Рамбам отрицательно относился к вычислению конца времен – времени прихода Мессии. Такие вычисления, по его мнению, могли привести к поспешным и непродуманным действиям, а также к неоправданным надеждам. Такие случаи в истории еврейского народа были неоднократно – во время восстания Бар-Кохбы, в Средние века в Йемене, в 17 и 18 веках (Шабтай Цви и Франк). О попытках вычисления конца света «Мишне Тора» цитирует Талмуд: «Сказали мудрецы: «Да будут прокляты вычисляющие конец». Далее в «Мишне Тора» написано: «Но, как мы разъяснили, следует просто ждать прихода Машиаха и, не вдаваясь в частности, верить, что эти времена наступят». В «Дварим Раба» рассказывается мидраш: — «Господи, доколе мы будем порабощены Эсавом?». Ответил им Всевышний: «Пока не наступит день, о котором сказано: «Взойдет звезда от Йаакова и восстанет скипетр от Израиля…В тот час Я явлюсь в Своем царском величии и воспарюся над вами». Именно слова «взойдет звезда от Йаакова» были ошибочно восприняты рабби Акивой как сказанные о Бар-Кохбе. Таким образом, бывают времена, ошибочно интерпретируемые как мессианские. Чтобы избежать этого Рамбам выделяет два этапа. На первом из них Мессия выдвигается лишь потенциально. Он может отличаться личными качествами Машиаха и совершать действия, достойные Мессии. Все это лишь увеличивает вероятность его подлинности, но не является бесспорным доказательством. Только если претендент «построит Храм на прежнем месте и соберет евреев, рассеянных по краям земли», сомнение в истинности Машиаха отпадут. Так Рамбам выдвигает эмпирический критерий оценки мессианских претензий.
К относительно спокойным, взвешенным взглядам на проблему Мессии, изложенным в «Мишне Тора (1178), Рамбам пришел постепенно, через достаточно взволнованный рассказ в «Игерет Тейман» (1172): «Точное время прихода Машиаха неведомо. Итак, нам было передано по традиции, что в словах Билама: «В свое время скажут Йаакову и Израилю о том, что Бог творит» скрыта тайна». По мнению Рамбама, времени прихода Машиаха будет предшествовать время возврата пророчества. «Это наиболее истинное предсказание прихода Машиаха из всех, которые нам известны». На первый взгляд, здесь есть противоречие с «Мишне Тора», где предостерегается всякая попытка вычислить время прихода Машиаха. Однако, возможно, это противоречие не так велико, так как в «Игерет Тейман» говорится лишь о времени начала возврата пророчества или, может быть даже начала мессианской эпохи, но сколько времени может продлиться период ожидания Мессии, там не говорится. Более того и в «Игерет Тейман» Рамбам предупреждает об относительно небольшой точности таких вычислений. Возможно время между началом мессианской эпохи и временем прихода Машиаха, по Рамбаму, это технологически необходимое время для обретения Машиахом, пророком среди пророков, интеллектуального совершенства: «Он поднимется выше всех пророков после Моше. Он стоит на той же ступени, что и пророки, и даже выше их всех, за исключением лишь Моше. Такова ступень пророка, достигнувшего вершины мудрости». Рамбам не только возражает против попыток вычисления времени прихода Машиаха, но и предупреждает, что это время может наступить не скоро: «Вижу его, но не ныне, смотрю на него, но издали».
Некоторые исследователи Рамбама указывают на столь несоответствующее его взглядам указание на время начала мессианской эпохи, приведенное в «Игерет Тейман». Такое указание объясняется конкретной ситуацией, сложившейся в Йемене, посланием к евреям которого является «Игерет Тейман». Мы знаем также еще несколько примеров, когда еврейские мудрецы, исходя из тактических соображений и конкретной ситуации указывали на время возможного прихода Мессии (Саадия Гаон, Нахманид). Все эти дела, по мнению Рамбама, оправданы «во имя Неба, ибо намерения чисты».
Несмотря на отрицательное отношение Рамбама к попыткам вычисления времени прихода Мессии, необходимы целенаправленные действия людей, способствующие приближению хотя бы промежуточной стадии – возобновления пророчества. Таким действием могло быть, например, возобновление работы Санхедрина. Для возврата пророчества также нужно время в «совершенствовании нравственных качеств и интеллектуальных способностей» («Море невухим», 2.32). «Необходимо чтобы, когда Господь возжелает даровать нам пророчество, нашлись бы люди, которые были бы в состоянии его получить».
Подведем итоги:
— Рамбам верил в приход Машиаха, включил идею об этой вере в число 13 принципов иудаизма;
— не следует увлекаться предсказаниями времени начала мессианской эпохи, так как такие предсказания не точны, что вызывает у людей разочарование, толкает их на необдуманные действия, провоцирует появление лжемессий;
— мессианская эпоха является частью исторического процесса, возможна подготовка к этой эпохе;
— нельзя вычислять дату прихода Машиаха и предпринимать попытки ускорить его приход;
— приход Машиаха не самоцель, главное заключается в комплексном и существенном улучшении положения еврейского народа.