Портреты: И.С.Бах

                                       

Композитор раскрывает сокровенейшее

Johann_Sebastian_Bachсущество мира и высказывает глубочайшую

мудрость на языке,которого его разум

не понимает.

А.Шопенгауэр

 

Альберт Швейцер: «Бах – это сосредоточенная

готовность к смерти»                 

Близ синей черты горизонта

цветная палитра холмов,

изысканный сад вкруг ротонды

с божественным пеньем без слов.

Здесь ноты просыпал когда-то

из папки своей Музыкант,

они проросли как соната,

которую слышит талант.

 

Проросшей подобно растенью

мелодией сад напоён,

и в музыке той утешенье

найдёт тот, кто был одарён

волшебное слышать звучанье,

лицо погрузивши в букет,

скрывая тоску расставанья,

ведь жизни в саду этом нет.

 

И сущность его виртуальна,

скорее он сон или дух,

нет входа для жизни реальной,

но есть разговоры и слух.

А музыку в той партитуре,

в которой величье и страх

пред Небом, его креатура

вписал — её слышавший — Бах.

 

 

 

5 комментариев для “Портреты: И.С.Бах

  1. «ведь жизни в саду этом нет.
    И сущность его виртуальна,
    скорее он сон или дух,
    нет входа для жизни реальной,
    но есть разговоры и слух».
    ——————————————
    Уважаемый Роланд!
    Но ведь у кого-то есть слух, и он реален, а не виртуален.
    Растолкуйте мне, кому медведь на ухо наступил.

    1. Дорогой Ефим, в этом стихотворении я опираюсь на «модель», которую предложил А.Шопенгаурер. Профессионально я не философ и исходил из того, как понял его, Шопенгаурера, идею:

      Мир за чертой жизни приyципиально недоступен для органов чувств человека (мир воли, вещь в себе). Однако там, за чертой, что-то происходит и это «что-то» могут уловить композиторы подобно тому, как «магнетическая ясновидящая даёт разгадки вещей, о которых она наяву не имеет понятия». При этом «музыка выражает только квинт-эссенцию жизни и её событий, никак не их самих… если музыка старается «приладиться к словам и событиям, то она говорит языком, который не есть её собственный». Не все способны услышать отголоски того, что происходит за чертой, а лишь – композиторы, наделённые особым талантом. С моей точки зрения, это вероятно композиторы, как Бах, Малер, Шостакович, музыка которых, как мне кажется, не вмещается в словесные интерпретации нашего, реального, мира.

      Таким образом, я определил этот мир за чертой как сад, в котором реальной жизни (той, что до черты) нет. Иначе говоря он – как сон или дух. С удовольствием уточню свою мысль, если вы увидите некорректность в моих рассуждениях.

      1. «Не все способны услышать отголоски того, что происходит за чертой, а лишь – композиторы, наделённые особым талантом»
        ——————————————————-
        Большое спасибо! Но ставите ли Вы некоторых талантливых композиторов по-человечески выше всех, выше других, и не обижаете ли Вы другие профессии — философов, психологов, поэтов и др.? Наконец, нужна ли действительно профессиональная музыкальная подготовка, или в некоторых ситуациях для того, чтобы «услышать отголоски» достаточно просто житейского здравого смысла, бывающего иногда проницательнее затуманенной переобразованием
        и образованщиной головы? Я даже согласен называть людей, имеющих такой здравый смысл, нереализованными композиторами, композиторами в потенции.

        1. Большая часть вопросов, дорогой Ефим, скорее должна быть адресована Шопенгауреру, чем мне. Я лишь могу пытаться интерпретировать его идеи.

          Как мне кажется, способность «услышать отголоски» — это нечто, данное от рождения, как талант к чему-либо, как абсолютный слух, память и т.п. Иначе говоря, не каждый /каждая могут стать оракулом или сивиллой, «способных дать разгадки вещей, о которых они наяву не имеют понятия». Можно завидовать этим избранным, но обижаться или обидеть их невозможно. Думаю, что и научить слышать эти «отголоски» тоже навряд ли возможно. Вероятно, говорить о связи такой способности со здравым смыслом не всегда корректно, поскольку речь идёт не об интерпретации услышанного, а именно о способности услышать.

          При этом я совершенно с вами согласен, что «житейский здравого смысл иногда проницательнее затуманенной переобразованием и образованщиной головы», однако и в этом случае мы скорее имеем в виду услышанное, а не то, что осталось за пределами нашей способности услышать. Таким образом, мне кажется, что «профессиональная музыкальная подготовка» фактически невозможна, ибо нельзя научиться пользоваться тем, что у человека отсутствует.

          На мой взгляд, «нереализованные композиторы или композиторы в потенции», на самом деле – музыкальные критики, которые переводят на язык рядовых слушателей (таких как я, например) то, что эти критики услышали вместо отголосков.

          1. Большое спасибо, дорогой Роланд, за исчерпывающие ответы. Жду от Вас другие портреты.

Обсуждение закрыто.