«Лето» — российский фильм 2018 года режиссера Кирилла Серебренникова. Фильм рассказывает о Майке Науменко и Викторе Цое, а также о становлении андеграудной рок-культуры Ленинграда 80-х годов прошлого века, когда ее главные действующие лица работали дворниками и кочегарами. Роль Майка Науменко играет Роман Билык (Рома Зверь), Виктора Цоя – корейский актер Тео Ю. Жену Майка Наталью сыграла Ирина Старшенбаум. В сюжете фильма рассказывается также о записи первого альбома Виктора Цоя, выполненного при активном содействии Майка Науменко. Сценарий к фильму написали Михаил и Лили Идовы.
«Лето» — не фильм-байопик, здесь нельзя говорить о биографичности и небиографичности. Авторы ставили задачей показ творческой, музыкальной атмосферы того времени. Претензии Бориса Гребенщикова (в фильме – Боб, актер Никита Ефремов) на несоответствие фильма действительности можно отклонить, хотя бы потому, что в основе сценария фильма лежат автобиографические заметки Натальи Науменко. Лирико-романтическая линия фильма представлена любовным треугольником Майк – Наталья – Виктор, сыгранным с очень большой осторожностью, для художественного фильма, возможно, чрезмерной, но в соответствии с упомянутыми заметками.
Украшением фильма стала актриса Ирина Старшенбаум, с очень мягким подтекстом сыгравшая роль жены Майка. Ее героиня была недостаточно современна и для времени, показываемом в фильме. Несовременна она и сегодня. Режиссер Кирилл Серебренников сознательно избежал пошлости и постоянно эксплуатируемой в кинематографе обнаженки, кроме купающихся ночью людей как подражание языческим обычаям, за что его можно только благодарить.
Вместе с тем, фильм излишне перегружен модернистскими вставками в виде, например, периодически появляющемся герое-скептике (арт. Александр Кузнецов) с плакатом, на котором написано «Этого не было». Если этого не было, то зачем показывать, и что же на самом деле было?
Фильм – намеренно аполитичен. Даже партийно-государственный аппарат СССР в нем лишь номинально противостоит рокерам. Этот аппарат, оказывается, легко переубедить или попросту обдурить, сказав, что темы песен Цоя критикуют отрицательные явления действительности. После такого «переубеждения» профессиональная фукционерша Иванова (Юлия Ауг) оказывается горячей поклонницей музыки Виктора Цоя.
В фильме показано различие взглядов Науменко и Цоя на исполняемую ими музыку. Майк представлен здесь большим, но мягким мудрецом. Он видит свою задачу в приведении западной рок-музыки в Россию, он мечтает о музыке, исполняемой на стадионах. Виктор Цой – более прям и резок. В то, раннее для своей певческой карьеры время, он ориентируется на свои оригинальные русскоязычные тексты, исполняемые преимущественно для камерной аудитории «глаза в глаза», стадионы же появятся у него позже. Зрители, пришедшие в кинотеатр, должны сами для себя решить, какая музыка для них предпочтительнее. Факт же тот, что Цой и Науменко слишком рано и слишком трагично закончили свои жизни и свои музыкальные карьеры, не сумев, точнее не успев доказать свою правоту ни друг другу, ни нам.
В фильме играется музыка групп «Кино» (Цой) и «Зоопарк» (Науменко), а также западных исполнителей – «Talking Heads», Игги Поп, Лу Рид, «Mott the Hoople». За Майка Науменко в фильме поет сам актер Роман Билык, а за Виктора Цоя – закадровый исполнитель Петр Погодаев.
Фильм был представлен на Каннском кинофестивале 2018, года, был встречен там аплодисментами, а его саундтрек получил приз этого фестиваля как лучший. Рейтинг отзывов о фильме около 6 из 10 в мировой кинокритике и около 7,5 – в российской. Я ставлю фильму оценку 6,5.