В 2017-м мир отмечает 140 лет со дня первой постановки самого знаменитого и востребованного в мире балета — «Лебединое озеро». …задумываешься о феномене сверхчеловеческой популярности балета «Лебединое озеро». Все столицы, все города мира, где просто есть хоть какие завалящие театральные площадки, круглый год увешаны афишами с предложением сходить на главный балет всех времен и народов. Само словосочетание «Лебединое озеро» стало синонимом слова «балет». Балеты №2 и №3 отстоят от лидера очень далеко — пронзительный «Щелкунчик», музыка которого, безусловно, выше и глубже музыки «Лебединого», связан в нашем сознании больше со словами «Рождество» и «добрая сказка», чем со словом «балет». …С другой стороны, «Лебединое озеро» для многих и многих, прежде всего иностранцев, конечно, является еще и синонимом слова «Россия». Именно поэтому, наверное, тысячи туристов, приезжающих в Петербург, считают своим долгом сходить на бессмертный спектакль. Увидеть живьем «Лебединое озеро» в Петербурге — это, наверное, как в Венеции прокатиться на гондоле или в Париже забраться на Эйфелеву башню.
Дарья Павлова: «Секрет «Лебединого», мне кажется в слиянии двух гениев — Чайковского и Петипа, зрителю не надо заглядывать а программку — все, что происходит на сцене, понятно и без текста либретто….Образ лебедей — это воспевание чистой красоты и счастья в начале, во второй картине, а в финале балета, когда Одетта рассказывает подругам о том, что любимый предал ее, они своей уникальной пластикой создают образ трагедии, печали — вспомните знаменитые поникшие арабески».
Гали Абайдулов: «Разгадка феноменальной популярности этого мирового шлягера в том, что в «Лебедином» есть все и это все выполнено на высочайшем эстетическом уровне. Тут и романтическая кантилена, любовь, фантастика, тема добра и зла, тема обмана, предательства — как же он не узнал свою любовь! — и сказочная театральность, а сказки любят все — и взрослые, и дети, есть и настоящий канкан — Танец маленьких лебедей, и гениальное па-де-де, в общем, весь арсенал классического танца».
Источник: газета «Вечерний Санкт-Петербург, №75 (169), Вячеслав Кочнов, Дарья Павлова, Гали Абайдулов.