Алексей Слаповский: ЧАРТКОВЫ ЧЕРТЯТ / ПРОДАВЕЦ МЕРТВЕЧИНЫ

Чартковы чертят

Вспомнилось: когда на излете СССР началась антиалкогольная кампания, по телевизору несколько раз показали интервью с Николаем Бурляевым, который с гражданской скорбью сказал, что, как ни горько ему в этом признаваться, впервые его угостил алкоголем Владимир Высоцкий. Мне больно это вспоминать, сказал он, Высоцкий великий человек, сказал он, но факт есть факт, сказал он.

Я тогда недоумевал: что это, зачем? Кто тебя за язык тянул? Настучал походя на умершего старшего товарища – в угоду времени? Власти? Или собственная трезвенническая праведность жжет изнутри – вдруг ее не заметят и не оценят?

Характерно, что Бурляев, сыгравший множество прекрасных ролей у замечательных режиссеров, именно с этого времени снимался все реже и реже. Зато стал профессиональным моралистом, кем и пребывает до сих пор. Заседает в комиссиях, авторитетно решает, что пущать, что не пущать.

Или. Жанна Бичевская, прекрасная певица в оригинальном, хоть и не бесспорном стиле рашен-фолк активно гастролировала, выпускала диски-гиганты. А потом, увы – на разогреве у «Машины времени» (я был на таком концерте), прежней популярности нет, но и нового чего-то нет в творчестве, зато взбурлила бурная патриотическая деятельность и сочинение православно-морализаторских кантат, где и мелодия никакая, и тексты так себе.

Образец:

Русские идут
и зажигаются огни
Русские идут
Напомнить Русским кто они!
Русские идут!
Разврат с насильем запрещать.
Русские идут
не только Русских защищать.

Или. Был хороший кинорежиссер Никита Михалков. Монолог Бортника из «Родни», гениально срежиссированный и сыгранный, я смотрел раз двадцать. И другое многое. А потом он стал учить людей и либералов, как жить. И, опять же, почему-то именно тогда, когда разгорался его патриотический огонь, творческое пламя угасало и угасало. Можно бы свалить на критиков, но и народ не оценил. Видимо, и в этом либералы виноваты. Чипировали.

Я думаю, вы и сами продолжите, и приведете немало подобных примеров.

Среди демократичных творцов (по сути или с виду) тоже бывает: великолепный Эльдар Рязанов как озаботился социальными сверхзадачами и думами об Отечестве, так и все.*

Лимонов как ушел от личного к общественному, заиграл в нацбол, так и поскучнел.

Я не согласен с ходульной фразой, что патриотизм последнее прибежище негодяев, но, похоже, он – последнее прибежище бездарей. Или изначальных, или ставших таковыми.

Я не буду врать, что меня до бессонницы заботили или заботят печальные судьбы названных людей. Их судьба, их выбор. Но меня очень заботит, что некоторые из них встали – или поставлены – во главе культурно-дисциплинарного процесса.

Они исходят в первую очередь из патриотизма, но патриотизма, понимаемого узко и партийно. Собственно, их патриотизм и есть вид партийности или даже сектантства со всеми вытекающими последствиями и оргвыводами. И на знамени у них памятная всем литераторам строка из Ст. Куняева: «Добро должно быть с кулаками»!

Маленькое лирическое отступление: впервые услышав эту строку студентом, именно услышав на какой-то лекции, а, не прочитав, я почему-то решил, что это – предположение. «Добро, должно быть, с кулаками». Мне почудилась тут особая глубина, мыслительная мягкость, надежда: дескать, добро, наверно, с кулаками, если оно по итогу кое-где у нас порой побеждает. Но нет, оказалось, что это приказ по армии искусств и тылу жизни. Должно – и шабаш.

Так вот. Пока эти обесплодевшие люди разбираются с собой – мне плевать. Но когда они начинают тыкать и бабакать, это касается лично меня и моих товарищей. Можно над этим посмеиваться: чудики, составляют списки, кому срока, кому ириски. Святее папы римского хотят быть. Дорогие мои, история показывает, что даже папы римские побаивались тех, кто проявлял подобную активность. И потакали им, и часто следовали их рекомендациям.

Не только Фадеев слушал Сталина, Сталин тоже слушал Фадеева.

Так что это не просто частная инициатива гоголевского Чарткова (хитроумный Гоголь знал, что русская фонетика переделает его в ЧЕРТкова), который жег картины одаренных художников, это поганая и подлая игра в государственность, в патриотизм.

Напоминаю этим не сильно глубокомысленным людям: настоящий патриотизм есть то, что приносит пользу Родине.

Доносительство не приносит пользу Родине.

Призывы к лицемерию (выскажись ЗА, а думай, что хочешь) не приносят пользу родине.

Деление творцов на агнцев и козлищ по партийно-сектантскому признаку не приносит пользу родине.
Стимулирование государственными средствами «правильных» творцов не приносит пользу Родине, наоборот, только вред: тысячи и тысячи идеологически выверенных и бездарных, забытых картин, книг, фильмов советского времени тому свидетельство.

