Вы меня спросили о коллективной ответственности…а это на деле уже не вопрос политики, и даже не вопрос философии политики, и, тем более, не юридический.. это вопрос онтологии. Я хочу привести вот эти знаменитые слова Донна:
«человек не остров… а потому не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе».
Вот Донн мыслил онтологически! А что это значит? Никакая ситуация человека не изолирована и не случайна. Вот, допустим, я гражданин какой то страны, которая развязала войну. И вот, я, скажем, среднестатистический человек, т.е.немыслящий, работаю, например, банковским клерком… Что я делаю? Я говорю — нет, нет, я тут ни при чем, я не воюю, я, мол, пропаганду не распространяю, это все государство, это элита, не я! Я просто тихо мирно работаю в банке, ничего не знаю, отцепитесь от меня.
Что тут сказать.. понятно, что по уголовному праву я и правда не виновен. Не виновен же, так? Не воюю, преступлений военных не совершаю, так ведь? Придраться не к чему.
А с позиции онтологии я совершаю преступление! Какое? Я не мыслю! Я не задаю вопрос — как же так, почему я оказался в такой ситуации? Почему я оказался гражданином страны, которая оккупировала другую страну, а?
Вот еще, рассказ Брэдбери помните? Наступил на какую то дрянную бабочку и всю историю пустил под откос. Казалось бы, ну, какая-то бабочка, при чем тут она? А при том! Брэдбери — молодец, он мыслил, кстати. А я, вот такой прекрасный, благонамеренный клерк — нет. Раз цепь причин и следствий привела меня к тому, что я гражданин преступного государства, то это значит, что я к этому причастен..
Так что, причастность — преступление? В смысле онтологическое преступление, я о нем только говорю. Нет. Преступление начинается с момента, когда я говорю — я тут ни при чем. Потому что я отказываюсь видеть ситуацию, видеть свое участие, видеть, как сказал какой-нибудь Дигнага, как я допустил, что семена кармы проросли. А, значит, будут прорастать еще и еще и вносить свою лепту в войну, в геноцид, во что угодно. Я не мыслил, значит, не прервал сцепление причин и следствий, значит, попустил, чтобы все продолжалось дальше. Вот так обстоят дела.
Александр Моисеевич Пятигорский о коллективной ответственности
Вы меня спросили о коллективной ответственности…а это на деле уже не вопрос политики, и даже не вопрос философии политики, и, тем более, не юридический.. это вопрос онтологии. Я хочу привести вот эти знаменитые слова Донна:
«человек не остров… а потому не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе».
Читать дальше в блоге.