Детям о детях-будущих великих музыкантах

ев Мадорский

Рассказы детям о детях- будущих великих музыкантах.

( Для ваших детей и внуков)

Фредерик Шопен слушает пение

Шопен в детстве

После завтрака карета стояла у ворот в полной готовности. В окно было видно как кучер Матеуш ходил около лошадей, поглаживал их по спинам, проверял колёса на крепость. Видно было как прошёл к карете граф Скорбков с женой , сыном Яном 9 лет и семилетней дочкой Магдалиной. — Давай, сынок, пошли. Неудобно чтобы нас ждали,- сказал папа, Николя Шопен, который служил у графа гувернёром и учителем французского языка.

Граф часто выезжал с детьми на загородые прогулки и папа, как гувернёр, должен был сопровождать детей. Но сегодня в первый раз Николя брал с собой в загородную прогулку семилетнего Фредерика.

Погода была прекрасная, лошади бежали весесло и уже через час карета остановилась около усадьбы графа. — Идите прогуляйтесь, -сказала графиня.- Ждём вас к обеду. -Пошли к лес, -предложил Шопен старший. — Ура,-закричал Ян.- В лес. Будем собирать грибы и ягоды. -Тогда возьмите в карете корзинки.

Компания подошла к деревне, за которой начинался лес. И тут неожиданно из ближайшей хаты раздалось пение. Женский голос тихо и задушевно пел польскую народную песню. Тонкий ручеёк мелодии, нежно переливаясь, лился тонкой струйкой,звенел. Мальчик стоял под окнами и не мог пошевельнуться. Папа и дети вышли из деревни и вошли в лес. Они так были увлечены сбором грибов и ягод, что не сразу заметили исчезновение маленького Шопена.

-Ян, Магдалина, вы не видели Фредерика? — заволновался Николя.- Нет не видели.- Ау, -Фредерик, -стал кричать папа.- Ау,-кричали Ян и Магдалина. Они кричали долго, но никто не отзывался.

-Странно, удивился папа.- Неужели он заблудился. Придётся вернуться, позвать народ и прочесать лес.

Они вернулись в деревню и сразу увидели Фредерика. Мальчик неподвижно стоял под оканами дома, из которого всё ещё слышалось женское пение.

-Сынок, ты что здесь делаешь? — Тише, папа, я слушаю. — Как слушаешь? Мы тебя всюду ищем, с ума сходим.

Николя кинулся к сыну. Повернул его лицом к себе. Хотел отругать, но ничего не сказал. Лицо Фредерика было залито слезами. Мальчик слушал пение женщины и плакал.

Много позднее, став всемирно известным композитором, Шопен часто писал свои произведения по мотивам польской народной музыки.

Его величество-случай

Георг Фридрих Гендель ( 1685- 1759г.г.

Случай, порой, играет существенную роль в нашей жизни. Не разделяю мнение, что дети с высокой музыкальной одарённостью, несмотря ни на какие обстоятельства, обязательно пробьют себе дорогу и станут музыкантами. Тут вполне возможно сослагательное наклонение. А если бы даже такой чудо-ребёнок, как Моцарт родился не в музыкальном Зальцбурге, а в глухой австрийской деревушке?

А если бы в доме у Моцартов не было клавесина? А если бы отец его не был бы музыкантом или, по тем или иным соображениями, был бы категорически против, чтобы маленький Вольфанг занимался музыкой? К сожалению, так бывает. Во всяком случае, можно смело утверждать, что именно случай помог Фридриху Георгу Генделю стать великим композитором.

Фридрих родился в 1685 году в семье лекаря-хирурга при дворе герцога Адольфа Саксонского.

С семи лет мальчик получает классическое ( это было время Просвещения) широкое и многостороннее образование, в котором музыка, как и в античные времена, занимала значительное место. В частности, детей в обязательном порядке учили играть на клавесине.

Учителем мальчика был хороший музыкант Иоганн Преториус. Маленький Фридрих показывал исключительные успехи в музыкальных занятиях, но папа мечтал видеть сына адвокатом.

— Это, действительно, достойное дело,- неоднократно говорил он сыну.- А музыка-пустая, детская забава. Нрава отец был твёрдого и стал бы Гендель адвокатом, если бы не вмешался всё тот же его Величество случай.

Герцоги не так уж часто заезжают в гости к своим придворным, но в этот раз Адольф проезжал в карете недалеко от дома своего лекаря, когда почувствовал себя плохо. У герцога были проблемы с сердцем. Экипаж свернул к дому Генделей. Врач, к счастью, был дома и оказал больному необходимую медицинскую помощь. Иоганну Адольфу стало лучше.

Было обеденное время и высокого гостя пригласили к столу. После обеда Фридрих, большоей любитель музыки. Попросил фридриха что-нибудь ему сыграть. Мальчик сыграл собственное сочинение-импровизвцию на известную мелодию.

Игра и творчество так поразили курфюрста, что тот стал настаивать, чтобы юный Гендель всерьёз учился музыке. Он даже порекомендовал ему в учителя лучшего музыканта Саксонии Фридриха Цахау.

Отказывать герцогу было не принято. Так, благодаря случаю, Гендель стал не рядовым, пусть хорошим адвокатом, а великим композитором.

Обыкновенный гениальный ребёнок

(Давид Фёдорович Ойстрах ( 1904-1974 г.г.)

Один из величайших скрипачей мира, Давил Ойстрах родился в Одессе, в интеллигентной, еврейской семье. Его папа, любил музыку, а мама пела в хоре одесского оперного театра. На скрипке в их семье не играл никто.И, тем не менее, мечта стать скрипачом к Додику ( так звали его дома) непонятно каким образом пришла с раннего детства. Может быть, спустилась с неба…
Малыш мечтал стать уличным скрипачом. Поэтому когда в 3 года папа подарил ему игрушечную скрипку, она стала его любимой игрушкой.Пока другие малыши играли в песочнице, Додик выходил во двор со своей крошечной скрипочкой, водил воображаемым смычком и даже клал перед собой листок бумаги и заглядывал в воображаемые ноты.
И ещё. Если обычно малышей, когда наказывали, лишали похода в зоопарк или мороженного или ставили в угол, то для трёхлетнего Давида самым большим наказанием было, если мама не брала его с собой в оперный театр.

Трёхлетний Давид во время спектакля сидел в оркестровой яме, забившись в уголок, рядом с музыкантами. Он жадно слушал, и, казалось, впитывал в себя игру оркестра, пение солистов и хора, движения дирижёра.

В обычной жизни Додик был мальчиком живым, шумным, даже проказливым, а тут сидел неподвижно и готов был бесконечно слушать и слушать. Иногда по три-четыре часа подряд.

И надо же такому случиться: на необыкновенного мальчика обратил внимания необыкновенный взрослый, Пётр Соломонович Столярский.

Столярский один-два раза в месяциграл в оркестре театра, но главным его делом было обучение детей игре на скрипке. Причём, делал он это так, как ни до него, ни после него не умел делать никто в мире. Недаром музыкальную школу, которую Столярский организовал прямо у себя на квартире, называли  «фабрикой талантов».

В школе этой учились многие замечательные скрипачи: Натан Мильштейн, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс…Список можно продолжать и продолжать.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий