Превращение «невидимых» в видимых

Превращение «невидимых» в видимых

http://www.jpost.com/Israel-News/Culture/Bringing-The-Invisibles-into-view-549416

Захватывающая документальная кинодрама рассказывает об истории евреев, скрывавшихся в Берлине во время Второй мировой войны, и их разнообразных путях к своему выживанию

Ханна Браун

Перевод с английского Игоря Файвушовича

– «Если бы этот фильм был полностью фикцией, люди бы в него не поверили», – сказал Клаус Рэфле, режиссёр ленты «Невидимые», захватывающей документальной драмы о евреях, скрывавшихся в Берлине во время Второй мировой войны. Этот фильм только что начал демонстрироваться в кинотеатрах по всему Израилю. Рэфле, немецкий кинорежиссёр, известный прежде всего своими документальными фильмами, сидел с The Jerusalem Post во время показа в Иерусалимском театре.

Фильм, сценарий которого был им написан с его женой Алехандрой Лопес, показывает, как четыре молодых еврея выживали в столице нацистского режима в течение многих лет. Сцены их жизни во время Второй мировой войны, в которой они изображаются актёрами, чередуются с недавними интервью с пожилыми людьми, оставшимися в живых. И то, что он сказал, очень верно: – «захватывающие истории их повседневной жизни в центре нацистской Германии показались бы вымышленными, – если бы они не были правдой». Рэфле, который впервые посетил Израиль для продвижения своего фильма, рассказал, что ему стало известно о том, что, когда он изучал материалы к своему документальному фильму о «Салоне Китти», высококлассном борделе в городе, часто посещаемом нацистами во время той войны, в Берлине скрывались евреи. Он был удивлён, узнав, что еврейская женщина, скрываясь, работала там уборщицей.

– «Я подумал: – «Как она могла устроиться на работу в таком месте, в эпицентре зла?», – рассказал он. Вслед за этим, он узнал, что, хотя нацисты в 1943 году заявляли, что в Берлине больше нет евреев, на самом деле, оставалось 7000 человек, которые скрывались там, и 1500 из них выжили. Когда он и Лопез узнали больше о евреях, которые провели годы войны в Берлине, он понял: – «Мы должны рассказать больше, чем одну историю. Ведь было так много невероятных историй». Фильм «Невидимые» сосредотачивается на двух мужчинах и двух женщинах в их старшем подростковом возрасте – начале двадцати, у которых были очень жизненные переживания, но каждая из их историй представляет собой разный путь к выживанию. Сиома (Самсон) Шёнхаус, роль которого исполнил Макс Мауфф, сыгравший в фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост», был молодым художником, который использовал своё умение, чтобы избежать центра депортации и всю оставшуюся часть войны занимался подделкой паспортов. Ханни Леви (Элис Дуайер) – сирота, перекрасилась в блондинку, чтобы лучше вписаться в новую жизнь, и проводила свои дни в прогулках, маскируя своё истощение, голод и страх, когда она отправлялась на просмотр стольких фильмов, сколько она могла себе позволить. В конце концов, её приютила одна женщина, которая работала в кинотеатре.

Юджин (Аарон Алтарас), отчим которого был неевреем, скрывался у нескольких немецких семей социалистической и коммунистической ориентации, опережая на шаг нацистов. Самая удивительная история была, пожалуй, у Рут (Руби O. Фи): она получила работу экономки у одного немецкого чиновника, который часто развлекал в своём доме нацистских офицеров. В течение многих лет Рэфле пытался собрать деньги, чтобы сделать этот фильм либо как вымышленную драму, либо как непосредственно документальный фильм, но это было тяжело. – «Люди говорили: – «О нацистском времени и Холокосте существует так много историй». Когда он убеждал своих оппонентов в оригинальности этой истории, потому что об этих людях, выживших в Берлине, было очень мало известно – отчасти потому, что многие из них только в последнее время начали рассказывать свои истории, когда им было уже за 80, – его убеждали собеседники, которых он называл «очень важными», что – «если этот фильм не показывает Освенцим, то Вы не сможете рассказать эту историю. Вы должны показать, что с ними случилось бы, если бы их депортировали». Рэфле, не утративший присутствия духа, страстно продолжал свой проект, начав интервьюировать оставшихся в живых, спустя почти 10 лет назад.

– «Если бы Ханни Леви спросила меня: – «Когда у вас будут деньги, чтобы закончить этот фильм?», я бы ей ответил: – «Да, дело движется». И когда я действительно получил деньги из сети ARD (Консорциум общественных вещателей в Германии – Википедия), и рассказал ей, она с трудом мне поверила». Его съёмочная бригада согласилась работать над этим фильмом за меньшие деньги, чем обычно, потому что их захватил и его сюжет, и его персонажи. Он решил, что такой гибрид драмы / интервью будет лучшим способом представить этот материал, потому что – «когда вы видите эти драматические сцены, вы поражаетесь тому, насколько герои фильма были молоды, и что их молодость, их оптимизм и ощущение, что они могут это сделать, так помогли им остаться в живых». Он привёл пример того, что сделал Шёнхаус, когда он заработал много денег: – «Он пошел и купил лодку. Потому что это было его мечтой, и каким-то образом это придало ему силы». В другой части фильма Рэфле инсценировал то, как этот мечтательный молодой человек кому-то доверился и потерял паспорта, над изготовлением которых он так много работал. Когда он взял интервью у выживших, он понял: – «Они гордятся тем, что они сделали, они чувствовали, что поступают очень разумно». На протяжении всего фильма Рэфле подчёркивал свою благодарность тем, кто им помогал. После войны эти благодетели были занесены в анналы музея «Яд ва Шем», а для Рэфле звёздным часом его визита в Иерусалим стал осмотр мемориалов этих праведных неевреев. Он показал мне фотографии, которые он сделал об этом. – «Этот фильм демонстрировался в кинотеатрах по всей Германии в течение нескольких месяцев, где на него было продано более 100 000 билетов, а это – большое количество для серьёзного фильма», – поведал Рафле. В США он будет выпущен в сентябре, а тем временем он будет показан на еврейских кинофестивалях. Его также купили Китай, Япония, Бразилия и Италия. Для тех, кто выжил и дал интервью, фильм «Невидимые» был очень эмоционален. – «В первый раз, когда я продемонстрировал его в Париже одной из героинь, Ханни Леви, в конце скрининга стояла тишина, и я подумал: – «Он ей не понравился». Но потом я увидел, что она плачет и обнимает свою семью.

Добавить комментарий