Начала библеистики. Избранные темы. Тема 10. Приход Аврама и Сары в Египет.

Рассмотрим рассказ о приходе Аврама и Сары в Египет (Берейшит, 12:10-20).  Эпизод начинается вступлением-экспозицией, рассказывающей о некоторых общих реалиях  — сведениях, необходимых для завязки действия рассказа:

« 10. И был голод в той земле. И сошел в Египет, пожить там, потому, что усилился голод в земле той».

Далее мы представим нашему читателю две реплики:

Аврам: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом…».

Фараон: «Что это ты сделал со мной…?».

Реплики сочетаются с достаточно кратким, но энергичным развитием сюжета.  В каждом отдельном эпизоде участвуют два персонажа – Аврам и Сара, фараон и Аврам. Чтобы связать эту тройку прямая речь обращена сначала к одному из них – Саре, затем к другому – Авраму. В рассказе имеется определенная недосказанность в объяснении поведения героев. Не ясно, что они делают во время произнесения своих речей. В книге «Введение в библеистику» ( издание ОУИ) это объясняется первоначальной устной формой рассказа, при которой рассказчик мог играть за героев, изображая их поочередно как в театре. Относительная краткость рассказа может быть объяснена «конспективностью» рассказа в литературной записи. При реальном устном исполнении рассказ мог быть дополнен выразительными жестами и дополнительными подробностями, позволявшими удержать внимание слушателей  на протяжении достаточно долгого времени, в записи же, «чья цель – дать поучение, ясное знание и наставление», («Введение в библеистику»), не было необходимости в пространных рассуждениях и диалогах. Это же можно сказать и об описаниях внешности героев. Мы не знаем, как они выглядели. Лишь про Сару два раза сказано, что она «прекрасная видом» и «женщина весьма красивая», но тоже без подробностей, какие мы видим, например, в «Песне Песней». Такое описание внешности, точнее, отсутствие этого описания, характерно для раннего этапа рассказа, выполненного по модели базовой повествовательной единицы, что оставляло рассказчику полную свободу.  Однако, мы не должны обманываться этим кратким описанием Сары, которой на момент действия рассказа было более 60 лет. Традиция делает в этом месте примечание, что «Авраам и Сарра – люди необычные». Эпизод заканчивается традиционно – Аврам и Сара уходят, фараон остается.