У «БЕРЕЗКИ» ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ

У "Березки" еврейские корни

Самый русский ансамбль на самом деле оказался очень даже еврейским 

Семен КИПЕРМАН 

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» — один из своеобразных и прекрасных символов России. Так называемым «русским патриотам», радеющим за национальную чистоту рядов российских мастеров искусств, наверняка не понравится тот факт, что у «Березки» оказались… еврейские корни. Достаточно того, что с 2000 года знаменитый коллектив называется в память о своем создателе и многолетнем руководителе Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С.Надеждиной. Это — псевдоним великого хореографа, настоящая фамилия которой Бруштейн

О Надежде Сергеевне Надеждиной наверняка помнит старшее поколение бывших советских граждан, многие из которых имели счастье видеть удивительные выступления созданного ею танцевального фольклорного ансамбля. Могу причислить себя к счастливчикам, которым повезло попасть на концерт «Берёзки» в Москве и испытать огромное наслаждение.

Надежда Надеждина ( Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе. Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем на идише и общественным деятелем, министром по еврейским делам независимой Литовской республики и депутатом польского сейма. Он трагически погиб в Вильнюсском гетто. Мать Надежды — писательница Александра Яковлевна Бруштейн, автор трилогии «Дорога уходит вдаль…». Отец, Сергей Александрович Бруштейн, был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде и одним из основоположников советской физиотерапии.

С детских лет Надя испытывала тягу к народным танцам, наблюдая и участвуя в них во время ежегодных летних поездок семьи на Каму. Возвращаясь в город, девочка вдохновенно ставила русские танцы со своими школьными подружками. Когда дочь сказала матери, что хочет учиться танцевать, мать, Александра Бруштейн, была недовольна и сказала: «Нет!». Потом, уже менее сурово, добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем.

В 1918 году десятилетней девочкой Надя Бруштейн поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где училась у знаменитых педагогов Я.Вагановой, Г.Легат и А .Моховой. Она могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Девочка была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось,что она не в холодной комнате для занятий, а на поляне, где множество цветов. Надя видела зеленый луг, траву, в которую хотелось упасть лицом…

Надежда Бруштейн ежедневно оттачивала свое мастерство и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. По завершении обучения педагогам стало ясно, что ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись в своем предвидении. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре.

Прибежав домой, Надя радостно воскликнула: «Мамочка, я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда, задумавшись, сказала: «Сбудется, обязательно сбудется!»

Читайте полностью и смотрите фотографии в онлайн-журнале «ИсраГео»

Один комментарий к “У «БЕРЕЗКИ» ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ

  1. Для меня все эти «русские народные танцы» и украинские гопаки такая же фальшивка, как и фамилии руководительниц ансамбля. Народ их не танцует, кроме как со сцены.

    Настоящий фольклор интересен, сама собирала, но он очень отличается от того, что выдают за фольклор.

    В этом смысле балет намного честнее «Бертезки», потому что не выдает себя за народное.

Обсуждение закрыто.