Остап Кармоди

«Вёрстка» опубликовала большое расследование о том, как Россия обходит санкции и, несмотря на запреты США и ЕС, покупает фактически все нужные ей западные детали для своей оборонной промышленности.

Никакого открытия в том, как именно это делается, нет: эти закупки проводятся через подставные фирмы и третьи страны. Открытие не в способах, а в ошеломляющем масштабе происходящего.

Сама статья намекает, что Запад должен поскорее перекрыть каналы обхода санкций. Люди, цитирующие статью, открыто к этому призывают и возмущаются тем, что Запад до сих пор это не сделал. Я лично настроен довольно пессимистически.

Ещё в самом начале войны я писал, что санкции не приведут к остановке военной промышленности. Сейчас это предсказание, к сожалению, сбывается. И вряд ли это можно принципиально изменить.

Технически перекрыть каналы поставок западного оборудования и деталей в Россию возможно (хотя большинство из них всё равно заменят китайскими). Но не думаю, что Запад на это пойдёт. И не из-за лицемерия и двуличия.

Есть вещи, которые сделать просто, и их наверняка скоро сделают. Например, прекратить поставки в Россию моторов для Боингов и Эирбасов. Или сложных станков, которые можно использовать для производства пушек. Таких моторов и станков производится мало, их главные покупатели хорошо известны, если запрос на их покупку отправляет доселе никому не известная крошечная компания из Армении, это сразу вызывает подозрения. Да и если закупку делает крупная турецкая компания, которая потом перепродаст это мелкой для поставки в Россию, проконтролировать путь каждого мотора и станка и пресечь обход санкций — довольно простая задача. Рано или поздно (надеюсь, что рано), эту проблему решат.Но 90% подсанкционных товаров, которые идут в Россию, остановить гораздо сложнее.

Отличный пример — найденные недавно украинцами в российских дронах “Ланцет“ чешские двигатели.

Эти двигатели производит компания Model Motors s.r.o. и предназначены они, как видно уже из названия фирмы, для авиамоделей, то есть для дорогих игрушек. Таких моделей в мире производятся десятки, если не сотни тысяч, для их производства не требуются сложные производственные линии, и любая никому доселе не известная компания в Панаме или Вьетнаме может начать их делать хоть завтра. Чтобы отличить фирмы, которые закупают такие двигатели для настоящих авиамоделей, от тех, которые служат прокладками для закупки их для Ланцетов, нужно проверять буквально каждую сделку.

Или чипы. В начале войны все наверняка слышали, что русские выковыривают чипы из стиральных машин для нужд своей оборонной промышленности. Теперь уже не выковыривают, а покупают — потому что для большей части российской военной продукции требуются не самые продвинутые чипы, которые производят три фирмы в мире и использует 30 покупателей, а куда более простые изделия, которые используются в стиральных или швейных машинах, школьных калькуляторах, домашних метеостанциях, будильники и т.п. — и чтобы перекрыть их поставки в Россию нужно проверить буквально каждое предприятие, которое производит будильники или их комплектующие.

И Запад вряд ли на это пойдёт.

Потому что, если на это пойти, бизнес взвоет. И не только тот бизнес, который сейчас наживается на незаконных поставках в Россию, но и тот, который не имеет к ним отношения.

Ещё до начала российского вторжения в Украину американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) — агентство, которое следит за исполнением наложенных правительством экономических санкций — выпустило памятку по исполнению санкций для частных компаний. В ней называются четыре пункта, которые обязаны исполнять все фирмы:

1. Идентифицировать подозрительные транзакции

2. Замораживать такие транзакции

3. Отправлять их на проверку специальному персоналу

4. При необходимости сообщать о них государственным органам

Сейчас государство не очень настаивает на этих требованиях и редко проверяет их исполнение.
Что будет, если оно начнёт это делать по-настоящему, видно по мерам по отмыванию незаконных доходов, на выполнении которых государство действительно настаивает и которые касаются в основном банков.

По оценкам ООН, ЕС, американского правительства и независимых специалистов (см. например статью Anti-money laundering: The world’s least effective policy experiment? Together, we can fix it в 1-м номере журнала Policy Design and Practice за 2020 год) эти меры приводят к конфискации от 0,05% до 2% незаконных доходов. То есть, несмотря на все принимаемые меры, от 98% до 99,95% незаконных доходов отмывается успешно. При этом только частным фирмам принимаемые для борьбы с отмыванием незаконных доходов меры обходятся в 100-300 раз большую сумму, чем конфискованные незаконные деньги: государства конфискуют 3 — 3,5 миллиардов долларов незаконных доходов в год, а затраты частных компаний на отслеживание этих доходов составляют от 300 миллиардов до 1,3 триллиона долларов.

