Умер ли сионизм

«Сионизм свою задачу выполнил – еврейское государство создано и все, кто ХОЧЕТ, может в нём жить» (из Гостевой).
———————————-
Примерно об этом говорил Пинхас Полонский в петербургской Синагоге. Ниже я поставлю отрывок из его выступления, как я его записал: «Когда в 1904 году умер Герцль, сначала казалось, что одновременно умер и сионизм. Но не таковы евреи – они всегда оптимисты, как говорится: «Умер – швумер, лишь бы был здоров!». Примерно в это же время в Израиль приехал рав Кук. Именно он выдвинул несколько весьма плодотворных предложений, позволивших и сегодня смотреть с оптимизмом на мессианскую идею: 1)нерелигиозный сионизм Герцля был в некотором роде коллективным Машиахом; 2)есть два персонифицированных Машиаха – Машиах бен Йосеф (Саул)и Машиах бен Йегуда (Давид). Если отождествить нерелигиозный сионизм с Машиахом бен Йосефом (Саулом), как это сделал рав Кук, то можно говорить о первом этапе мессианской идеи – создании для евреев убежища (национального государства), каковое есть у всех других народов мира. Создание государства это не индивидуальное действие в Диаспоре, подверженное правилам, описанным в Галахе, а коллективное, такое, о котором написано в другой книге – Танахе , например, в Книге Шмуэля. «Религиозные евреи, — писал рав Кук, — не в состоянии создать государство, для этого существует другая порода евреев – нерелигиозных. Вся религия в Диаспоре нацелена на сохранение, а не на продвижение. Чтобы сохранить еврейскую культуру, надо было порвать связи с общемировой культурой. Отход от религии в сионизме был необходим. Движение Герцля — это Машиах бен Йосеф». Таким образом мы видим, что был нужен новый вид евреев – нерелигиозных. Только они могли создать еврейское государство, но сейчас уже идет речь об удержании этого государства, о том, что нерелигиозные евреи осуществить не могут. Для воспитания евреев – религиозных сионистов рав Кук создал йешиву, в которой они должны были воспитываться. До некоторого времени это была относительно небольшая группа. В 1967 году Израилем была отвоевана Иудея и Самария. Государство было не в состоянии освоить новые территории. Ученики рава Кука без санкции официальных руководителей страны начали новое поселенческое движение, достигшее к настоящему времени внушительных размеров. По существу в этом случае речь шла о борьбе за существование Государства Израиль, за его национальную идею. В Израиле на сегодня существуют две главенствующие национальные идеи: 1)идея убежища (идея Герцля, Машиах бен Йосеф, царь Саул); 2) идея национального религиозного возрождения на исторической родине (Машиах бен Йегуда, царь Давид)».

Share
Статья просматривалась 733 раз(а)

Добавить комментарий