Списки вавилонских пленников
Единое царство евреев существовало при первых царях: Сауле, Давиде и Соломоне. В X веке до н. э. царство евреев распалось на северное царство «Израиль» с центром город Самария и на южное царство «Иудея» со столицей Иерусалим.
Ассирия завоевало северное царство евреев «Израиль» (722 год до н. э.). Царь и знатные евреи были уведены в плен. Об этом запись в Библии:
«И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, […] и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее» (Четвертая книга Царств 17:23-24).
Персидский царь Кир завоевал Вавилонию. Он разрешил (538 год до н.э.) евреям, которые были в вавилонском плену, идти в Иудею строить Храм в Иерусалиме. Слова царя вавилонским евреям:
«кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. […] И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» (Книга Ездры 1:3; 1:5).
В библейской «Книге Ездры» пишется о группе евреев, которые отправились из вавилонского плена (538 год до н. э.) в Иудею восстанавливать Храм (Второй Иерусалимский Храм). Возглавлял евреев потомок царя Давида Зоровавель. Персидский царь Кир назначил его наместником персидской провинции «Иудея». Спустя много лет в Иудею пришла другая группа вавилонских евреев (458 год до н. э.). Возглавлял евреев священник Ездра.
В библейской «Книге Неемии» описывается Иудея по прошествии 13 лет после прибытия евреев во главе с Ездрой. Персидский царь назначил царского сановника еврея Неемия по его просьбе наместником персидской провинции «Иудея». Неемия восстановил службы во (Втором) Иерусалимском Храме (445 год до н. э.).
Вавилонские евреи и самаритяне
В Библии сообщается что евреи по возвращению из вавилонского плена в Иудею отказали жителям Самарии (бывшее северное царство евреев «Израиль») участвовать в сооружении Храма в Иерусалиме. Когда самаритяне пришли
«к Зоровавель и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда, то сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский» (Ездра 4:2-3).
«Убеждение, что сыны Израиля не могли изменить Богу Израиля и привело к появлению легенды о исчезнувших коленах, которая в гораздо большей степени соответствовала национальной гордости евреев, чем признание в самаритянах ассимилированных родственников. Поэтому изгнанниками считали всех жителей Десятиколенного царства. В сознании […] иудеев ассирийские пленники продолжали оставаться частью избранного народа, пусть частью затерявшейся и пока не найденной, но, несомненно, сохранившейся и сохранившей веру в Бога Авраама, Ицхака и Иакова» (Аркадий Гайсинский. «Изгнанный народ». Журнал «Мастерская», декабрь 2017. Портал Е. Берковича. Интернет).
В Библии рассказывается о совершении праздника Пасхи в Иерусалиме евреями земель «Израильской и Иудеи» (Вторая Книга Паралипоменон 30:1) при царе Езекии (правил с 716 года до н. э. южным царством евреев «Иудея»). Празднование Пасхи произошло через несколько лет после разрушения (722 год до нашей эры) ассирийским царём северного царства «Израиль» и переселения царя и видных жителей царства «Израиль» в Ассирию. Библия пишет, что
«послал Езекия по всей земле Израильской и Иудее, и письма писал […], чтобы пришли в дом Господень, в Иерусалим, для совершения пасхи Господу Богу Израилеву. […] И пошли гонцы с письмами от царя и от князей его по всей земле Израильской и Иудее, и по повелению царя говорили: дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских. […] приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; […] Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш, и не отвратит лица от вас, ели вы обратитесь к Нему.[…] И услышал Господь Езекию и простил народ» (Вторая Книга Паралипоменон 30:1-20).
В Библии читаем, что возвратившие в Иудею евреи признавали жителей Самарии (бывшее царство «Израиль») евреями. Царский сановник еврей Неемия считал НЕ евреями только жителей земли Ашдод, Моав и Аммон (Неемия 13:23). Неемия не обвиняет в «не еврействе» правителя персидской провинции Самария Санваллата, а также Товия, правителя земли на восточном побережье реки Иордан. Одна из дочерей Санаваллата была женой внука первосвященника Иерусалимского Храма (Неемия 13:28). Товий имел тесные связи с влиятельными лицами в Иудее. В Библии читаем, что
«знатнейшие Иудеи много писали писем, которые посылались к Товии, а Товиины письма приходили к ним. Ибо многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним, потому что он был зять Шехании, сына Арахова, а сын его Иоханан взял за себя дочь Мешуллама, сына Верехии» (Неемия 6:17-18).
