№ | Пушкин. Арион | Пастернак. Нас мало. Нас, может быть трое |
1 | Нас было много на челне; | Нас мало. Нас, может быть, трое Донецких, горючих и адских Под серой бегущей корою Дождей, облаков и солдатских Советов, стихов и дискуссий О транспорте и об искусстве.Мы были людьми. Мы эпохи. |
2 | Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; |
Нас сбило и мчит в караване, Как тундру под тендера вздохи И поршней и шпал порыванье. Слетимся, ворвемся и тронем, Закружимся вихрем вороньим, И — мимо! |
3 | А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… |
— Вы поздно поймете. |
4 | Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный… Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, |
Так, утром ударивши в ворох Соломы — с момент на намете,- След ветра живет в разговорах Идущего бурно собранья Деревьев над кровельной дранью. |
5 | Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. |
— |
1 – действующие лица;
2 — действия участников;
3 – поэт: прямая речь;
4 – конец или результат;
5 – будущее поэта.
1
У Пушкина действующих лиц много, но нет никакой их характеристики.
У Пастернака три действующих лица и о них сказано достаточно много – они горючие, как донецкий уголь, и они «адские», возможно, горячие и вспыльчивые, постоянно читают стихи и ведут дискуссии «о транспорте и об искусстве». Все это делает их людьми и эпохами. А эпохи, как известно, преходящи.
2
У Пушкина все действующие лица работают, отчаянно борются за выживание и, возможно, за лучшую жизнь. Среди них есть руководитель – «кормчий умный», который мало говорит, но молча правит.
У Пастернака все идет по воле ветра, само. Людей «сбило и мчит» и кружит «вихрем вороньим», но все «мимо», безрезультатно.
3
У Пушкина поэт – «беспечной веры полн», он поет своему окружению, услаждает слух.
У Пастернака поэт прозревает и предупреждает: «вы поздно поймете», но его предупреждение – это предупреждение очень большого скепсиса, оно совершенно неперспективно.
4
У Пушкина все действующие лица погибают, спасается лишь он, бездельник-поэт, «таинственный певец». Возможно, что именно он предопределен судьбой для дальнейшей жизнедеятельности.
У Пастернака все совершенно бесперспективно. Люди — солома, таскаемая ветром, легко и в момент забрасывающим их на намет. От людей, да и от ветра остается лишь «разговоры деревьев». Короче – все плохо, любая деятельность бессмысленна.
5
У Пушкина поэт по-прежнему поет. Он сушит свои одежды и, как у Робинзона, у него есть хоть небольшая, но надежда на спасение.
Пастернак не строит даже предположений о будущем. Для него его нет.