О фильме «Мое поколение»
В России вышла в прокат документальная лента режиссера Дэвида Бэтти «Мое поколение» (Англия, 2017). Фильм рассказывает о становлении контркультуры Англии 50-60-х годов прошлого века, ставшей культурной революцией этой страны.
Люди, проголосовавшие после войны за лейбористов, полагали, что пора дать перспективу простым людям. Еще через 10 лет, с их согласия и с их легкой руки, новая поп-культура, Битлз, Роллинг-стоунс стали ясно выраженным протестом против культуры, навязываемой истеблишментом страны. И они победили; масс-культура сломала «двери восприятия» (Олдос Хаксли), созданные прежними властелинами жизни. Лозунгом жизни стало не равенство, нет, а равенство возможностей.
Лейтмотив фильма — известный сингл «My Generation» группы «The Who»:
Люди пытаются нас принизить
Говоря о моем поколении,
………………………………….
Надеюсь, я умру до того, как состарюсь
В фильме снимались артисты, которым сегодня есть или было бы около 80, но тогда они были молодыми и очень амбициозными. Именно их усилиями была сломана плотина чванства и самодовольства. Среди них: Дэвид Бейли, Джоан Коллинз, Роджер Долтри, Дадли Эдвардс, Мэриэнн Фэйтфулл, Барбара Хуланики, Лулу, Пол Маккартни, Терри О’Нилл и другие. «Рулит» в фильме знаменитый актер, дважды оскаровский лауреат и английский рыцарь Майкл Кейн. В те годы ему было около 30 лет. Утром он вставал под звуки песни «Dead End Street» группы «The Kinks» и выходил на улицу:
Мы не можем получить шанс.
Тупик! Люди живут в тупике.
Люди умирают на тупиковой улице.
Мы умрем на тупиковой улице.
Чтобы состояться в той жизни требовались манеры, образование и соответствие традициям, установленным истеблишментом. В кино, на радио, а затем и на телевидении говорили так, как будто говорящие были «герцогами или герцогинями». Сам же Майкл Кейн изъяснялся явно выраженным кокни и не мог еще в то время получить роль, подобную роли лейтенанта Бромхеда или секретного агента самой королевы. Это пришло позже.
Герои фильма делали вручную гитары, разучивали на них три аккорда и с их помощью спешили завоевать Лондон. Именно в это время на экраны впервые вышли герои-рабочие, такие как токарь Артур Ситон («В субботу вечером, в воскресенье утром», реж. Карел Рейш, по роману Алана Силлитоу, 1960). Сам Майкл Кейн говорит в фильме об этом времени: «Впервые в британской истории молодой рабочий класс, такие люди, как я, встали и сказали: мы существуем, и это наша страна». Американец Элвис Пресли разбередил тогда мечтательные души английских подростков. «Я увидел кого-то, кто был свободен. Полностью и совершенно свободен», — рассказывает об этом один из героев фильма Роджер Долтри.
Это было также временем формирования новой моды в одежде и, например, в прическах. Мама Майкла Кейна никогда не видела миниюбок, и он специально повез ее в центр Лондона показать, как они носятся. Новые манекенщицы, вышедшие из простой среды, не могли блистать ни интеллектом, ни выговором, ни хорошими манерами. Некий журналист-интеллектуал спрашивает манекенщицу Твигги о ее любимых философах, и она честно признается, что таковых у нее нет, но, выросшая не в особняке, а на улицах города, тут же бесстрашно бросается во встречную атаку: «А ваши?», чем тоже ставит интеллектуала в тупик.
Режиссер фильма Дэвида Бэтти и его главный герой Майкл Кейн не обходят острых углов, а довольно прямо говорят о негативных проблемах того времени, в частности, об употреблении наркотиков. Джон Леннон и другие признаются, что употребляли их; без них было невозможно справиться с колоссальной нагрузкой, которую им довелось принять на себя. Майкл Кейн тоже говорит, что принимал наркотик однажды, но сразу понял его опасность.
За фильм «Мое поколение» режиссер Дэвид Бетти получил на Венецианском кинофестивале 2017 года премию фонда Миммо Ротелла, фонда названного по имени итальянского художника – ключевой фигуры движения «Новый реализм», выступавшего за возвращение реальности в искусство в противоположность, например, лирике абстрактного искусства.