То же наверняка произойдёт, если США и ЕС решат заставить фирмы по-настоящему бороться с обходом санкций. Каждой — даже самой маленькой — компании, производящей или продающей товары, которые государство может счесть товарами двойного назначения, придётся ввести у себя должность специалиста по борьбе с обходом санкций из пункта 3 инструкции OFAC и замораживать исполнение любого контракта, который государство может счесть подозрительным — а таких, скорее всего, будет 20%-30%.

Поскольку это будет касаться не только банков, а фактически любой фирмы, потери западного бизнеса будут на порядки больше, чем 0,3-1,3 триллиона долларов, в которые обходятся банкам меры по борьбе с нелегальными доходами. И подавляющее большинство этих затрат ляжет не на фирмы, чьи продукты сейчас незаконно поступают в Россию, а на всех остальные компании, не имеющие к поставкам в Россию вообще никакого отношения.

При этом эффект от этих мер, скорее всего, будет таким же минимальным, и Россия всё равно будет закупать чипы для стиральных машин и моторы для авиамоделей в нужном её армии количестве, пусть и немного сложнее и дороже.

В общем, начинать в полной мере и с полной отдачей бороться с попытками обхода любых санкций — это сыпануть в бензобак западной экономики ведро с песком. Вреда для самого Запада от этого будет куда больше, чем для России.

Американские и европейские власти это понимают и именно поэтому, а не из-за лицемерия или опасения украинской победы не спешат следить за исполнением этих требований.

Значит ли это, что Западу нужно опустить руки и ничего не делать? Или даже вообще отменить антироссийские санкции? Конечно нет.

Во-первых, как я писал выше, есть товары, вроде станков, крупных авиадвигателей и самых продвинутых чипов, сделки по которым отслеживать очень легко. Таких товаров достаточно много, они очень важны для российской экономики и российского ВПК, и перекрыть их поставки не составляет труда, если не целиком (такое не удавалось даже в отношении СССР), то хотя бы на 90%. Думаю, что скоро это будет сделано.

Во-вторых, можно перенести ответственность за исполнение санкций с частного бизнеса на государство. США и ЕС нужно не заставлять частные фирмы тщательно следить за тем, кто закупает у них продукцию, а поручить это своим спецслужбам и ограничить круг подозреваемых. Например, наказывать не любую фирму, участвующую в цепочке, а фирмы “последней мили“ — те, кто непосредственно поставляет товары двойного назначения в Россию. И не просто наказывать, а ввести для владельцев и всего менеджмента таких фирм очень суровую уголовную ответственность, например, 10-20 лет тюрьмы, и выдавать международные ордера на их арест. Это не приведёт к полному прекращению поставок, но резко уменьшит количество желающих заниматься такими делами, а значит сократит количество поступающих в Россию военных товаров и сильно поднимет их стоимость для российского ВПК. И никак существенно не замедлит западную экономику.

Ну и, главное, нужно наконец начать перестать тормозить поставки Украине оружия и начать давать ей всё, что ей нужно для успешного наступления и поражения целей в глубине российской территории. Даже если Запад каким-то образом сможет полностью перекрыть поставки в Россию санкционных товаров, война на этом не кончится. Россия всё равно сможет производить “тупые“ ракеты, снаряды и бомбы, как производил их СССР. Украина же сама их производить в достаточном количестве не может, так как вся её территория сейчас простреливается Россией, и любой завод находится под угрозой, а достаточного количества средств ПВО мы ей не поставляем.
Возможности российской экономики на порядки меньше, чем возможности западной, и, если Запад начнёт в полную силу снабжать Украину оружием, Украина легко победит. Именно на этом, а не на борьбе с поставкой чипов от калькуляторов и нужно сосредоточить основные усилия. Хотя и с поставкой чипов тоже нужно бороться — но, что очень желательно, не навредить заодно и тем, кто вообще не имеет к ним отношения.

Один комментарий к “Остап Кармоди

  1. Остап Кармоди

    «Вёрстка» опубликовала большое расследование о том, как Россия обходит санкции и, несмотря на запреты США и ЕС, покупает фактически все нужные ей западные детали для своей оборонной промышленности.

    Никакого открытия в том, как именно это делается, нет: эти закупки проводятся через подставные фирмы и третьи страны. Открытие не в способах, а в ошеломляющем масштабе происходящего.

    Сама статья намекает, что Запад должен поскорее перекрыть каналы обхода санкций. Люди, цитирующие статью, открыто к этому призывают и возмущаются тем, что Запад до сих пор это не сделал. Я лично настроен довольно пессимистически.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий