По наводке Бориса Бермана посмотрела на Нетфликсе сериал The Politician. Замечательное кино! Во всех отношениях замечательное. На каждом уровне — пятерка!
Во первых, актерская игра. Все играют великолепно! Знаменитая Гвинетт Палтроу, томная (по-американски томная); стареющая, но нестареющая Джессика Ландж; своеобразная Джудит Лайт (очень, кстати, похожая похожа на российскую актрису Юлию Рутберг — просто как две сестры!); непередаваемая Бетти Мидлер, брызжущая энергией и интригами, — все они демонстрируют отменную работу!
Менее знаменитый Бен Платт, исполнитель главной роли (его герой Пэйтон с младенческих лет хотел только одного — стать президентом!) сыграл просто превосходно. Нешуточная хватка соединяется в его персонаже с идеалистической болтовней о том, хороший ли он человек. Дело в том, что если хороший человек и действует ради хорошей цели, то прощается очень многое. Можно стянуть ящик для голосования, чтобы подменить бюллетени. Да что там ящик! Можно отравить! Главное потом попросить прощения! О, этот культ извинения! С детства современному ребенку внушают: скажи sorry – и ты прощен. Как будто ничего не было! (Отравляет, кстати не он, а его. Его соратница делает это для победы. Ведь победа — это хорошо?) Впрочем, Пэйтон действительно старается быть “хорошим”, но всему есть пределы. Ведь ради “спасения планеты” он на многое пойдет.
Второй уровень сериала сияет новизной. Это — истинное дитя нового времени. Создатели сериала сумели вместить весь спектр современной социально-политической повестки. Не только в сценарии, но и среди актеров сплошь и геи, и транссексуал, и инвалиды, а если присутствуют актеры светлых тонов, то обязательно активисты вокизма или, как минимум, me too. Причем, “притворяться” нельзя. Инвалида должен играть инвалид, а трансджендера — аналог по жизни. Только так. Все в соответствии с требованиями дня. Трудно не видеть в этой парности едва прикрытую пародию. Но буква нового “закона” соблюдена.
Нам интересен портрет миллениум — детей третьего тысячелетия. Тут перед нами — настоящий панорамный снимок новой молодой гвардии,
Говорят они как бы отпечатанными в мозгу словесными конструкциями. Поэтому речь этой поросли, особенно амбициозных активистов, быстра и не интонационна. В ней нет пауз на раздумья или хотя бы на точку в конце фразы. Но в то же время в их среде с легкостью и по ерунде случаются истерики.
Новое поколение отличается пугающим отсутствием юмора. «И вы над ЭТИМ шутите?» — ужасаются. Для разграничения чего бы то ни было им нужны понятные простые маркеры: свой — чужой, можно — нельзя. Поэтому герой, наряженный индейцем (кошмар! кошмар!) вызывает негодование и отчисление из Гарварда, а рядом происходящая трагедия: любящая бабушка (Джессика Ландж), которая понемногу отравляет собственную внучку для изображения у нее канцера и получения всевозможных благ — остаются без внимания. В списке грехов у них конкретно такого нет и поэтому он как бы не считается. Имбецил Рикардо догадался и фактически спас девушку, а вся орава миллениум дружно прошла мимо.
Чувства сопереживания и сострадания нет, есть только игра в “правильные” чувства. причем в намеченных кем-то рамках. А если приходится выйти за привычные рамки — бьются в истерике, поскольку комфорт даже микро-аутистов очень легко нарушается. И специалисты-психологи рекомендуют ни в коем случае его не нарушать, а подстраиваться. Весь фильм, собственно, об этом. Старшие подстраиваются, подыгрывают и ублажают молодых и безбашенных активистов, то и дело хвалят: ”Good job!”
Третий уровень: сценарий. Филигранная работа! Пародийность все нарастает, но одновременно нарастает и “правильность героев”. Захочет, допустим, активист из зрителей придраться, чтобы включить кнопку “кансел”, — не за что! Ведь сейчас атакуют за слова а по словам — все правильно, не подкопаешься! Хорошие ребята, которые за климат порвут, побеждают плохих, которые вообще непонятно за что.
Но мы не можем не видеть эту насмешливость. Смех с несмеющимся лицом! Он нарастает. Сначала понемногу, а потом уже полным ходом. Героиня Пэлтроу, одуревающая от скуки, взяла обязательство: спасти всех дельфинов! Путем вылавливания каждой отдельной особи, полостной операции и освобождения бедной рыбы от мусора и пластика. Потом из извлеченных смятых бутылок и пакетов она делает скульптуры, ибо в душе она художник! Дальнейшая судьба дельфинов неизвестна.
Главный герой Пэйтон для спасения планеты поклялся принимать только холодный душ. И т.д.
Четвертый уровень успеха. Похоже, что некоторые играют себя. Это новшество вполне объяснимо. Если хорошие и правильные люди играют хороших и правильных людей, то почему бы им не сыграть самих себя?
Джудит Лайк. Если в ее актерском резюме сказано: prominent LGBTQ+ and HIV/AIDS активист, то и в кино она тоже сыграла сексуально активную даму, не боящуюся экспериментов.
Гвинет Пэлтроу играет харизматичную женщину. Все ее любят и выполняют ее капризы и желания, например, стать губернатором Калифорнии. Впрочем Сакраменто ей сразу надоел. Что это за город! Ну ничего, она станет президентом (ведь все ее обожают!) и будет жить в Вашингтоне. А вице-президентом у нее будет тоже женщина. Дабл-женское президентство! Естественно, все примут его с восторгом. Кто в здравом уме будет такому счастию противиться?! В сериале ее героиня делает гадкие вещи, моментально в них признается — и все ОК! Ну, муж выбросился из окна! Так ведь она сказала правду!
Она и в жизни говорит правду.
По крайней мере есть вот эта харизма всеобщей к ней симпатии и одновременно дикой правдолюбицы.
Если героиня Пэлтроу поехала в Бутан (где это?)учиться уму-разуму и медитации, то и в жизни она куда-то там поехала. Википедия описывает ее религоизные искания — она долго выбирала между TM (Transcendental Meditation), мантрами, разработанными знаменитым индийским гуру, и иудаизмом. Так и не дочитала, на чем она остановилась.
Впрочем, ее героиня чему-то научилась. Теперь она своих любовников заранее спрашивает: а вы не будете прыгать из окошка?
А фильм за это серьезно покритиковали. За якобы призыв к самоубийству. Я же говорю, они находят грехи только под фонарем, да и то, сверяясь с утвержденным списком!
Гвинет Пэлтроу играет харизматичную женщину. Все ее любят и выполняют ее капризы и желания, например стать губернатором Калифорнии. Впрочем, Сакраменто ей сразу надоел. Что это за город! Ну ничего, она станет президентом (ведь все ее обожают!) и будет жить в Вашингтоне. А вице-президентом у нее будет тоже женщина. Дабл-женское президентство! Естественно, все примут его с восторгом. Кто в здравом уме будет такому счастию противиться?!