Один из видов литературных произведений, созданный танаями – мудрецами, жившими до 220 года н.э., носит название «галахический мидраш» — книги, построенные в соответствие с системой изучения Торы, называемой «мидраш». Письменная Тора нуждается в толкованиях и объяснениях, без которых иногда трудно понять ее заповеди, а также вести жизнь в соответствии с ними. Мидраш – это проникновение в смысл стихов Торы, разъяснение их духа с целью установления законов еврейской жизни. Слово «мидраш» можно понимать как «интерпретация». Галахические мидраши построены по порядку глав и стихов Торы. Мидраш – один из способов создания Устной Торы. С его помощью стихи и фразы Письменной Торы увязываются с законодательными установлениями Устной Торы.
Классификацию галахических мидрашей можно провести по двум принципам:
— исторический принцип классификации;
— классификация мидрашей по видам.
Исторический принцип
В зависимости от ответа на вопрос, что было раньше, галаха или мидраш, различаются мидраш создающий и мидраш обосновывающий. По мнению Э.Э. Урбаха, в начале эпохи Второго Храма мидраши служили для связи существующих законов с Писанием. Т.е. здесь были преимущественно обосновывающие мидраши. К концу эпохи Второго Храма возросло число интерпретаторов, а процесс признания интерпретации – создающего мидраша как основания Галахи шел медленно. «Он начался и стал набирать силу по мере ослабления органов еврейского самоуправления, расшатывания основ общественного устройства и утраты полномочий» (Урбах). Рамбам и его последователи считали, что именно мидраш создал Галаху, однако другие еврейские авторитеты считали и считают, что галаха существовала издавна и самостоятельно и что мудрецы, создававшие мидраши, искали в тексте Писания опору для галахи и использовали текст Писания как средство для обоснования уже существующего закона.
Классификация мидрашей по видам
1 Объяснительный мидраш, главная цель которого разъяснить написанное, чтобы понять смысл текста. Такой мидраш не ограничивается раскрытием значения слов и выражений, а используется также для расширения области применения закона. Объяснительным мидрашом пользуются, в частности, при интерпретации стиха, подразумевающего, что закон — правило распространяется только на частные случаи, перечисленные в тексте дальше («нет общего, кроме как в частном»).
2 Логический мидраш тоже служит одним из способов разъяснения и комментирования стихов Торы, но с целью установления на этой базе новых законов и принципов судопроизводства. Логический мидраш, построенный путем логических выкладок, содержит комментарий к самому предмету стиха. Для логических мидрашей характерен метод «тем более», т.е. если имеется два сходных закона, из которых второй менее строг, чем первый, то действие допустимое по первому закону, позволительно и по второму, но если второй закон запрещает что-либо, то это запрещено и по первому закону.
3 Сравнительный мидраш создает новые законы за счет сопоставления различных предметов и тем. В сравнительном мидраше используются принципы «аналогичное указание» — сравнение разных стихов, где употребляется одно и то же слово или выражение и «по смежности» — если два разных закона сформулированы в стихах, примыкающих друг к другу, при этом менее понятный закон уясняется сравнением с более понятным. Первый принцип можно пояснить примером: если в законе А выражение Х имеет определенное значение, то в законе В его значение сходно.
4 Ограничительный мидраш – сужение определенного закона, ограничение сферы его действия; устанавливает, что тот или иной закон распространяется лишь на некоторые ситуации, отвечающие тем или иным условиям.
Ниже представлена таблица сходств и различий галахических мидрашей
Характеристикасравнения | Вид мидраша | |||
Объяснительный | Логический | Сравнительный | Ограничительный | |
Цель | Разъяснить написанное | Понимание и установление новых законов и принципов | Расширение закона | Сужение закона, ограничение сферы его действия |
Методика | Расширение путем разъяснения отрывков из текстов | Сопоставление различных предметов и тем | ||
Используемые принципы | «Нет общего, кроме как в частном» | «Тем более» | «Аналогичное указание»,«По смежности» |