 1904 году в возрасте 44 лет и был похоронен в Вене. В 1949 году его останки были перевезены в Израиль и перезахоронены на горе Герцля.
7-й Сионистский конгресс, Базель, 27 июля — 2 августа 1905 г. председатель М. Нордау. Конгресс было посвящен памяти Герцля. Подавляющее большинство делегатов составили Ционей Цион, голосами которых была принята резолюция, исключившая возможность участия сионистов в создании еврейских поселений вне Эрец-Исраэль. В ответ сторонники плана Уганды покинули конгресс и вышли из Сионистской организации, основав Еврейское территориальное общество, Территориализм. На 7-м Сионистском конгрессе рассматривались планы практической поселенческой работы в Эрец-Исраэль. Сформированный на конгрессе Исполнительный комитет избрал председателем Д. Вольфсона, который стал таким образом президентом Сионистской организации.
7-й Сионистский конгресс, Базель, 27 июля — 2 августа 1905 г. Конгресс было посвящен памяти Герцля. Подавляющее большинство делегатов составили Ционей Цион, большинство подданные России, голосами которых была принята резолюция, исключившая возможность участия сионистов в создании еврейских поселений вне Эрец-Исраэль. В ответ сторонники плана Уганды покинули конгресс и вышли из Сионистской организации, основав Еврейское территориальное общество . Территориализм.
В последнее время в Израиле наметилась обратная тенденция — недовльные судебной реформой переезжают в другие страны, некоторые со своим бизнесом.