Обзор 10-ого номера журнала «Звезда» за 2016 год

Loading

Номер открывается подборкой стихов Бориса Парамонова.

прославленный досель

герой вздохнул и сдох

и залезает в щель

в которой минус бог

(босх) в скважину залез

в которой ни угла

и свалка до небес

и вместе свет и мгла

 

Москвич Александр Нежный представлен в номере началом романа «Бесславие». Писатель поднимает важные для России темы, в том числе проблему национализма.

Далее – снова стихи. Поэт Евгений Каминский пишет:

Над бездной качала, впечатав в корму.

Казалось сначала: все скоро пойму,

вот-вот прояснится, какая же роль

дана единице, забитой под ноль.

Пытался… куда там, ее не понять.

 

А москвич Евгений Чигрин продолжает:

Зима слоится корочками льда,

И тянется неровными снегами.

Змеиным светом вспыхнула звезда,

И скрылась за кирпичными церквями.

Прижилось как? – совсем не в молоке:

Надули щеки Парки над вязаньем…

Светильник. Стол. По локоть жизнь в стихе –

До петухов с таким иносказаньем.

 

Поэт и прозаик Александр Вергилис написал эссе-впечатление о знакомстве с ранее закрытым архивом «Дела антисоветской группы бывших людей». «Бывший человек» — звучит жутковато», — пишет писатель.

 

Владимир Желтов берет интервью у литовского поэта Томаса Венцлова, ныне профессора Йельского университета и Почетного гражданина Вильнюса. «Литература делает человека лучше?», — спрашивает Владимир Желтов.  Ответ: «Скорее всего нет. Человек сам себя делает лучше. Если делает. В процессе этого делания, если он всерьез им занимается, литература может помочь. Но тогда уже человек выбирает ту литературу, которая ему нужна».

 

Далее следует рубрика «25 лет реформам в России». Здесь представлены статьи Евгения Гонтмахера «Современная Россия: Очерки социальной жизни», Дмитрия Травина «Гайдаровская реформа: Четверть века спустя» и Александра Мелихова «Егор Гайдар: Либеральный романтик».

 

Статья историка Игоря Архипова посвящена конституционной реформе в России 1904-1906 годов. Статья называется «Призрак конституции». Текст заканчивается на пессимистической ноте: «Надежды, что в России монарху подвластно повернуть вспять ход истории, перечеркнув страницы, связанные с уступками 1904-1906 годов и символизируемые конституционным Манифестом 17 октября, не покидали государя все последующие годы… Верность своим принципам – с идеалом «неограниченной самодержавной власти» и ответственностью «исключительно перед Богом и своей совестью» — Николай II сохранил до последнего момента, наступившего во Пскове, в вагоне царского поезда, 2 марта 1917 года…».

 

Дмитрий Прокофьев выступает в рубрике «Экономический каледарь». Статья названа символично: «Без иллюзий» и имеет подзаголовок «Что ожидает российскую экономику этой зимой?». Статья заканчивается на  вопросительно: «Однако экономическая стагнация никуда не денется, и статистические манипуляции, призванные демонстрировать рост промышленности, не заменят реальных товаров и зарплат. Но что можно сделать, чтобы преодолеть стагнацию? И будут ли власти что-то делать для этого? А вот это уже тема отдельного разговора».

 

Литературовед Ольга  Богданова представил в номере журнала «новый ракурс» (как она написала) пьесы Максима Горького «На дне».

 

Поэтесса и филолог Елена Невзглядова продолжает начатый в 6-ом номере журнала разговор о «Знаках препинания в стихотворной речи» (название новой статьи).  «Хочется думать, что знаки препинания – как сама речь – божественного происхождения, они уже вложены в ту дудочку, что сбросила на землю богиня Афина».

 

Историк философии и литературы Павел Кузнецов представляет в журнале статью «Жак Деррида, или Предательство Декарта». Кузнецов вспоминает визит Дерриды в Москву, где, к своему удивлению, он «не встретил ни одного марксиста». На одно из московских выступлений в аудиторию, где выступал Деррида, вошел известный советский философ Ю.С. «Вы-ы, громыхнул он зычным голосом, — предали Декарта! Это вам никогда не простится!».

 

Александр Мелихов очень критически анализирует в настоящем номере журнала одну из последних книг нобелевского лауреата Чеслава Милоша «Азбука». В процессе этого анализа Мелихов традиционно сходит на традиционную для себя «сказочную мифологию», приведя цитату из книги Милоша: « Когда рабочие из Детройта узнали, что поляк получил Нобелевскую премию, они произнесли фразу, заключавшую в себе суть их горькой мудрости: «Значит, он в два раза лучше других». По своему горькому опыту общения с заводскими мастерами они знали, что лишь удвоенные труд и сноровка могут компенсировать нежелательное происхождение». От своего имени Мелихов добавляет: «Здесь, однако, народная мудрость не возвысилась до понимания тонкостей национальной политики: умные владыки мира всегда демонстративно поощряют отдельных любимчиков из дискриминируемого меньшинства, постоянно кишащего недовольными, чтобы лишить козыпей тех смутьянов, кто станет призывать их к открытому протесту».

 

Последний раздел номера по традиции посвящен литературной критике. Здесь выступают Полина Бояркина, Дарья Облинова и Надежда Сергеева. Критики пишут о книгах Леонида ЮзефовичаЗимняя дорога»),  Александра ИльичевскогоСправа налево») и Ираклия КвирикадзеМальчик, идущий за дикой уткой»), соответственно, а также о сборнике прозы, поэзии, драматургии и интервью «Черногорцы» (критик Елена Васильева).