Двоемыслие, двоедушие в сочетании с казарменностью – не приносят пользу Родине.

Фальшивое противопоставление свободомыслящей творческой интеллигенции (извините за архаизм) народу – не приносит пользу Родине. «Ты народ, и я народ» – спел Золотухин на музыку Дашкевича и слова Ю. Михайлова – то есть Юлия Кима, который был вынужден скрываться под этим псевдонимом из-за науськивания тогдашних прилепиных. Юлий Ким, наполовину кореец и на 148% русский в творчестве – вот вам аргумент в пользу настоящего патриотизма. Да и я, крестьянский сын, тоже аргумент. Извините.

Есть выражение: принуждение к миру. То, что они делают – принуждение к бездарности. Мобилизация ее. Это патриоты и есть настоящие вредители моего Отечества, его культуры, его духа и мысли. И, повторяю, они не безобидны. Когда я мазохистически смотрю по 2-3 минуты выступлений Бурляева или Прилепина, когда вижу эти фанатичные беспощадные глаза, слышу их еловые, они же сермяжные, посконные и домотканые речи, мне становится жутковато.

— — —

И к слову, не совсем в тему. Удивляются, как в парадоксальный список 142-х попал, к примеру, Эрнст. Который молчит в то время, когда его канал вовсю старается. У меня несерьезная версия: Эрнст сам об этом попросил. Он очень-очень умный и очень-очень дальновидный. И его молчание вселяет в меня надежду: человек знает, что делает. Видит перспективу. Дай-то бог.

* Меня попросили убрать Рязанова: выбивается из контекста. Но я оставлю, подставляясь: лучше я буду не прав своим умом, чем прав чужим.

08.08.2022

Абзац. Продавец мертвечины
 
И вот смотрю я на этого человека в модном пиджачке, в тесных, опять же по моде, брючках, обтягивающих толстенькие ляжки, в разноцветных мальчиковых кроссовках, смотрю на гладкие щеки его, покрытые седою щетинкой, специально выращенной, чтоб румяный оковалок лица не казался таким уж лоснящимся, слушаю его тарабарскую скороговорку, захлебывающуюся сладкой слюнкой искренней лояльности, о надобности отеческого государственного контроля над всем, что дышит и шевелится, о голубом жандармском будущем, и вдруг понимаю: вот он, современный Чичиков, пахнущий душистым иностранным мыльцем, но при этом ужасно патриотичный, вот он, херсонский помещик, владетель пустоты, радетель благопристойности и не скупающий, а продающий мертвое: мертвые идеи и мечты, несуществующие пространства, пыль и гниль задушевной архаики, убитых людей, о которых он сокрушается, делая при этом все, чтобы убито было побольше и погуще, оправдывая это все той же голубой жандармской мечтой, такой плотной, что за нею не видно людей, но в людях ли дело: он, как и Чичиков, бескорыстен, Гоголь ведь гениально знал, что суть таких людей не в достижении цели, а в движении к ней и упоении ею и, главное, в упоении собой, упоении бескрайнем, завораживающем, победительном, и становится жутко, будто перед тобой зомби, но не костлявый и трупно-бледный, а холёный, жовиальный, выглядящий живее живых и при этом превращающий в мертвечину все, к чему прикоснется, поэтому и глазки у него шмыгают, ни на мгновенье не останавливаясь, бегают туда-сюда – эта суетливая непоседливость сродни закрытым, маскирующим векам Вия, если же поднять веки, то есть остановить эти убегающие глаза, каждый увидит неподвижный, холодный, вакуумный, засасывающий взгляд мертвеца.

Один комментарий к “Алексей Слаповский: ЧАРТКОВЫ ЧЕРТЯТ / ПРОДАВЕЦ МЕРТВЕЧИНЫ

  1. Алексей Слаповский: ЧАРТКОВЫ ЧЕРТЯТ / ПРОДАВЕЦ МЕРТВЕЧИНЫ

    Чартковы чертят 

    Вспомнилось: когда на излете СССР началась антиалкогольная кампания, по телевизору несколько раз показали интервью с Николаем Бурляевым, который с гражданской скорбью сказал, что, как ни горько ему в этом признаваться, впервые его угостил алкоголем Владимир Высоцкий. Мне больно это вспоминать, сказал он, Высоцкий великий человек, сказал он, но факт есть факт, сказал он.

    Я тогда недоумевал: что это, зачем? Кто тебя за язык тянул? Настучал походя на умершего старшего товарища – в угоду времени? Власти? Или собственная трезвенническая праведность жжет изнутри – вдруг ее не заметят и не оценят?

    Характерно, что Бурляев, сыгравший множество прекрасных ролей у замечательных режиссеров, именно с этого времени снимался все реже и реже. Зато стал профессиональным моралистом, кем и пребывает до сих пор. Заседает в комиссиях, авторитетно решает, что пущать, что не пущать.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий