Андрей Зубов, док. ист. наук, профессор. Две статьи

ГОДОВЩИНА

Забыть этот день теперь невозможно. В истории России он останется на века, как 11 марта 1801, 19 февраля 1861, 1 марта 1881, 25 октября 1917, 22 июня 1941.

Сегодня я проснулся задолго до рассвета, примерно в то самое время, когда год назад засвистели пули и стали рваться снаряды на русско-украинской границе и первые ракеты взрезали плоть мирно спавшего великого города на Днепре. В 2022 как 1941. Только на этот раз смерть пришла в Киев не с Запада, а с Востока, из «братской» России.

Безумное решение русского тирана или холодный расчет злого гения? Тогда, год назад, при всех прогнозах это было неясно. Ум отказывался думать, подавленный страхом – а вдруг действительно всё просчитано и схвачено, и через три дня мы увидим русский военный парад в Киеве.

Теперь, через год, ясно, что если и был холодный и злобный расчет, то отнюдь не гения. Военные планы русского тирана с треском провалились и ныне, как и год назад, бои идут практически на тех же рубежах в том же Донбассе у того же Бахмута, у того же Лимана. Единственным сохранившимся пока достижением агрессора является сухопутный коридор в Крым через Мариуполь и Мелитополь. Все остальные успехи русской армии первых недель войны давно уже превратились в ничто после успешных украинских контрнаступлений под Киевом, Черниговом, Харьковом, Херсоном.

Теперь совершенно ясно любому, умеющему рассуждать человеку, что решение напасть на Украину было чистым безумием. Это решение привело к колоссальным жертвам, но не дало почти никаких успехов на поле боя, превратило Россию в чудовище в глазах всего цивилизованного мира, привело к расширению и сплочению НАТО и Евросоюза, новому единодушию между западными и дальневосточными демократиями. Народное хозяйство России обрушено санкциями и войной, массовой эмиграцией и отсутствием капиталов. Из ведущей державы мира, члена клуба G8, Россия превратилась в деградирующую страну-изгоя и сателлита коммунистического Китая.

Характерно, что понимание полного тупика широко распространилось среди российского правящего слоя, не исключая и командования вооруженными силами. Победить Украину оказалось невозможно, а за агрессию и разбой придется платить и деньгами, и собственным положением. Перспектива стать объектами рассмотрения в международном трибунале по агрессии в Украине в последние месяцы стала, пусть пока умозрительной, но явственной реальностью для всей политической и военной верхушки России.

Совсем не случайно в Financial Times пару дней назад появилась статья, в которой безыменные высшие чиновники Кремля пытаются убедить мир, что вся ответственность за агрессию против Украины лежит на Путине, да на паре его личных друзей – Ковальчуке и Медведчуке. Что Лавров узнал о планах агрессии за пару часов до ее начала, а руководитель президентского совета генерал КГБ Патрушев считал агрессию как минимум несвоевременной. – «Ложь смешна, упреки глупы». – В Кремле хорошо знают, что именно Патрушев был главным агитатором за войну с Украиной с 2014 года и особенно перед 24 февраля года 2022. С ним вместе его сын и предполагаемый наследник «престола», и генерал Бортников, нынешний глава КГБ (ФСБ). Что крови украинцев жаждал генерал КГБ Нарышкин, а Сергей Лавров вместо того, чтобы подать в отставку после исторического заседания президентского совета в конце февраля 2014, стал угодливым исполнителем желаний генералов КГБ и президента-подполковника в отношении агрессии против Украины.

То, что сейчас всё окружение Путина хочет обособиться от него и выставить его единственным виновником войны – очень характерно. Если новое русское наступление провалится, то, скорее всего, Путина просто уберут и сделают «священной жертвой» войны ради жизни, свободы и власти окружающих его генералов и министров. Патрушев наверняка вспомнил, как кровавый «лубянский маршал» Лаврентий Берия, с легкостью принес в жертву Сталина в марте 1953, а себя выставил перед всем миром либералом, врагом пыток и лагерей, сторонником мира в Корее и Европе. Правда, всё это Берии не помогло… Не поможет и сейчас, если Украина и ее союзники сохранят бдительность и здравый смысл.

Совсем не в перетасовке старой засаленной кэгэбэшной колоды карт кроятся гарантии мира на Земле, а в полном и решительном отказе от игры этими краплеными и зловонными картами. Первое, что должен сделать мир, это отправить разжигателей войны в Украине на скамью подсудимых. Без Нюрнберга не было бы денацификации Германии, в которой правили бы сейчас не социал-демократы, в коалиции с зелеными, а неонацисты под водительством какого-нибудь внука Геринга или Бормана. Вряд ли такая Европа наслаждалась бы плодами мира. Не насладится ими она и в случае, если приспешники Путина и их дети сохранят власть в России после Путина.

