Влад Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт).
Свобода слова, свобода прессы — это основа демократии, это право человека свободно выражать своё мнение, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны властей (хотя, как утверждают философы и юмористы: «Язык дан человеку, чтоб говорить глупости). Право на свободу выражения своего мнения закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. Красивые слова, красивые права.
Правда, необходимо отметить, что право человека на свободу слова и самовыражения не закреплено в израильском законодательстве и не включено в основные законы государства. Тем не менее, источником этого права стали прецедентные решения Верховного суда, основанные на принципах Декларации независимости Израиля.
Как правило, человек за редким исключением живёт не в безлюдном пространстве, он живёт в государстве. А у государства, как указано выше есть свои государственные, военные и другие секреты, которые нередко входят в противоречие с правом человека на свободу слова. Во многих странах, в том числе и в Израиле, есть государственная военная цензура для правовой охраны указанных секретов.
Но, вот пример, как мне кажется, её неудачной работы в Израиле. В США временно отстранили от полётов все 349 суперсовременных истребителей пятого поколения F-35, поскольку у них появились проблемы с катапультируемыми креслами (и у европейских истребителей Eurofighter и Tornado, тоже). Командование американских ВВС заявило 30 июля, о решении временно запретить эксплуатацию самолётов F-35. Естественно, командование израильских ВВС также приняло аналогичное решение, отложить все учебные полёты истребителей F-35, находящихся на службе в ЦАХАЛе, из-за опасений в неисправности, обнаруженной специалистами ВВС американской армии. Т.е., пусть, хоть и временно, но Израиль, остался без своих основных боевых самолётов, и об этом израильские СМИ немедленно сообщили всему миру, в том числе и врагам, которых у Израиля совсем немало. Если, для Америки и Европы такое решение, это ничего, то для Израиля, по понятным причинам, это крайне опасно, самое время напасть на Израиль. Ну, а где же израильская цензура, где ответственность корреспондентов СМИ, на фоне положения о свободе прессы?
Почти аналогичная ситуация произошла несколько лет назад, когда израильские СМИ корректировали ракетный обстрел из «Газы» израильского юга, публикуя точные координаты попадания ракет. Это длилось до тех пор, пока, один из русскоязычных газетчиков не заявил: «ребята вы что же делаете, вы же передаёте им секретные разведанные: недолёт, перелёт, попадание». Только после этого, СМИ и соответствующие службы очнулись.
После окончания Политехнического института, я, как и все выпускники получил по линии военной кафедры, звание лейтенанта, командира взвода артиллерийской разведки, который должен был заниматься такой корректировкой, нас этому учили 4 года.
Близко к указанному выше, также и сообщения СМИ о нахождении израильских войск возле сектора «Газа» в моменты напряжённости и корректировка их перемещения. Не исключено, что нынешнее наглое поведение «Исламского джихада», этой небольшой проиранской террористической организации из сектора «Газа», которая недавно в течение нескольких дней держала в напряжении юг страны, и спровоцировала нынешние военные действия со стороны Израиля (военная операция «Алот а-Шахар», «Рассвет»), также связано с выдачей военных секретов какими-то СМИ. Причём, корреспонденты различных СМИ делают всё это торопясь, чтобы первыми сообщить сведения о военной тайне. Наверняка органы безопасности выдают не все секреты средствам массовой информации, но даже то, что выдают (время, место, количество задержанных террористов, наверное, такие публикации нужны и властным структурам, сейчас же предвыборный период, важно сообщить электорату об их успешной работе.), также должно быть военной тайной.
Ну, что за племя эти террористы. Несмотря на заключённое перемирие и окончание военной операция «Рассвет», террористы «Исламского джихада» буквально через несколько минут после вступления в силу прекращения огня, всё таки обстреляли ракетами центр и юг страны. Нет слов, одни нецензурные эмоции.
Вот непосредственно в ЦАХАЛе, в отличие от СМИ с сохранением секретов относительный порядок, хотя и там бывают сбои. Вспоминаю следующий эпизод.
Мы, сотрудники Государственного геофизического института Израиля, проводили геофизическую съёмку вблизи предполагаемого атомного полигона, имея на то соответствующее разрешение от военного командования. Тем не менее, когда мы на очередной точке остановили машину и начали снимать показания наших приборов, внезапно возле нас притормозила машина с солдатами, в руках которых были направленные на нас автоматы. После наших разъяснений и предъявления соответствующих документов, мы благополучно продолжили нашу работу. Из соображений секретности, нам предварительно не сообщили о наличии такой воинской охраны.
Вот, что в Израиле действительно является «военной тайной» и не подлежит разглашению, так это неблагополучное положение дел в ультраортодоксальном (и, не только) секторе. Так, например, выясняется, что несмотря на строгости иудейской религии, несмотря на 10 заповедей, немало уважаемых равов, почти в течение всей их жизни держали свою паству, чуть ли не в сексуальном рабстве, требуя, при этом, молчаливого подчинения. Конечно, и в других общинах имеются не очень приятные ситуации, вплоть до уголовных преступлений. Об этом, часто, СМИ молчат.
Таким образом, есть настоящие государственные военные тайны, которые моментально разглашаются и, не очень приличные моменты в жизни страны, о которых предпочитают промолчать.
Государству Израиль конечно же нужна свобода слова, но учитывая его геостратегическое положение, свобода слова разумная, точно также, как нужна и военная цензура, строгая и обязательная, Политическое руководство и органы безопасности должны эти два понятия сбалансировать, исходя из соображений национальной безопасности страны. «Мы говорим, свобода слова, но не забываем о национальной безопасности, мы говорим национальная безопасность, но не забываем о свободе слова» (несмотря на просьбу: «не делайте под Маяковского, делайте под себя»).