Вера Павлова: Нежней не бывает

(2016, издательство «Э»)

На выступлении Веры Павловой в Нью-Йорке приобрёл её книгу «Нежней не бывает». Вообще, бумажные книги покупаю неохотно, поскольку много езжу и в Нью-Йорке у меня маленькая квартира. Но эту всё-таки купил, потому что давно имею слабость к стихам Веры Павловой. Почитав книгу спустя несколько дней, настолько проникся, что теперь вожу её с собой и всё время в неё заглядываю.

Эта книга в твёрдой обложке, толстенькая, но небольшого формата и лёгкая, отлично издана в плане как внутреннего, так и внешнего дизайна. Замечательный портрет Веры Павловой работы её дочери Лизы украшает как обложку, так и корешок. На заднике нет никаких сведений об авторе и хвалебных цитат, что показалось мне хорошей идеей. В книге 314 восьмистиший, каждое на отдельной странице. Эти восьмистишия – избранное из десяти книг стихов, изданных с 1997 по 2012 год, плюс некоторые более новые стихи в конце.

Что можно сказать о самих стихах? Они очень личные – лирический герой ясно виден практически везде. Личен также круг тем – любовь, отношения в семье, детство, материнство, сексуальность, старение, смерть. При этом поражает оригинальность мышления и разнообразие идей, заключённых в этих коротких стихах. Это особенно радует в теперешнем литературном климате, когда многие считают стихи ни о чём «настоящей поэзией», а на стихи с идеями смотрят косо. Эти стихи мастерски сделаны, так что всё время хо-чется вернуться и ещё раз посмотреть, как же ей удалось это так здорово сказать.

Восьмистишия – достаточно ёмкая форма и позволяет сказать сложные вещи, осветив их с разных сторон, или противопоставить разные концепции. Однако в них нет места для непрерывного развития, для нарративности. Высказывания статичны, и переходы между ними не постепенные, а резкие, контрастные.

Хватит обезболивать – лечи.
Хватит уговаривать – приказывай.
Ничего, что слишком горячи
для посуды нашей одноразовой
огненные радости твои,
знаки бесконечного неравенства.
Хватит пересказывать – твори.
Хватит врать больному, что поправится.

Искусством контраста Вера Павлова владеет в совершенстве. Во многих случаях неожиданный поворот происходит в конце стихотворения, вызывая катарсис.

Отваливаются куски
штукатурки. Краны текут.
Тут живут старики.
Мои старики живут.
В чайнике накипи карст.
Фарфор в многолетней пыли.
И целый шкафчик лекарств,
которые не помогли.

Большой поэт открывает свои большие темы. Коронная тема Веры Павловой – любовь. Сама по себе эта тема не новая, но здесь её границы расширены до немыслимой ранее откровенности, в плане как морального, так и физического.

Не мысль, не чувство, – ощущенье
всего телесного состава,
что новая любовь – прощенье
за то, что сделано со старой,
что сладок поцелуй Иудин,
что он желанен Назарею…
Прощение за то, что будет
позднее сделано и с нею.

Или вот это:

Вместе прыгали под одеяло
и принимались за шуры-муры,
чтобы к утру у обоих стала
одинаковой температура.
Вместе плескались в утренней ванне,
вместе входили в морскую пену,
втайне надеясь, что остыванье
тоже будет одновременным.

К теме любви у Веры Павловой органично примыкает тема материнства, значительно менее освоенная поэтами. Но таких стихов в сборнике почти нет. Зато представлено множество других тем, например, детство:

Под калиной-липой-сливою
два счастливых голыша.
Отдохни, трудолюбивая,
работящая душа.
По затылку по взъерошенному
гладит голыша голыш.
Правда, мы с тобой хорошие?
Улыбаешься. Молчишь.

В качестве примера упомянутой выше оригинальности мышления приведу вот это:

Кому-то в беде посылают ангелов
мне посылают людей
то ли на всех не хватает ангелов
то ли хватает людей
то ли посланных мне ангелов
принимаю впотьмах за людей
то ли в людях вижу ангелов
и не вижу людей

Стихов о стихах в сборнике почти нет, но один я всё-таки нашёл и его стоит привести:

Чем больше порядка в стихах,
тем меньше вокруг вранья.
Поэт – абсолютный монарх.
Поэзия – это я.
Считаю свою казну
и волей своей святой
и милую, и казню
одной запятой.

Не могу с этим не согласиться!

В стихах Веры Павловой нет безысходного трагизма, саморазъедающей иронии, чувства приниженности, что составляет социальный заказ части читательских кругов. Трагические вещи, как старение, смерть, и т.д., всегда обыгрываются в философском, примирительном ключе. В большинстве стихов преобладает позитивный настрой женщины, которая любима и не сомневается в своей силе. Поскольку советские времена остались в далёком прошлом и никто меня к этому не вынуждает, рискну сказать, что стихи Веры Павловой – жизнеутверждающие.

14 June 2019

Добавить комментарий