ПРИВЕТ ОТ ТОМАСА МАННА

Бад Киссинген — королевский курорт на севере Баварии, точнее, Франконии, связан со многими известными людьми, не только королевской крови или княжеского сословия, как Бисмарк, но и со многими художниками и литераторами, от Пастернака до Томаса Манна.
Первый раз ниточка до Томаса Манна у меня протянулась к Томасу Манну в Бад Киссингене примерно десять лет назад, буквально в эти же весенние дни конца марта. Я приведу рассказ об этом в конце сообщения. А вспомнил я эту давнюю историю вчера потому, что последние два дня я провел в Киссингене в хорошем кошерном отеле (единственном в городе), где читал лекцию — на этот раз не о Томасе Манне, а об Эйнштейне. И вот уже прощаясь с отелем и закрывая дверь своей комнаты, я обратил внимание, в каком номере я жил. Нарочно не придумаешь: это была комната №34. То самое заветное для Томаса Манна число, фигурирующее в двух романах — «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Именно в номере 34 жил герой первого романа Ганс Кастроп, первая глава романа и называется «Номер 34». Этот номер обыгрывается в знаменитой сцене спиритического сеанса, когда на вопрос Ганса — «сколько ему придется пробыть в санатории?» — дух отвечает «пройди поперек своего номера», что внимательный читатель, знакомый с немецким языком, поймет как сумму цифр номере 34, т.е. 7. Именно 7 лет и провел Кастроп в санатории на «Волшебной горе». А в «Докторе Фаустусе» 34 есть число, определяющее магический квадрат — важный символ романа, о чем я много раз уже писал. И вот мне, после трехлетнего перерыва, вызванного пандемией и прочими обстоятельствами, вдруг достается именно номер 34. Случайно? Можно и так считать, но я не так не думаю.

А вот давняя история с Томасом Манном и Бад Киссингеном.

Вот вы не верите в чудеса и знаки свыше? Тогда послушайте.
Вчера читал лекцию о физиках в небольшом курортном городке Бад Киссинген. Курорт не зря называется королевским – там отдыхали и пили минеральную водичку коронованные особы, премьеры, дипломаты… Сам князь Бисмарк, первый канцлер объединенной Германии, любил тут отдыхать. Весной город тоже красив, хотя сезон, по большому счету, не начался – фонтаны еще не включили, цветы еще не везде высадили и т.п.
Сегодня утром сажусь в поезд, чтобы ехать домой и, как всегда, устраиваюсь немного поработать. Мне нравится в немецких поездах: сидишь в удобном кресле, на столе работает компьютер, разложены книги, бумаги, за окном плывут весенние виды, в общем, красота. А мне надо к новой лекции подготовиться, да и вообще тема давно дразнит: Томас Манн и Вагнер. Об этом много написано, но еще больше нужно продумать и обсудить. Вот, например, парадокс. Томас Манн всю жизнь любил Вагнера, слушал его с детских лет буквально до самой смерти, а в Байройте, где каждый год проводятся фестивали вагнеровских опер, был всего один раз, в августе 1909 года.
А до этого никак не получалось, хотя порой уже и билеты были куплены. Вот про один такой случай я и начинаю читать, сев в поезд в Бад Киссингене. Дело было в 1904 году. У Томаса уже лежал в кармане билет на «Парсифаль» в Байройте, но тут его невеста Катя, единственная дочка профессора математики Альфреда Прингсхайма, – свадьба состоялась только на следующий год – сообщает, что едет в Швейцарию и будет в Мюнхене именно в день представления в Байройте. Ради такой встречи галантный жених, конечно, в очередной раз пожертвовал Байройтом.
Вы спросите, а где здесь знак свыше? Так Катя Прингсхайм, оказывается, ехала именно из Бад Киссингена!
Когда я это прочитал, мой поезд только-только отошел от перрона. В огромной литературе о Томасе Манне, которую я перелопатил почти за десять лет, мне ни разу не встретилось упоминание этого курортного городка. Но вот сегодня встретилось же! И именно в Бад Киссингене! Поезд еще не вышел за пределы города.
А вы говорите, что знаков свыше не бывает. Бывает, еще как бывает! Только нужно их увидеть, услышать и принять.

Один комментарий к “ПРИВЕТ ОТ ТОМАСА МАННА

  1. Бад Киссинген — королевский курорт на севере Баварии, точнее, Франконии, связан со многими известными людьми, не только королевской крови или княжеского сословия, как Бисмарк, но и со многими художниками и литераторами, от Пастернака до Томаса Манна.
    Первый раз ниточка до Томаса Манна у меня протянулась к Томасу Манну в Бад Киссингене примерно десять лет назад, буквально в эти же весенние дни конца марта. Я приведу рассказ об этом в конце сообщения. А вспомнил я эту давнюю историю вчера потому, что последние два дня я провел в Киссингене в хорошем кошерном отеле (единственном в городе), где читал лекцию — на этот раз не о Томасе Манне, а об Эйнштейне.

Добавить комментарий