Стихотворение «Прощай, немытая Россия» — подделка, приписанная Лермонтову
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Это стихотворение, когда-то приписанное Лермонтову, сегодня рассматривается под «увеличительным стеклом» литературных критиков, освобожденных от гнета официальной идеологии.
Последняя треть 19 века в России характеризовалась подъемом революционного движения, как бы к этому ни относиться, с одобрением или с проклятиями. Крайние радикалы всех оттенков, особенно развязавшие революционную череду убийств царских сановников и самих царей, нуждались в таких пропагандистских материалах, которые разбудили бы не только Герцена, но и простой народ. По теории этих радикалов, годилось в дело все — читайте, например, «Бесов» Достоевского — замарывание людей в недозволенных действиях и движениях, создание фальшивок, подобные этой и представленной широкой публике через 40 лет после дуэли великого поэта.
Подробно стихотворение анализируется специалистами в моем блоге 2015 года http://blogs.7iskusstv.com/?p=48253.
Советские литературоведы трактовали данное стихотворение по-своему, так как оно хорошо ложилось на официальную идеологию СССР о помещиках, угнетавших своих крепостных крестьян: рабы — это крепостные, господа — крепостники. Эту официальную идеологию надо было поддерживать, надо было разыгрывать карту Лермонтова — революционера и бунтаря, боровшегося с царизмом, крепостничеством и т.д.
Сейчас эта подделка раскрыта и очень доходчиво объяснена. В 2015 году я позвонил в Пушкинский дом (Санкт-Петербург) тогдашнему Ученому секретарю Палакину Алексею Юрьевичу. Он рассказал мне, что стихотворение «Прощай, немытая Россия!» по праву должно теперь печататься в разделе «Стихотворения, приписываемые Лермонтову».
См. также:
Павел Басинский https://godliteratury.ru/public-post/kto-napisal-nemytuyu-rossiyu
А. А. Кутерева https://mysea.livejournal.com/3956353.html
Последняя треть 19 века в России характеризовалась подъемом революционного движения, как бы к этому ни относиться, с одобрением или с проклятиями. Крайние радикалы всех оттенков, особенно развязавшие революционную череду убийств царских сановников и самих царей, нуждались в таких пропагандистских материалах, которые разбудили бы не только Герцена, но и простой народ. По теории этих радикалов, годилось в дело все — читайте, например, «Бесов» Достоевского — замарывание людей в недозволенных действиях и движениях, создание фальшивок, подобные этой и представленной широкой публике через 40 лет после дуэли великого поэта.