«согласно косвенным указаниям, рассеянным по книгам Эзры и Нехемии и в других источниках, жителей Самарии и земли Товии можно определить как израильтян, с которыми не запрещено вступать в брак. Это подтверждается и тем фактом, что в книге Эзры и книге Нехемии прямо не сказано, что они не относятся к израильтянам. Отсюда становится ясно, что противостояние носило не законодательный (галахический), а социально-политический характер» (Энциклопедия Олам а-Танах. Статья «Эзра и Нехемия»).
Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) писал, что
«познание […] вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы» («Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания»).
Списки евреев
В библейские времена составлять списки евреев считали нечестивом делом. Перепись населения при царе Давиде вызвала божье осуждение:
«И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» (Вторая книга Царств 24:10).
«общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести. Коней у них семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять; верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Книга Ездры 2:64-67).
«состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять. Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Неемия 7:66-69).
– список еврейских семейств в Иудее, которые согласились жить в Иерусалиме (Неемия, глава 11);
– список еврейских семейств, жившие «в сёлах, на полях своих» (Неемия, глава 11);
– список священников и левитов, которые пришли с группой евреев-вавилонских пленников (Неемия, глава 12).
– список евреев, участвующих в освящении стен Иерусалима (Книга Неемии, глава 12).
В библейских «Книге Ездры» и «Книге Неемии» в списках евреев, которые пришли в Иудею, указаны для каждого количество членов его рода, слуг, рабов и скота. Большинство имен евреев из списка в других частях библейских книгах не упомянуты. Какая была необходимость в списках евреев и подробное описании их хозяйств?
Получение материальной помощи
Евреи — вавилонские пленники, ушедшие в Иудею, получали материальную помощь. Возможно, списки евреев, которые возвратились в Иудею, с указанием количества домочадцев и размера их хозяйств, являлись документом, необходимым для «адресного» получения евреями различных благ. Известно указание царя Кира к евреям Вавилонии помогать еврею, который ушёл в Иудею:
«все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (Ездра 1:2-4).
« […] издержки же пусть выдаются из царского дома. […] И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского – из заречной подати – немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки. […] Всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте» (Ездра 6:3-7:21).
«которые были певцами при служении в доме Божием, потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на каждый день для певцов определенное содержание» (Неемия 11:22-23).
Евреи, вернувшие из вавилонского плена на родину в Иудею (бывшее южное еврейское царство «Иудея») признавали жителей земли Самария (бывшее северное царство евреев «Израиль») евреями. Нежелание евреев Иудеи принять помощь в строительстве Иерусалимского Храма от евреев Самарии объясняется материальными причинами6 царская помощь евреям. которые восстанавливали Иерусалимский Храм.
Рспространено, спорное на взгляд автора записи, утверждение:
Пришедшие из плена евреи в Иудею (538 год до н. э.), не считали жителей на землях бывшего северного еврейского царства Израиль (центр Самария) своими единоверцами; жители Иудеи считали, что в Самарии проживали нееврейские народы, переселённые из своих мест ассирийским царём.
Приведём мнение историка:
«Убеждение, что сыны Израиля не могли изменить Богу Израиля и привело к появлению легенды о исчезнувших коленах, которая в гораздо большей степени соответствовала национальной гордости евреев, чем признание в самаритянах ассимилированных родственников. Поэтому изгнанниками считали всех жителей Десятиколенного царства. В сознании […] иудеев ассирийские пленники продолжали оставаться частью избранного народа, пусть частью затерявшейся и пока не найденной, но, несомненно, сохранившейся и сохранившей веру в Бога Авраама, Ицхака и Иакова» (Аркадий Гайсинский. «Изгнанный народ». Журнал «Мастерская», декабрь, 2017. Портал др. Евгения Берковича. Интернет).
Исследование библейских текстов показывает, что возвратившие в Иудею вавилонские пленники признавали жителей Самарии (бывшее северное еврейское царство Израиль) евреями.