«Сильна, как смерть». О фильме Павла Павликовского «Холодная война»
Как любили мы когда-то смотреть польские фильмы! Как нравились нам польские киноактеры Збигнев Цыбульский, Даниэль Ольбрыхский, Беата Тышкевич, Барбара Брыльская! И вот теперь мы видим уже, можно сказать, третью или четвертую смену этих великих в лице Томаша Кота, Йоанны Кулиг, которых собрал вместе оскароносный (за фильм «Ида») режиссер Павел Павликовский, творческий наследник тоже великих Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси. Личная судьба Павликовского, много и успешно снимавшего фильмы на Западе, с неотвратимостью подвела его к сценарию фильма «Холодная война».
«Сильна, как смерть, любовь» — одной этой фразой из библейской «Песни Песней» можно описать, что происходит в фильме. Остается добавить лишь совсем не многое.
В послевоенной Польше из простых крестьянских девушек набирают фольклорный певческий ансамбль. Среди «артисток» — Зула, имеющая условный срок за превышение допустимой меры самообороны. Она талантлива и очень искренна, что очень подкупает руководителя хора и дирижера Виктора. Между ними возникает искреннее любовное чувство. В репертуар ансамбля, между тем, все чаще включают патриотические песни о родине, социализме, Сталине. Ансамбль имеет профессиональный успех, его направляют в «братскую» социалистическую страну ГДР, в ее столицу Берлин, еще без печально известной берлинской стены, но уже разделенный на четыре оккупационные зоны. Виктор уговаривает Зулу тайком перейти во французскую зону и затем перебраться во Францию. Сам он осуществляет намеренное, но Зула в последний момент отказалась от задуманного. Живя в Париже, Виктор занимается аранжировками, другими музыкальными поделками, что приносит ему средства для жизни, но не творческое удовлетворение. Зула же успешно выступает в ансамбле, с которым она разъезжает по Европе — Югославия, Италия. Она постоянно думает о Викторе, выходит замуж за итальянца, оказывается в Париже. Казалось бы, судьбы Виктора и Зулы вновь сошлись. Но не такие у них характеры. Кроме того, жизнь артистов, их профессиональная деятельность постоянно требует от них компромиссов, соглашательства, иногда даже предательства. Убежав от вранья из Польши, наши герои оказываются вынуждены мириться с ним на свободном Западе. Зула возвращается в Польшу, куда за ней стремится и Виктор, но нельзя в одну реку войти дважды. Легально нельзя, а нелегально можно. Так Виктор становится дважды «преступником» – сначала он нелегально ушел из Польши, затем нелегально в нее вернулся. Его сажают в тюрьму на 15 лет и Зула прилагает все усилия, чтобы он вышел из нее досрочно. Все усилия – означает праведные и неправедные. Здесь мы подходим, действительно, к трагической развязке, когда любовь страшна, как смерть, и даже страшнее.
Фильм снят в скупой, сдержанной манере, вполне соответствующей замыслам режиссера и представленным трагическим перипетиям сюжета:
— фильм черно-белый;
— он не широкоэкранный, а снят так называемым «квадратом»;
— режиссер и сценарист не «разжевывают» подробно каждый эпизод, а, наоборот, оставляют лакуны, заставляющие зрителя додумывать сюжетные куски, то есть поощрять его к размышлениям.
В результате за полтора часа экранного времени авторы представили широкую панораму — но без откровенной идеологической политизации — жизни послевоенной Европы и судьбы своих героев, завершившиеся трагически в силу исторической неоднозначности, а также в силу сложности характеров этих героев.
Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2018 года, где Павел Павликовский получил премию за лучшую режиссуру. Фильм «Холодная война» включен в заявку Польши на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.