Вспоминая Питера Фалька

Вспоминая Питера Фалька

Знаменитый американский киноактер Питер Фальк наиболее известен как исполнитель  роли лейтенанта Коломбо в многосерийном блоке – сериале о сыщике из Лос-Анджелеса. Однако это далеко не единственная роль актера.

Фальк родился в 1927 году в Нью-Йорке. Когда Питеру было три года у него обнаружилось злокачественное новообразование глаза, который был удален. Так Питер стал носить искусственный, стеклянный глаз. Несмотря на это, он постоянно занимался игровыми видами спорта – баскетболом и бейсболом.

Впервые Фальк вышел на сцену в 12 лет в опереточной постановке «Пираты Пензанса». В 1945 году он попытался поступить на службу в армию США, но ему отказали из-за глаза. Фальк все-таки смог поступить на флот поваром. После службы он возвращается в Нью-Йорк, учится в университете «Новая Школа», который заканчивает в 1951 году, получая степень бакалавра в области литературы и политических наук.  Затем Фальк отправляется на полгода на работу в Югославию, а по возвращению поступает в Университет Сиракуз для изучения экономики. Одновременно он участвует в любительских спектаклях и учится на актерских курсах. В 1956 году Фальк дебютирует на профессиональной сцене в «Дон Жуане» Мольера в роли Сганареля. С 1957 года он начинает играть в телевизионных спектаклях и даже имеет успех, получает свою первую «Эмми». Фальк начинает сниматься в кино, его номинируют на «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана. С 1968 года начинается его звездная карьера в телесериале «Коломбо». Всего с 1968 по 2003 годы было снято около 70 серий, прославивших Фалька на весь мир.

«Сериал построен по нестандартной для детективов схеме, зритель с самого начала знает кто убийца, и главной загадкой становится то, каким образом Коломбо удастся его вычислить. Как правило, убийца настолько самоуверен, что верит, что совершил «идеальное преступление», и это превращает сюжет в некую интеллектуальную дуэль, позволяет рассматривать историю не только с точки зрения следователя (как это обычно бывает в классических детективах), но ещё и преступника… На первый взгляд лейтенант Коломбо — неуклюжий простак с неловкими манерами и походкой. Он любит по-стариковски потолковать «за жизнь» со встречными, восхищённо и искренне подивиться всему, что несвойственно быту скромного обывателя. Однако за этой внешностью стоят острый ум, наблюдательность, бесстрашие, упорство и, главное, глубокое неприятие всего преступного по духу: жестокости, лжи, коварства, жадности» (Википедия).

Но была и осторожная критика. Так киновед Евгений Майзель писал в журнале «Искусство кино»: «Уже к моменту рождения в легендарном 1968-м «Коломбо» смотрелся откровенно старомодно — прежде всего, конечно, из-за жанровой специфики, отсылающей к классическому английскому детективу и его законному правообладателю — респектабельному викторианскому обществу, в котором за каждым членом закреплены четкие функции, вещи лежат на своих местах (и знают свои места), а следователь из отдела убийств не берет с собой пистолет даже на особо опасные свидания. Важнейшая причина того, почему «Коломбо» уже в 70-е — свои лучшие годы — выглядел крайне искусственно и был куда более оторван от жизни, чем, скажем, японский театр Но, заключается в послевоенном распаде того классического мира, в котором никогда не могло быть ни спора о значении слов, ни постоянного присутствия адвокатов, ни права хранить молчание. И все же, много ли мы помним сериалов 70-х? А «Коломбо» помним — этот сериал хранится в сознании зрителя на каком-то азбучно-инстинктивном уровне. Так что одной лишь похвалой гениальной игре Питера Фалька или удачной продюсерской концепции здесь не обойтись. Есть в этом проекте некое не сразу определяемое, но очень серьезное содержание, не только придавшее новый оттенок знакомому жанру в формате телефильма, но и отразившее идеологические конфликты тогдашнего, да и нынешнего, времени».

Важным фактором в фильмах с участием Фалька является технические, точнее электронные бытовые новинки. Мы видим здесь магнитофоны, видеозаписывающие устройства, телефоны самых навороченных конструкций, плейеры и другие электронные устройства. В одном из фильмов, например, Коломбо звонит на пейджер убитой жертвы, который (пейджер), зазвонив, указал на местонахождение тела. Такие технические новинки имеются почти во всех фильмах сериала о Коломбо.

«Метод Коломбо — не упустить детали, почувствовать пусть малейшее несовпадение обстоятельств, просчитать замысел преступника, а потом подвести его к саморазоблачению. Лейтенант может навеять подозреваемому ощущение безопасности, а потом разбить его покой мимолётным замечанием, посвящением в ход размышлений или даже прямым обвинением — заставив нервничать, совершать ошибки. Одновременно он тщательно изучает всё, что может относиться к преступлению. Момент истины настает обычно, когда преступник предпринимает какой-либо решительный шаг, не догадываясь, что уже идёт в ловушку. Нередко в роли жертвы-приманки, не считаясь ни с каким риском для жизни, выступает сам Коломбо: соблазн убить неотступного копа и разом покончить с угрозой разоблачения подводит преступников одного за другим» (Википедия).

Стивен Фрай говорил о Фальке, как о «величайшем телевизионном детективе», а Спилберг сказал о нем: «Ещё когда в юности я работал в театре, очень многое об актёрском искусстве я получил именно от него».

Всего Питер Фальк дважды номинировался на премию «Оскар», пять раз – на «Эмми» и один раз – на «Золотой глобус».

«Питер Фальк умер в четверг вечером, 23 июня 2011 года. По заявлению его дочери Кэтрин Фальк, актёр на протяжении последних лет страдал от деменции и болезни Альцгеймера. Смерть Фалька была встречена данью памяти со стороны многих знаменитостей» (Википедия).

Добавить комментарий