«Я не хочу, чтобы Пушкин отвечал за всё» Беседа Сергея Медведева с Александром Генисом на Радио Свобода

(https://www.youtube.com/watch?v=Ojo_IsTqgyg)

Сергей Медведев: У нас особый случай – 225 лет со дня рождения Пушкина. Эта дата, конечно, уже миновала, но зато мы записывали этот эфир 12 июня – в День России. Может быть, лучше было бы сместить День России на 6 июня?

Александр Генис: Я не хотел бы, чтобы Пушкин отвечал за все. Он и так отвечает за то, что не помыта посуда, не построен забор и так далее. Если ему еще отвечать за все, что связано с Днем России, то, может быть, лучше и не надо. Оставим Пушкина на его месте. Мне нравится, что в день рождения Пушкина отмечается День русского языка: вот за это Пушкин точно отвечает, он его, собственно говоря, и придумал.

Сергей Медведев: Почему Пушкин стал таким мемным? Каким образом он занял это универсальное место в народном сознании, в коллективном бессознательном России?

Александр Генис: Он его заслужил. Может быть, нам обидно это слышать, но русская литература короткая. Сомерсет Моэм, который очень любил русскую литературу, говорил: все хорошо, но она на двести лет короче нашей, английской.

Когда мы говорим, что с Пушкина началась русская литература, это значит, что до него ничего как бы и не было. Это, конечно, не совсем так, ведь были замечательные писатели: КарамзинФонвизин – я их очень люблю, Радищев – интересная фигура. Но, я вас уверяю, никто не станет перечитывать для своего удовольствия «Путешествие из Петербурга в Москву». Я ведь работал учителем в школе и помню, как трудно было внушить это ученикам.

С Пушкиным возникает мечта России о Западе. Я бы сказал, что Пушкин – первый европеец в русской литературе, в русской культуре, да и в русской жизни. Это очень много значит, потому что с Пушкина началась европейская линия, которая до нынешних дней ведет к русской культуре, делает ее европейской. Вот за это его так любят.

Но, конечно, тут еще вмешалось государство. Пушкин не всегда был таким универсальным мифом, но чем сильнее, чем тоталитарнее становится государство, тем больше этого тоталитарного мифа: Пушкин – наше всё. И юбилей 1937 года – это была совершенно кошмарная истерическая любовь к Пушкину. Но интересно, что он все-таки не пострадал, Пушкина по-прежнему можно читать ради своего удовольствия.

А ведь он писал 200 с лишним лет назад! Конечно, язык меняется и все прочее, но Пушкин умудрился вывернуться из-под времени и стал тем, кем хотел бы быть: это русский миф. Это и есть русский миф – Пушкин. Мой товарищ, поэт и литературовед Лев Лосев однажды сказал: «Обратите внимание, когда Дон Жуан едет из Мадрида в Париж, у Пушкина говорится «он поехал на север». То есть Пушкин легко ассоциировал себя с испанцем, он представлял себе Европу, притом что никогда там не был.

Читать дальше здесь:

https://www.svoboda.org/a/aleksandr-genis-ya-ne-hochu-chtoby-pushkin-otvechal-za-vsyo-/33003896.html

 

 

Один комментарий к “«Я не хочу, чтобы Пушкин отвечал за всё» Беседа Сергея Медведева с Александром Генисом на Радио Свобода

  1. «Я не хочу, чтобы Пушкин отвечал за всё» Беседа Сергея Медведева с Александром Генисом на Радио Свобода

    (https://www.youtube.com/watch?v=Ojo_IsTqgyg)

    Сергей Медведев: У нас особый случай – 225 лет со дня рождения Пушкина. Эта дата, конечно, уже миновала, но зато мы записывали этот эфир 12 июня – в День России. Может быть, лучше было бы сместить День России на 6 июня?

    Александр Генис: Я не хотел бы, чтобы Пушкин отвечал за все. Он и так отвечает за то, что не помыта посуда, не построен забор и так далее. Если ему еще отвечать за все, что связано с Днем России, то, может быть, лучше и не надо. Оставим Пушкина на его месте. Мне нравится, что в день рождения Пушкина отмечается День русского языка: вот за это Пушкин точно отвечает, он его, собственно говоря, и придумал.

    Сергей Медведев: Почему Пушкин стал таким мемным? Каким образом он занял это универсальное место в народном сознании, в коллективном бессознательном России?

    Александр Генис: Он его заслужил. Может быть, нам обидно это слышать, но русская литература короткая. Сомерсет Моэм, который очень любил русскую литературу, говорил: все хорошо, но она на двести лет короче нашей, английской.

    Когда мы говорим, что с Пушкина началась русская литература, это значит, что до него ничего как бы и не было. Это, конечно, не совсем так, ведь были замечательные писатели: Карамзин, Фонвизин – я их очень люблю, Радищев – интересная фигура. Но, я вас уверяю, никто не станет перечитывать для своего удовольствия «Путешествие из Петербурга в Москву». Я ведь работал учителем в школе и помню, как трудно было внушить это ученикам.

    С Пушкиным возникает мечта России о Западе. Я бы сказал, что Пушкин – первый европеец в русской литературе, в русской культуре, да и в русской жизни. Это очень много значит, потому что с Пушкина началась европейская линия, которая до нынешних дней ведет к русской культуре, делает ее европейской. Вот за это его так любят.

    Но, конечно, тут еще вмешалось государство. Пушкин не всегда был таким универсальным мифом, но чем сильнее, чем тоталитарнее становится государство, тем больше этого тоталитарного мифа: Пушкин – наше всё. И юбилей 1937 года – это была совершенно кошмарная истерическая любовь к Пушкину. Но интересно, что он все-таки не пострадал, Пушкина по-прежнему можно читать ради своего удовольствия.

    А ведь он писал 200 с лишним лет назад! Конечно, язык меняется и все прочее, но Пушкин умудрился вывернуться из-под времени и стал тем, кем хотел бы быть: это русский миф. Это и есть русский миф – Пушкин. Мой товарищ, поэт и литературовед Лев Лосев однажды сказал: «Обратите внимание, когда Дон Жуан едет из Мадрида в Париж, у Пушкина говорится «он поехал на север». То есть Пушкин легко ассоциировал себя с испанцем, он представлял себе Европу, притом что никогда там не был.

    Читать дальше по ссылке, приведенной в блоге.

Добавить комментарий