Меццо-сопрано Джойс Дидонато борется за мир
Известная американская оперная певица Джойс Дидонато, лирико-колоратурное меццо-сопрано, родилась в городе Прерия Вилидж, штат Канзас, в 1969 году. Она имеет ирландские корни, была шестым ребенком в многодетной семье. С детства она пела в хоре, участвовала в школьных постановках, училась на вокальном отделении университета города Уичито (штат Канзас). Она хотела стать преподавателем вокала в школе, и лишь на третьем курсе университета, когда прошла отбор для участия в студенческой постановке оперетты Иоганна Штрауса (сына) «Летучая мышь», ее заинтересовала опера. С 1995 года Джойс Дидонато участвует в оперных постановках в городах Санта-Фе, Хьюстон и Сан-Франциско. В сезоне 1998-99 годов начинается профессиональная карьера Джойс Дидонато, частности, она исполнила партию Катюши Масловой в опере американского композитора Тода Маховера «Воскресение» в Гранд Опера г. Хьюстон. В сезоне 2000-2001 г.г. Джойс Дидонато дебютировала в Ла Скала в опере Россини «Золушка». Тогда же она была удостоена премии как самый одаренный и многообещающий вокалист Америки (премия ARIA). Затем последовали выступления в ведущих оперных театрах мира в Вашингтоне, Париже, Лондоне, Вене, Нью-Йорке. В сезоне 2005-2006 г.г. Дидонато дебютировала в Метрополитен-опера в «Свадьбе Фигаро» Моцарта (партия Керубино). 7 июля 2009 года солистка, исполняя партию Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, оступилась на сцене Ковент-Гардена (Лондон), сломала берцовую кость правой ноги. Последние пять спектаклей гастролей партия Розины исполнялась ею в инвалидной коляске.
Сегодня в репертуаре Дидонато партии из опер Беллини, Россини, Моцарта, Генделя, Берлиоза, Догерти, Доницетти, Яначека, Массне, Штрауса, Маховера, Адамо, Хегги, Сэмса, Гуно и других композиторов.
В 2007 году Джойс Дидонато впервые приехала в Москву. В тот раз она представила москвичам свои блистательные оркестровые рециталы в Концертном зале им. Чайковского. Пришлось ждать более 11 лет, и вот 29 ноября и 1 декабря 2018 года знаменитая меццо-сопрано выступила в новом, недавно открывшемся московском концертном зале «Зарядье» с программой «На войне и в мире: К гармонии через музыку». Певица выступала теперь с оркестром барочной музыки Il Pomo d’Oro, дирижер Максим Емельянычев. К этому времени она уже на протяжении семи лет сотрудничала с этим оркестром и его дирижером. Джойс Дидонато выбрала коллектив оркестра Il Pomo d’Oro за его абсолютную готовность к театральным экспериментам на концертной сцене. Толчком к созданию концерта о войне и мире послужила трагедия в Париже в ноябре 2015 года, когда в терактах погибло около 130 человек. «Мне показалось, что мир погружается в хаос, — сказала она тогда. — Я посчитала, что музыка может быть светом во всем этом мраке». Концерт «На войне и в мире» состоит из двух частей. «Это не просто вечер барочной музыки – Джойс Дидонато придумала новую форму, где музыка Пёрселла, Монтеверди, Генделя соединяется с танцами, провокационным гримом, и проекциями на стенах» (с сайта «Новости культуры»). Часть «Война» — более драматичная и сценографически даже более выигрышная. В части же «Мир» исполняется музыка, исполненная красоты и гармонии. Костюмы для этой программы создавались британским модельером Вивьен Вествуд, основательницей стиля панк в моде. При этом экстравагантность ее стиля уживалась с оперным консерватизмом через трансформацию идей тьмы и света друг в друга. На концерте зрителям был предложен опрос: как, по их мнению, можно найти мир в мире, где вокруг хаос. Этот опрос певица предложила для того, чтобы побудить людей к поиску выхода из хаоса, к осознанию ими большей личной ответственности. На вопрос о сегодняшних отношениях России и Америки певица выразила уверенность в способности музыки стать ключевым фактором взаимоотношений. «Я и русский дирижер Максим Емельянычев стоим рядом и ничего больше не имеет значения, кроме музыки и месседжа, который мы хотим донести» (цитаты из интервью Зое Игумновой, «Известия»).
Не все музыкальные критики полностью приняли подходы Джойс Дидонато к формированию концерта. В частности, его первая часть («Война») иногда воспринимается ими как собрание вокальных произведений, которые можно с удовольствием слушать, например, закрыв глаза, но передаваемый певицей зрительный образ в сочетании с «агрессивным» гримом и вызывающими костюмами, созданными Вивьен Вествуд, вызывают у этих консервативных критиков возражения. Могут они не принять и политизированный месседж Джойс Дидонато, выраженный ею в организации опроса зрителей. По этому поводу хочу сказать, что Дидонато выступает здесь сразу в трех ипостасях: как певица, как режиссер и как продюссер, и, можно сказать, что певица Дидонато должна подчиниться режиссеру и продюссеру Дидонато. Помнится, в своем блоге о другой певице, Екатерине Семенчук, я написал: «На вопрос, как она относится к отдельным режиссерским трактовкам сценических образов, Семенчук отвечает, что певцам следует решать задачи, поставленные режиссерами перед артистами», см http://blogs.7iskusstv.com/?p=69812. Говоря о консервативных музыкальных критиках, я имею в виду, например, Игоря Корябина, см. https://www.belcanto.ru/18121402.html.
В заключение хочу напомнить читателям о важном информационном поводе для разговора о Джойс Дидонато: совсем недавно, 13 февраля, ей исполнилось ровно 50 лет.
Текст откорректирован