Пинхас Полонский продолжает свои беседы. Он посвящает свое второе выступление двум персонам — Моисею и Аарону, точнее подходам этих людей к строительству Храма. Это является темой двух разделов Торы в книге Шемот: Тырума и Тыцаве. В этих разделах раскрываются два взгляда на то, что было дано нам, евреям, на Синае. В Тыруме рассказывается об устройстве Храма. Это является очень важным для Моисея, так как он заходит в Святая Святых Храма часто и по потребности, когда надо или когда сам захочет для того, чтобы услышать голос Бога, голос Откровения. В Тыцаве же, по существу — у Аарона, в центре рассказа священники, их одежда и жертвоприношения. Почему в этой части уделяется такое внимание одеянию священнослужителей? Для чего вообще нужна одежда?, — спрашивает р. Полонский. Она нужна для создания определенного впечатления о себе, отвечает он. В комментариях к Торе говорится, что одежда священникам нужна для того, чтобы евреи начали искупать свои грехи после впечатления (можно сказать, шока, Е.Л.), вызванного одеждой священников. В этом и есть разность подходов Моисея и Аарона. Аарон озабочен грехами людей, он призывает к их искуплению. Моисей же призывает к возвращению к Богу, возможно, считая сами грехи, в общем, неизбежными для человека. При этом голос Бога, для Моисея, звучит всегда, в ходе обычной жизни. Вся человеческая культура, вся цивилизация, по Моисею, это Божий голос. В Храме Моисея нет священников, потому что пути человека — это пути прямого и непосредственного обращения к Богу. Слово «тшува» имеет два различных значения – раскаяние (современное) и возвращение (первоначальное). Рав Кук настаивает на первоначальном значении слова как возвращении к Богу, так как человек в какое-то время от Бога отвернулся. Именно этим озабочен Моисей, грехи человека его особенно не беспокоят. Однако, с точки зрения Аарона, именно грехи следует искупать людям, для этого есть Храм, а в нем священники, соответственно одетые, плюс воскурения, плюс жертвоприношения — через священников люди обращаются к Богу.
Теперь – о строительстве Храма, нужен ли он нам вообще и зачем? Заповедь построения Храма – это заповедь не зависящая ни от чего бренного. Р. Полонский выступает за восстановление Храма, однако, он за Храм Моисея, не за Храм Аарона. Кто же его построит? Евреи? Тогда они должны взять лопаты и начинать расчищать строительную площадку. Еврейские миллиардеры? Они есть. Тогда они должны перечислить деньги для найма рабочей силы. Мы знаем, что Соломон в свое время нанял финикийских архитекторов и строителей, а материалы для Храма везли со всего обозримого Соломону мира. Или Машиах? Прежде всего – Храм должен быть построен от имени всего еврейского народа. Еврейское государство – Государство Израиль, по мнению р. Полонского, и должно вполне определенно начать выражать волю этого народа. Следует признать, что религиозные сионисты, сами, были не в состоянии создать государство. Именно над этим, над практической работой по созданию государства, и работали нерелигиозные евреи. Теперь пора перейти к следующему этапу строительства государства и, возможно, Храма. Рав Кук дал следующую схему перехода от одного этапа к другому: от Моше бен Йосефа (Саула) к Моше бен Йегуде(Давиду), от Моше бен Йегуды(Давида) к Моше бен Давиду (Соломону). Саул Храм не строит, он ему не нужен, Давид хочет построить Храм, но не может. Может построить Храм лишь Соломон. Развитие государства Израиль, в том числе через поселенческое движение – это путь к строительству Храма. Сейчас Израиль находится на стадии перехода от Саула к Давиду. После создания Государства Израиль и его развития на протяжении определенного периода стала острее ощущаться необходимость строительства Храма. Зачем? Для фиксации, обоснования и показа цели своего существования. В Государстве Израиль ощущается определенный кризис. Мы видим это по сообщениям из Эрец Исраэль и откликам в мире. Нас, евреев, во многом перестали понимать и наши враги (из-за нашей мягкотелости, неопределенности, «левизны», я бы сказал, Е.Л.), но самое главное, нас иногда не понимают и наши друзья. Для преодоления этого кризиса необходима постановка новых, современных и насущных целей и задач. Именно сейчас пришло время сказать, что еврейское государство нужно всему миру для несения, передачи Божьего света, а Храм, после его отстройки, станет инструментом распространения этого света.