Но миру нужна не просто смена верхушки России с кэгэбэшной на иную, незапятнанную развязыванием войны. Миру нужна демократическая Россия, в которой узурпация власти новым «вождем» станет столь же невозможной, как невозможна она в сегодняшней Германии, Италии, Испании или Японии. А чтобы в России утвердилась демократия, в ней мало провести «депутинизацию». Путинизм – это лишь последняя стадия и феномен большевизма. Единство, сознаваемое и формальное, ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ доказывает это лучше, чем что-либо другое. Следовательно, одновременно с депутинзацией должна быть осуществлена системная декоммунизация России.

Недавно на Мюнхенской конференции М.Б.Ходорковский совершенно справедливо сказал, что Россия не станет демократией, пока ее народ не возненавидит преступления Ленинизма-Сталинизма и не отвергнет их с ужасом и презрением, сознавая при том и свое соучастие в них. Это верно. Но в нашем материальном мире одной эмоции мало, чтобы переломить столь страшное преемство с миром большевицкого террора. Необходимо исправить прошлое делом – потомкам жертв репрессий выплатить настоящие компенсации, ограбленным большевицкой национализацией 1917-1932 гг. – вернуть права на отторгнутую у их дедов собственность. Провести люстрацию, снести статуи убийц, переименовать названные в их честь улицы и регионы. Так поступили в Чехии и Латвии, бывшей ГДР и Албании – так должны поступить и мы.

Не следует забывать, что диктатура была восстановлена при президенте Ельцине и власть была передана им Путину именно для того, чтобы сохранить неправедно полученную собственность новой элиты. Эту собственность, которую когда-то отняли у народов России большевики, реформаторы не вернули потомкам ограбленных, а распределили между собой. С таким «освобождением» народ России примириться не мог и, чтобы его держать в узде, демократию подменили диктатурой, а свободу информации – лживой пропагандой.

И вот итог – никто не посмел перечить диктатору, оберегавшему собственность элиты, когда он вознамерился быть новым Иваном Грозным, Петром Первым, Екатериной Второй и Иосифом Сталиным. Теперь все эти «толпой стоявшие у трона», стараются побыстрее отбежать, но год назад все они угодливо и даже с энтузиазмом голосовали «за», да и по сей день голосуют явно, а отбегают пока скрытно, тайно.

Пока в России сохранится диктатура – сохранится и потенциал агрессии, а чтобы в нашей стране утвердилась демократия, граждане должны обрести законную собственность и из наемников стать ответственными и достаточными людьми. Это поможет им от имперских бредней переключиться на вполне практические вещи – приносящее доход дело, безопасность жизни, семейное счастье, хорошее образование для себя и детей, достойная старость для родителей.

Сейчас, через год после начала войны, обрушается не Путин и даже не его режим, обрушается вековой большевизм, изуродовавший наш народ и духовно и телесно. В страшном и кровавом пароксизме этой войны он должен исчезнуть в России и, надеюсь, в Белоруссии. Но это зависит от мудрости и воли всего мирового сообщества, а в первую очередь от нас – российских граждан. Нам надо многое осознать, многое понять, во многом раскаяться и за многое осудить себя. Если мир и мы этого не сделаем, то есть почти стопроцентная вероятность, что Россия пойдет по новому кругу злобной агрессивности, даже потерпев поражение на поле боя в Украине.

Это не нужно ни миру, ни Украине, ни России – это не нужно никому.

ИЗМОТАННОСТЬ

Военные специалисты всё чаще говорят, что Путин делает ставку на усталость Украины и Запада от нынешней войны. Что украинцы устанут от ужасных потерь и разойдутся по домам, а Рамштайнская коалиция распадется, поскольку огромные траты на противостояние России станут не по вкусу народам, которые, пользуясь демократическими правами, сами направляют политику своих стран.

Как историк хочу уверить сторонников этого умозаключения, что оно в корне ошибочно и не имеет прецедента в недавней истории. Народ, на который напал алчный агрессор, не устает защищать себя, пока у него есть силы. Конечно, в каждом народе есть трусы и дезертиры. Есть они и среди украинцев, но право же меньше, чем среди народов СССР в 1941-45 гг. и, однако, тогда, народы СССР не «устали», несмотря на ужасающие потери, и довели разгром нацистских агрессоров до конца, до Берлина и Праги. Не «устали» и демократические государства антигитлеровской коалиции — Британская империя и США. И они, затрачивая колоссальные усилия, добились перелома во Второй Мировой войне и всецелой победы над «странами Оси» — Германией, Италией и Японией. И произошло это потому, что и в России, и в США и в Великобритании тогда ясно сознавали, что победа нацистской Германии и Японии станет катастрофой для народов антигитлеровской коалиции.

Сегодня украинцы сознают то же самое. Даже дезертиры, которых я встречаю время от времени в Западной Европе, судя по их унылым лицам, понимают это.

А вот, когда цели войны туманны и являются чистой пропагандой, как, например, борьба против тевтонства за славянство в Первой Мировой войне, они быстро перестают вдохновлять, если приходится нести тяжкие потери и испытывать горечь поражений и ретирад. Такие пропагандистские войны в России, да и не только в ней, заканчиваются революцией. Так было в России в 1917, в Германии и Австрии в 1918. Даже во Франции и Англии в 1917-18 началось революционное брожение.

Но наиболее яркий пример — итог войны за «господство на Тихом океане» Российской империи против Японии в 1904-05 гг. Россия сорвала в 1903-январе 1904 гг. все переговоры с Японией, желавшей уладить спор миром, жаждала войны, была уверена в победе над «макаками», как не стеснялся называть японцев император Николай II, а в итоге мы сами оказались «кое-каки» и полутора летнее перманентное поражение завершилось сокрушительным революционным взрывом и выросшим на два миллиарда золотых рублей государственным долгом. Вся пропаганда собственного превосходства оказалась бессильной перед фактами капитуляции Порт-Артура, разгрома под Мукденом и Цусиме и залитых русской кровью сопок Маньчжурии и вод Желтого моря.

Лучший итог той войне России с Японией подвел наш великий историк Василий Осипович Ключевский:

«Так закончилась самая несчастная и самая изнурительная война, какую вела Россия. Чтобы собрать мильон войска и увезти его за семь тысяч верст, понадобилось сломать сотни тысяч крестьянских хозяйств, оторвать от дела сотни тысяч рабочих рук, погубленных затем в Маньчжурии или ввергнутых в острую безработицу, наступившую после войны. Вместе с тем на платежные силы живущего и следующего поколений легла огромная тяжесть мильярдных затрат, сделанных русским правительством на Дальнем Востоке и ради Дальнего Востока в слепой и безответственной трате народных сил» — В.О.Ключевский. Краткое пособие по русской истории. М., 1906. – С.188.

Так что, самозваные правители России, не ждите капитуляции «уставшей» от войны Украины, граждане которой на родной земле защищают свою родину, как защищали наши предки свою землю в 1812 и в 1941-45, а ждите у себя революции после цепи унизительных поражений, как было в России в 1904-05 и в 1914-17. История не дает надежды на иной сюжет в ближайшем будущем.

Один комментарий к “Андрей Зубов, док. ист. наук, профессор. Две статьи

  1. Андрей Зубов, док. ист. наук, профессор. Две статьи

    ГОДОВЩИНА

    Забыть этот день теперь невозможно. В истории России он останется на века, как 11 марта 1801, 19 февраля 1861, 1 марта 1881, 25 октября 1917, 22 июня 1941.

    Сегодня я проснулся задолго до рассвета, примерно в то самое время, когда год назад засвистели пули и стали рваться снаряды на русско-украинской границе и первые ракеты взрезали плоть мирно спавшего великого города на Днепре. В 2022 как 1941. Только на этот раз смерть пришла в Киев не с Запада, а с Востока, из «братской» России.

    Безумное решение русского тирана или холодный расчет злого гения? Тогда, год назад, при всех прогнозах это было неясно. Ум отказывался думать, подавленный страхом – а вдруг действительно всё просчитано и схвачено, и через три дня мы увидим русский военный парад в Киеве.

    Читать дальше в блоге.ГОДОВЩИНА

    Забыть этот день теперь невозможно. В истории России он останется на века, как 11 марта 1801, 19 февраля 1861, 1 марта 1881, 25 октября 1917, 22 июня 1941.

    Сегодня я проснулся задолго до рассвета, примерно в то самое время, когда год назад засвистели пули и стали рваться снаряды на русско-украинской границе и первые ракеты взрезали плоть мирно спавшего великого города на Днепре. В 2022 как 1941. Только на этот раз смерть пришла в Киев не с Запада, а с Востока, из «братской» России.

    Безумное решение русского тирана или холодный расчет злого гения? Тогда, год назад, при всех прогнозах это было неясно. Ум отказывался думать, подавленный страхом – а вдруг действительно всё просчитано и схвачено, и через три дня мы увидим русский военный парад в Киеве.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий