Лекция Д.Л.Быкова о романе «МиМ». Это просто какой-то ужас.
Булгаков в тексте прямо показал, что Воланд — это не один из второразрядных бесов (это его свита), а натуральное Абсолютное Зло. Разве есть право читателей самим придумывать нечто такое, чего в романе нет?!.
В чем состоит обаяние Воланда?
В грязных простынях, которые очевидно достались Воланду от Степана Лиходеева, а этот «обаятельный» господин даже не удосужился их поменять?
Или в смердящем дерьмом запахе серы, что заполняет всю его спальню? Гелла помешивает в кстрюльке нечто, выделяющее серный пар. Как долго можно выдержать находиться в помещении, где стоит такая кастрюля? А эти господа во главе с Воландом просто не замечают вони. Они к ней привычны, как бомжи!
Или обаятельна привычка Воланда ходить на публике в грязной заплатанной (рванной) сорочке и стоптанных ночных туфлях (читай поношенная полувоенная форма и сапоги Сталина, он так привык демонстрировать свою близость с народом)?
Или привлекательна радость Воланда при виде убийства кормящей матери с младенцем?
Дмитрий Львович, покажите место, где Иешуа у Булгакова объявляется художником? И почему этот самый Ваш Иешуа отдаёт приказ Воланду по поводу мастера и Маргариты на что тот отвечает «будет сделано»?
Булгаков не оправдывает Воланда-Сталина, он его прямо обвиняет, заявляя, что несчастный народ обречён вымереть от такого скотского правления.
А Фауст и все другие отсылки к творениям множества авторов — это сознательная маскировка, прикрытие крамольного содержания, чтобы наиболее умные и продвинутые отвлеклись от содержания, не заметив смысла.
Включая в текст детали из сюжета великой поэмы Гёте, Булгаков высмеивает теории мировых заговоров масонов, воистину издеваясь над всей этой мистической белибердой невежд, а не разделяет сам нечто подобное. Он использует глубокие познания в этой области, чтобы смутить разум своих просвещённых цензоров, озабоченных именно этой угрозой со стороны внешнего мира.
Но, конечно, сам М.А.Булгаков верит в демократию западного образца, поэтому М.А.Берлиоз мечтает выехать в Кисловодск, то есть в эмиграцию на Запад…
Проблема умных людей России (книжников) в том, что они чересчур много знают, чтобы увидеть детали и истинный смысл. А проблема глупых в незнании ничего кроме балагана.
Д.Л.Быков, Вы знаете много лишнего, чтобы читать и понимать смысл романа «МиМ». Вам застит содержание то, что Вы бродите по лабиринту Булгакова (Минотавра) в тупиках, специально придуманных для таких, как Вы, гениальным писателем.
Дураками Вы видите гениев. Фантасмагория дурновкусия придумана Булгаковым для сравнения безвкусицы и невежества советской власти с истинной культурой. Только, чтобы сравнить, читатель должен знать эту культуру. Вы, Д.Л.Быков, её знаете, поэтому есть шанс, что Вы перестанете оправдывать своё заблуждение дурным вкусом М.А.Булгакова.
В романе нет множества пластов. Есть бутафория и гротеск, за которым прячется плач о умирающей России, где всё поменялось местами … Добро и Зло, дураки и умные, честь и подлость, верность и измена, разврат и благочестие, …