Татьяна Хохрина. К 91-ЛЕТИЮ ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА

 

Cкажите, вы все читали и любите Фридриха Горенштейна, как люблю его я?

Уверена, что нет, а очень зря! Просто судьба не всегда ведет себя объективно и справедливо. Сначала она изо всех сил вставляла ему палки в колеса, уверенная, что не сможет вырваться на поверхность сын расстрелянного отца, мальчик-сирота, воспитанный в местечке двумя своими тетками.

Потом загнала его рукописи в стол, и писатель, которого считали чрезвычайно талантливым и даже гениальным Тарковский и Кончаловский, Трифонов и Сарнов, Славкин и Розовский, Берзер и Эткинд, практически не печатался и был почти никому не известен. После судьба спровоцировала его участие в Метрополе, а потом эмиграцию. Т.е. сделала все возможное, чтобы писателя Горенштейна знал только писатель Горенштейн и узкий круг посвященных. И во многом преуспела, зараза!

Потому что сегодня, когда ему исполнилось 91 год, вместо того, чтобы этот день прогремел Днем Горенштейна — одного из лучших и главных российских прозаиков второй половины ХХ века, мало кто вспоминает его — и то большей частью как сценариста «Рабы любви», «Соляриса», монологов «Андрея Рублева». А ведь он написал ошеломляющие по силе и глубине романы «Псалом», «Место», «Чок-Чок», «Искупление», сопоставимые с «Жизнью и судьбой» Гроссмана, с романами Дудинцева, Трифонова, Айтматова и другими главными романами этого времени.

Он оставил замечательные пьесы «Бердичев», «Детоубийца», «Летит себе аэроплан» и др. А какие потрясающие рассказы у него! Достаточно вспомнить «Арест антисемита», «Шампанское с желчью», «Философский крючок в гречневой каше», «Старушки», «С кошелочкой». Их не постыдились бы и Куприн, и Чехов!

А ведь я назвала только скромную часть литературного наследия Фридриха Горенштейна. Но у нас такого добра, как принято считать, много, можно кого-то и не досчитаться…На самом же деле его малоизвестность — это колоссальная несправедливость и упущение, это личная потеря множества неравнодушных, тонко чувствующих и ищущих ответ на главные вопросы несостоявшихся читателей. И как читатели бывают благодарны, когда вдруг издатели поворачиваются лицом в сторону исчезающего силуэта Горенштейна и возвращают писателя, публикуя его и о нем! Поверьте, стоит сегодня вспомнить о нем, поклониться ему и снять с полки его книгу. Она останется с вами навсегда!

Один комментарий к “Татьяна Хохрина. К 91-ЛЕТИЮ ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА

  1. Татьяна Хохрина. К 91-ЛЕТИЮ ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА

    Cкажите, вы все читали и любите Фридриха Горенштейна, как люблю его я?

    Уверена, что нет, а очень зря! Просто судьба не всегда ведет себя объективно и справедливо. Сначала она изо всех сил вставляла ему палки в колеса, уверенная, что не сможет вырваться на поверхность сын расстрелянного отца, мальчик-сирота, воспитанный в местечке двумя своими тетками.

    Потом загнала его рукописи в стол, и писатель, которого считали чрезвычайно талантливым и даже гениальным Тарковский и Кончаловский, Трифонов и Сарнов, Славкин и Розовский, Берзер и Эткинд, практически не печатался и был почти никому не известен.После судьба спровоцировала его участие в Метрополе, а потом эмиграцию. Т.е. сделала все возможное, чтобы писателя Горенштейна знал только писатель Горенштейн и узкий круг посвященных. И во многом преуспела, зараза!

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий