Антон Жезмер. «Этот странный антимир». Михаил Эпштейн о самоуничтожении России

Михаил Эпштейн – философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист, автор более 40 книг и 800 статей, переведенных на десятки языков мира. Он пишет на русском и английском языках, его работы публиковались в ведущих научных журналах России и США. Не исключено, что популярность Михаила Эпштейна связана не только с глубокими идеями, которые он высказывает в своих книгах и статьях, но с необыкновенно живым и образным языком, которым они написаны и который выделяет его труды из потока сухих научных текстов, нередко слишком сложных для восприятия широкой публики. Михаил Эпштейн выступил инициатором конкурсов «Слово года» и «Неологизм год», которые проводятся в России с 2007 года. Среди книг Эпштейна – «Релятивистские модели в тоталитарном мышлении» (1991), «Великая Совь» (1994) – o тотемических основах тоталитарного общества, «Транскультурные эксперименты: Российская и американская модели творческой коммуникации» (1999), «Новое сектантство» (1993), «Религия после атеизма. Новые возможности теологии» (2013), «Проективный философский словарь» (2003, 2020). Книга 2016 года «От совка к бобку. Политика на грани гротеска» пытается ответить на вопрос о корнях противостояния России с Западом.
 
«Русский антимир. Политика на грани апокалипсиса» – так называется новая книга философа Михаила Эпштейна, вышедшая в Нью-Йорке, в издательстве Franc Tireur USA. Это, гласит подзаголовок, «первая философская книга о первом годе войны». Корреспондент Север.Реалии поговорил с заслуженным профессором теории культуры и русской литературы американского университета Эмори Михаилом Эпштейном о том, почему, по его мнению, слово «Россия» сейчас «стало звучать неловко» и может ли в обозримом будущем оно зазвучать иначе.
 

В своей новой книге Эпштейн утверждает:

«В результате всех тысячелетних метаморфоз возникло пространство для «идеального шторма», пустая воронка размером с самую большую страну мира, которая пытается втянуть в себя все, что ее окружает, и определяется не сама из себя, а лишь тем, чему она противостоит».

Объясняя название книги, Эпштейн приводит цитату из известного труда Дмитрия Лихачева, Александра Панченко и Наталии Понырко «Смех в Древней Руси» (1984): «…Антимир – это также и несамостоятельный мир. Он не может создать сам по себе замкнутую, внутренне уравновешенную систему. Это только теневой мир».

Концепция России как антимира начала формироваться у Михаила Эпштейна после грузинских событий 2008 года:

– Тогда началось саморазрушение России: тот антимир, который складывался в ней столетиями, вдруг резко проявился и, в конечном счете, возобладал. После августа 2008 года само слово «Россия» впервые на моей памяти стало звучать неловко, осудительно – даже в советские годы такого не было, тем более в два первых послесоветских десятилетия, когда с Россией связывали надежды на укрепление демократии во всем мире. Но в 2010-е годы все изменилось: время в России стало не только замедляться, но и поворачивать вспять, это было десятилетие исторических реконструкций. Еще в 2021 году я собирался озаглавить сборник своих текстов о современности «Двуликий Хронос», предполагая, что время, как маятник, раскачивается в обе стороны. А 24 февраля 2022-го стало понятно, что время уже превратилось в антивремя – один из параметров антимира. У меня были, конечно, мрачные предчувствия, но что Россия так откровенно выйдет из подполья, переступит все границы, начнет навязывать миру «глупую волю» подпольного человека, – это было потрясением.

Читать дальше здесь:
https://www.severreal.org/a/etot-strannyy-antimir-mihail-epshteyn-o-samounichtozhenii-rossii/32271528.html

Один комментарий к “Антон Жезмер. «Этот странный антимир». Михаил Эпштейн о самоуничтожении России

  1. АНТОН ЖЕЗМЕР. «ЭТОТ СТРАННЫЙ АНТИМИР». МИХАИЛ ЭПШТЕЙН О САМОУНИЧТОЖЕНИИ РОССИИ

    Михаил Эпштейн – философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист, автор более 40 книг и 800 статей, переведенных на десятки языков мира. Он пишет на русском и английском языках, его работы публиковались в ведущих научных журналах России и США. Не исключено, что популярность Михаила Эпштейна связана не только с глубокими идеями, которые он высказывает в своих книгах и статьях, но с необыкновенно живым и образным языком, которым они написаны и который выделяет его труды из потока сухих научных текстов, нередко слишком сложных для восприятия широкой публики. Михаил Эпштейн выступил инициатором конкурсов «Слово года» и «Неологизм год», которые проводятся в России с 2007 года. Среди книг Эпштейна – «Релятивистские модели в тоталитарном мышлении» (1991), «Великая Совь» (1994) – o тотемических основах тоталитарного общества, «Транскультурные эксперименты: Российская и американская модели творческой коммуникации» (1999), «Новое сектантство» (1993), «Религия после атеизма. Новые возможности теологии» (2013), «Проективный философский словарь» (2003, 2020). Книга 2016 года «От совка к бобку. Политика на грани гротеска» пытается ответить на вопрос о корнях противостояния России с Западом.

    «Русский антимир. Политика на грани апокалипсиса» – так называется новая книга философа Михаила Эпштейна, вышедшая в Нью-Йорке, в издательстве Franc Tireur USA. Это, гласит подзаголовок, «первая философская книга о первом годе войны». Корреспондент Север.Реалии поговорил с заслуженным профессором теории культуры и русской литературы американского университета Эмори Михаилом Эпштейном о том, почему, по его мнению, слово «Россия» сейчас «стало звучать неловко» и может ли в обозримом будущем оно зазвучать иначе.

    В своей новой книге Эпштейн утверждает:

    «В результате всех тысячелетних метаморфоз возникло пространство для «идеального шторма», пустая воронка размером с самую большую страну мира, которая пытается втянуть в себя все, что ее окружает, и определяется не сама из себя, а лишь тем, чему она противостоит».

    Объясняя название книги, Эпштейн приводит цитату из известного труда Дмитрия Лихачева, Александра Панченко и Наталии Понырко «Смех в Древней Руси» (1984): «…Антимир – это также и несамостоятельный мир. Он не может создать сам по себе замкнутую, внутренне уравновешенную систему. Это только теневой мир».Концепция России как антимира начала формироваться у Михаила Эпштейна после грузинских событий 2008 года:

    – Тогда началось саморазрушение России: тот антимир, который складывался в ней столетиями, вдруг резко проявился и, в конечном счете, возобладал. После августа 2008 года само слово «Россия» впервые на моей памяти стало звучать неловко, осудительно – даже в советские годы такого не было, тем более в два первых послесоветских десятилетия, когда с Россией связывали надежды на укрепление демократии во всем мире. Но в 2010-е годы все изменилось: время в России стало не только замедляться, но и поворачивать вспять, это было десятилетие исторических реконструкций. Еще в 2021 году я собирался озаглавить сборник своих текстов о современности «Двуликий Хронос», предполагая, что время, как маятник, раскачивается в обе стороны. А 24 февраля 2022-го стало понятно, что время уже превратилось в антивремя – один из параметров антимира. У меня были, конечно, мрачные предчувствия, но что Россия так откровенно выйдет из подполья, переступит все границы, начнет навязывать миру «глупую волю» подпольного человека, – это было потрясением.

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий