О том, что делали для развития образования и культуры земцы и кооператоры на примере Вятского края. И почему они это делали.

Loading

О том, что делали для развития образования и культуры земцы и кооператоры на примере Вятского края. И почему они это делали.

По страницам книг,  журналов и архива.

 

 

 

«Заботясь о распространении образования, мы усердно хлопочем об увеличении числа училищ, теряя из виду, что разумный ход общественного образования зависит не от числа училищ, но от их достоинства. Напрасно думают, что мы страдаем от малого числа средних учебных заведений. Мы больше страдаем от их неудовлетворительности. Мы страдаем не от недостатка людей учившихся, но от изобилия людей недоучившихся и испорченных дурным развитием, от малого числа людей основательно воспитанных и серьезно приготовленных школой к труду и самостоятельной жизни».

«Причины бедности наших гимназий» — «Журнал Министерства народного просвещения», 1863, №10, с.12.

 

«Деятельность науки в ее применении к обогащению человека возрастает с каждым днем. В будущем богатейшим и потому могущественнейшим народом будет тот, у которого при труде будет наиболее знания. Необходимое для обогащения образование не менее того научает и разумному употреблению богатства.

Если правительство не учит, оно должно устрашать. Дело остается за выбором между палачом и школьным учителем.

Для распространения образования недостаточно основывать школы: нужно, кроме того, доставлять народу возможность читать. С этой целью нужно умножить публичные библиотеки. Число публичных библиотек в Швейцарии в 1868 году простиралось до 2.006. Средним числом во всей Швейцарии приходится 1 (одна) библиотека на 1.209 жителей страны».

Лавлей Э. – Народные школы. Их современное положение, относящееся к ним законодательство во всех государствах. СПБ, 1873 – 560с. №29283.

Исходя из сегодняшнего населения города Кирова (474 тысячи жителей), в нем должно быть не менее 395 библиотек.

 

«Всестороннее гармоническое развитие умственных и нравственных сил учащегося, развитие в нем самодеятельности, способности к совершенствованию – вот цели нашей идеальной народной школы».

«Народная школа», 1880, №1, с.25.

 

«В Вятской губернии с 1896/1897 учебного года будет открыта еще 151 школа. Этого, однако, слишком мало для осуществления всеобщего обучения. Ввиду этого, Вятское губернское земское собрание постановило открыть в ближайшем будущем 600 школ и ходатайствовать перед правительством об открытии на государственный счет еще 500 школ в Вятской губернии».

«Русская школа», 1896, № 2, с.206.

 

«Крестьяне Усадской волости Малмыжского уезда Вятской губернии на волостном сходе постановили учредить библиотеку при волостном правлении, для чего ежегодно вносить в раскладку по 25 руб. Аналогичные решения приняты крестьянами Вихаревской волости и села Сюмси Малмыжского уезда».

«Русская школа», 1896, № 3, с.197.

 

«Благодаря устройству народных библиотек, классики и модные или любимые авторы расходятся теперь в сотнях тысяч экземплярах книг в год. Кроме того, среди рабочих, особенно в Великобритании, вырабатывается склонность к составлению и собственных небольших библиотек».

«Русская школа», 1896, № 4, с.215-216.

 

«Общество русских врачей в Петербурге 17 декабря 1885 года приняло следующее заключение, которое было представлено Министру внутренних дел:

1.      Смерть от большинства болезней есть смерь насильственная, а не естественная и зависит от неприятия соответствующих предупредительных мер, указанных наукой и польза которых доказана опытом многочисленных городов и целых стран.

2.      Чрезмерная смертность российского населения низводит его рабочую способность и доводит народное хозяйство до убыточности.

3.      Повышение рабочей способности населения, а с тем вместе и благосостояния и просвещения в нашем отечестве невозможно без уменьшения смертности, а потому уменьшение смертности и ближайшее к тому средство – оздоровление – составляет нашу первую государственную потребность».

«Новое слово», 1896, №9, с.66.

 

Из отчета о вечерних классах при Кукарской школе кружевниц (существовала на средства земства – А.Р.).

«Вечерние классы были открыты в декабре 1896 году. Обучение грамоте девочек вели учителя двухклассного училища В. Волкович и В. Дьяконов. Занятия начинались в 17=00 и продолжались до 21=00 – 21=30.

Обучали Закону Божьему, арифметике, чтению и письму. Захватывающий интерес, с каким относились учащиеся девочки к урокам объяснительного чтения, их возбужденные лица и заметно приподнятый общий тон настроения на этих уроках были лучшим доказательством того, что быстрое наступательное движение, принятое учащимися, как нельзя лучше соответствовали и успешности дела. На уроках девочки проявляли во всей силе присущую им любовь к чистоте и старанию. Главная задача, которую преследовал учитель на уроках русского чтения, это приохотить учениц к книге».

(ГАКО, ф.616, оп.4, д.2, л.166-170).

 

«В 1894 году Вятское губернское земское собрание постановило, по случаю бракосочетания Государя Императора Николая Александровича, учредить особый капитал в 50.000 руб., проценты с которого должны расходоваться на покупку книг с целью раздачи грамотному населению губернии. В 1896 году было роздано 29.660 книг.

С 1894 года, по почину Вятского губернского земства и на его средства, в городах губернии начинают устраиваться народные чтения».

«Русская школа», 1897, №3, с.210.

 

«Книжный склад Вятского губернского земства был открыт в 1894 году, а в 1895 году при складе открыт книжный магазин. В 1895 году склад продал товара на 17.662 руб., а в 1897 году уже на 40.597 руб. При складе открыты отделения:  в  городе Орлове при уездной земской управе, в городе Малмыже при отделении кустарного музея, в городе Елабуге при уездной земской управе, в городе Яранске при отделении кустарного музея, в городе Слободском при народной читальне, в городе Уржуме при народной аудитории и в Холуницком заводе при лавке общества потребителей».

«Русская школа», 1898, № 5-6, с.292.

 

«Особенно плодотворные результаты дала Вятская губернская ткацкая кустарная мастерская, которая ввела среди ткачей употребление улучшенного станка-самолета. С 1894 года в этой мастерской организовано обучение ткачеству из конской и коровьей шерсти. Главный контингент учениц – сельские учительницы, при помощи которых на средства уездных земств устроена целая сеть подобных мастерских в деревнях».

(«Русская мысль», 1898, №8, с.67-95).

 

«В Сарапульском уезде Вятской губернии сельские народные библиотеки открыты, при содействии бывшего Петербургского комитета грамотности, на средства уездного земства и сельских обществ. В Орловском уезде открыто 11 библиотек. В селе Спасском Орловского уезда намечено открытие библиотеки в пожертвованном для этой цели доме».

«Русская школа», 1898, № 9, с.280-281.

 

«В городе Слободском Вятской губернии народная библиотека открыта в 1895 году по приговору (решению) мещанского общества. Теперь число членов библиотечного общества достигло 190 человек. Помещение для библиотеки отведено бесплатно в доме городского общества. В библиотеке 1170 книг. Самые популярные авторы у читателей – Григорович, Толстой, Тургенев, Пушкин и Вальтер Скотт».

«Русская школа», 1898, № 10, с.257.

 

«Мне часто приходилось убеждаться, что бюджет редко, редко превосходит бюджет крестьянина средней руки. Жалование с вознаграждением за уроки пения я получала 350 руб. в год при квартире. Полуграмотный сиделец монопольной винной лавки получает 500-600 руб. в год. Волостной писарь и старшина (первый ученик моего одноклассного училища, более нигде не учившийся) и того больше».

«Русский начальный учитель», 1899, №2, с.31-32.

 

«В городе Сарапуле Вятской губернии первая воскресная школа была открыта 16 декабря 1890 года. Уже через четыре воскресенья, школа имела 168 учеников. Учительницей школы была жена учителя реального училища В.К. Ломан. Средства школы сложились преимущественно из взносов работающих в ней преподавателей».

«Русская школа», 1899, №10, с.39.

 

«В городе Вятке первая женская воскресная школа была открыта 17 октября 1896 года. При открытии ее присутствовали начальник губернии, местный преосвященный и вообще все лица, занимающие видное положение в городе. Преосвященный Алексий сказал трогательное слово, в котором, обращаясь к учителям, между прочим, заметил: «Сплошь и рядом у нас воскресный день отмечается обедами, развлечениями и т.п. Вы избрали его для того, чтобы поделиться своим достоянием с бедняками. И достоянием не материальным, а высшим человеческим благом – знанием. Бог благословит вас за это». Преосвященный выразил уверенность в успехе дела и, при этом, сослался на собственный пример, с удовольствием вспоминая то время, когда он, будучи студентом, занимался в одной из воскресных школ Петербурга. Предсказание преосвященного оправдалось. Воскресная школа пошла так успешно, что вызвала в 1897 году еще двух школ. 12 января 1897 года Вятским уездным земством была открыта мужская школа. Эта школа привлекла около 70 учащихся. Вторая женская школа, открытая тоже уездным земством 9 марта 1897 года на одной из наиболее отдаленных окраин города, в первый же день привлекла 63 учениц.

В городе Елабуге Вятской губернии первая женская воскресная школа была открыта 16 марта 1897 года по инициативе жены инженера О.С. Юрьевой. Однако, дело было поставлено недоброжелателями школы таким образом, что инициаторша вынуждена была отойти в сторону и школа была разрешена местному уездному земству. Другой странный факт состоял в том, что к преподаванию были допущены только лица педагогической профессии. Вообще в наших захолустьях до сих пор возможны такого рода «недоразумения», которым давно уже пора отойти в область преданий».

«Русская школа», 1899, № 11, с.40.

 

«В деревне Филейка Верхосунской волости Глазовского уезда Вятской губернии библиотекой заведует, совершенно бесплатно, местный крестьянин С.П. Дитятин. Библиотека помещается в его избе. Сам библиотекарь прошел трехлетний курс в начальной школе и очень привержен к книге. Он любит читать и прочитанное охотно рассказывает своим однодеревенцам, которых эти рассказы тоже приохотили к чтению. Самой интересной из всех книжек библиотеки является книжка Н. Рубакина «О великих и грозных явлениях природы», которую, несмотря на бережное отношение, деревенские грамотеи совершенно растрепали. Читателей библиотека уже перестает удовлетворять. Многие сетуют, что книг мало. Любопытным последствием деятельности  филейской библиотеки явились коллективные чтения, которые все чаще устраиваются по селам и деревням. Так делает сове маленькое культурное дело эта библиотека, подготавливая почву для создания более солидного народного просветительского учреждения».

«Русская школа», 1899, № 11, с.325-326.

 

«Любопытный тип народных библиотек представляют так называемые общественные библиотеки в Вятской губернии. Как известно, возникли они по почину покойного председателя Вятской губернской земской управы А.П. Батуева. Библиотеки эти, ценой всего 5 руб. каждая, были открыты решительно во всех сельских обществах Вятской губернии (около 3000). Некоторая часть из них, впоследствии, преобразована в обыкновенные народные библиотеки с довольно значительным количеством книг (на 200-400 руб.). Но, большая часть их осталась маленькими библиотечками, лишь отчасти пополняясь как на средства губернских и уездных земств, так и на средства сельских обществ и жертвователей. Преимущество этих библиотек состоит в том, что они сделали доступным известное количество книг решительно всему населению Вятской губернии. Но, эти библиотеки не могут рассматриваться как заменители народных библиотек. В Вятской губернии имеется известное количество настоящих народных библиотек с порядочным книжным собранием и число этих библиотек из года в год возрастает.

Лиц со сколько-нибудь правильным образованием среди библиотекарей немного. Только некоторые из них окончили курс в школе, большинство же – случайные грамотеи. Во всяком случае, библиотечки Вятской губернии выполняют свою культурную работу и можно пожелать им дальнейшего процветания, так как они идут навстречу назревшей в народе потребности в книге, в чтении. Потребность эта проявляется в настоящее время решительно всюду и стоит только в какой-нибудь местности возникнуть одной народной библиотеке, как быстро обнаруживается необходимость учреждения нескольких».

«Русская школа», 1899, № 11, с.350-352.

 

«10 октября 1899 года была открыта женская воскресная школа в Ижевском заводе Вятской губернии. Новая школа привлекла 16 преподавателей и 200 учащихся».

«Русская школа», 1899, № 12, с.25.

 

«В Вятской губернии имеется немало инородческих сельских обществ, которых общественные библиотеки с русскими книгами не могли быть основаны, из-за отсутствия грамотных, умеющих читать по-русски, тогда как, те же инородческие общества дают 206 магометанским школам 5564 учащихся. Вятская губернская земская управа обратилась к правительству с ходатайством о разрешении устроить в этих обществах общеобразовательные инородческие библиотеки. В случае разрешения ходатайства, решительно все сельские общества Вятской губернии будут обладать маленькими библиотеками – пример пока единственный в России».

«Русская школа», 1899, № 12, с.285.

 

«Знание есть прочнейший базис общественного благоденствия»

Джордж Вашингтон.

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.120.

 

«Современное состояние России, как со стороны экономической необеспеченности населения, так и со стороны крайнего его невежества, как со стороны известной неустойчивости наших благих начинаний и пожеланий, так и со стороны громадности предстоящей задачи, заставляет нас думать, что пройдет немало лет, прежде чем повсеместно явится возможность перейти от слов к делу. То есть, ввести всеобщее начальное обучение в России  в сколько-нибудь удовлетворительном виде».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.120.

 

«Школа должна чутко прислушиваться ко всем важнейшим течениям жизни, должна следить за всеми новейшими и существеннейшими условиями и требованиями ее и сообразно с этим направлять умственное, нравственное и физическое развитие учащихся, дабы таким путем положить прочное основание для развития общественной жизни».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.123.

 

«Собор, осудивший раскол 1666-1667 годов, снова поднял вопрос о грамотности, но не о грамотности народа, а лишь о грамотности духовенства. Было сказано так: «Повелеваем, чтобы всякий священник детей своих учил грамоте. Пусть они будут достойны восприятия священства и наследуют церковь и церковное место, а не торгуют ими, предоставляя посвящаться в священники сельским невеждам, из которых иные даже и скота не умеют пасти, не то, что людей. Отсюда и происходят в церкви Божьей мятежи и расколы».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.127.

 

«В 1786 году в Казанской епархии 381 церковный служитель был «неисправен» в чтении, а то и совсем читать по книге, петь и писать не умеющий».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.127-128.

 

«В ограждении различных предписаний правительства от произвольных толкований не может быть принимаемо никаких мер и они, конечно, будут, пока наши сельские обыватели не научатся понимать читаемое».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.148.

 

«Дурно устроенная школа служит могущественным фактором подрыва здоровья и физического развития юношества».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.155.

 

«По почину I съезда земских врачей Вятской губернии в 1874 году, школьная гигиена начинает занимать и другие земства».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.157.

 

«По исследованиям 1895 года 460 земских школ Вятской губернии, земля имелась при 19% школ, полевые участки при 0,32%, а пасеки при 0,14% школ. Земельные участки, в большинстве случаев, были меньше десятины».

«Русская школа», 1900, № 5-6, с.170.

 

«Великая миссия народной школы – учить молодое поколение жить одной общей гражданской жизнью и подчинять свои сравнительно второстепенные племенные интересы великим государственным задачам, равным образом касающимся существенных жизненных потребностей всех граждан, без различия».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.159.

 

«Американский ученый, профессор физики Гриффио писал: «Прожив четыре года в Японии, мы пришли к глубокому убеждению, сто чтение и изучение книг более, чем какая-то другая причина или совокупность таковых, содействовали развитию новейшей цивилизации в этой стране.

Всякий большой город Японии имеет свою печатную историю. Сельские и деревенские хроники записываются и хранятся местными антиквариями, семейные хроники тщательно переписываются из поколения в поколение. Почти всякая провинция имеет свою энциклопедическую историю, почти для всякого большого тракта есть путеводители, в которых описываются знаменитые места и связанные с ними исторические события. Мало народов, которые лучше знали бы свою родную историю. Родители с восторгом учат своих детей преданиям и сказаниям старины. В Японии есть сотни историй родной земли для детей».

В то же время у нас можно назвать две-три более или менее удачных историй России для народа, а историй России для детей мы вовсе не знаем».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.166.

 

 «Американцы всюду, где только можно, заставляют работать силы природы и делают это с редкой смелостью и умением. Новые машины не только изобретаются, но и прилагаются на практике, тогда как другие страны еще только пробуют эти новинки. Развитие техники и применение машин доводит американский труд до такой производительности, которая оставляет далеко позади страны европейской культуры и дает американским предпринимателям возможность назначать рабочему очень высокую зарплату».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.179.

 

«При современной международной конкуренции, невежественный народ не может удержать своего положения ни в отношении своей промышленности, ни в отношении своей политической роли».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.181.

 

«Экономическая ценность одного промышленного гения с избытком покроет издержки на воспитание детей целого города, потому что одна идея, как, например, изобретение Бессемера, увеличила производительность Англии в большей мере, чем работа сотен тысяч людей. Законы же, управляющие рождением гениальных людей, непроницаемы для человеческого разума. Ничто не наносит такого ущерба национальному богатству, как небрежная расточительность, ведущая к тому, что гениальные люди тратят свои силы в самой простой работе».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.182-183.

 

«По расчету австрийского экономиста доктора Раунича, вывоз (экспорт) фабрикатов всякого рода из Японии уже сегодня составляет 23% всего мирового вывоза, тогда как вывоз из России немного превосходит 14%».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.187.

 

«Общее образование важно не только как базис для образования профессионального, но оно важно как самостоятельное средство повышение производительности труда».

«Русская школа», 1900, № 9, с.129.

 

«Возможность голоданий в России объясняется в значительной степени жалким состоянием умственного развития нашего крестьянства и низкой производительностью его труда».

«Русская школа», 1900, №10-11, с.173.

 

«Смертность новорожденных в России объясняется тем обстоятельством, что детей, сейчас же после рождения, начинают кормить кашей, кренделями, коровьим молоком и прочим. Некоторые раскольницы-матери доходят до такого изуверства, что отказывают своим грудным детям в постные дни даже в собственном молоке».

«Русская школа», 1900, № 10-11, с.175.

 

«Пример Америки, где народная школа стала светской еще с конца XVIII века, и Голландии, где народная школа стала светской с 1806 года, показывает, что это обстоятельство не мешает существованию в народе относительно высокой нравственности и религиозности».

«Русская школа», 1900, № 10-11, с.183.

 

«По циркуляру департамента народного просвещения Англии 1891 года, не только обучение в начальных школах должно быть даровое для родителей, но родители не должны нести никаких расходов ни на книги, ни на письменные принадлежности, необходимые для школы».

«Русская школа», 1900, № 10-11, с.209.

 

«Бедность русского народа, будучи в значительной степени результатом его невежества и, проистекающей от этого малой производительности труда, составляет, в свою очередь, серьезную помеху для успешной борьбы с невежеством посредством школы».

«Русская школа», 1900, № 12, с.163.

 

«Невежество и вообще малокультурность русского народа крайне затрудняет управление им и, вообще, регулирование жизни большей части русского крестьянства, нигде в других странах не наблюдающееся».

«Русская школа», 1900, № 12, с.165.

 

«Российский народ, в общем, не имеет настоящего понятия ни в догматах исповедуемой им веры, ни в смысле исполняемых им обрядов. Масса русского народа, вследствие своего невежества, может считаться христианской лишь в смысле усвоения тех или иных внешних форм исповедания христианства».

«Русская школа», 1900, № 12, с.166.

 

«Невежество русского народа и некультурность русского общества вообще, ставят непреодолимые препятствия для развития общественной нравственности, то есть сознания своих обязанностей не только по отношению к близким людям, но и по отношению ко всем гражданам вообще».

«Русская школа», 1900, № 12, с.167.

 

Список книг, изъятых из народных библиотек Малмыжского уезда в декабре 1900 года.

1.      Эрлевейн А. — Иван (Ян) Гус. М., Издательство «Ясная поляна» графа Л.Н. Толстого. 1895.

2.      Рубакин Николай – Силы природы и труд человека. (Крестьяне-самоучки. Очерки. Список полезных и удобопонятных книг). СПБ, 1895.

3.      О беременности, родах и уходе за роженицей. М., 1895.

4.      Морозов М. – Беседы о повальных болезнях. М., 1895.

5.      Рубакин Николай – Силы природы и труд человека. Крестьянское хозяйство и книга. СПБ, 1894.

6.      Коктарский – Об удобрении почв. М., 1893.

7.      Сборник сказок, басен и статей. М., 1896.

8.      Архангельская А.А. Кто выдумал железные дороги. М., 1896.

9.      Федор Григорьевич Волков, учредитель первого народного театра в России. М., издательство И.Д. Сытина. 1896.

10.   Станюкович К. – Две елки. СПБ, 1894.

11.   Как живут люди в Швейцарии. М., 1896.

12.   Толстой Л.Н. – Два старика. СПБ, 1886.

13.   Толстой Л.Н. – Где любовь, там и бог. СПБ, 1886.

14.   Острогорский М. – История России в рассказах. СПБ, 1893.

15.   Павлович – Рассказ из русской истории. СПБ, 1893.

16.   Гейсер – История реформации. М., 1882.

17.   Эрлевейн А. – Христофор Колумб. СПБ, издательство «Ясная поляна» графа Л.Н. Толстого. 1891.

18.   Мунт-Валуева – Нашему юношеству. Рассказы о хороших людях. СПБ, 1892.

19.   Канаев – Замечательный работник. Жизнь башмачника-натуралиста Томаса Эдварда. СПБ, 1884.

20.   Данилевский – Собрание сочинений в девяти томах. СПБ, 1892-1893.

21.   Данилевский – Слобожане (малороссийские рассказы). СПБ, 1894.

22.   Лубенец – Сборник арифметических задач из сельского быта. СПБ, 1893.

23.   Малинин и Буренин – Руководство по алгебре и собрание алгебраических задач. М., 1890.

24.   Страхов – Краткий курс геометрии с практическими примечаниями. СПБ, 1895.

25.   Кенан Дж. – Степная жизнь в Сибири. Странствия между коряками и другими племенами. СПБ, 1871.

26.   Пуцикович – География для народных училищ. СПБ, 1894.

27.   Реклю Э. – Земля. Суша. СПБ, 1878.

28.   Реклю Э. – Земля. Жизнь. СПБ, 1882.

29.   Максимов – Голодовка на Новой Земле. СПБ, 1892.

30.   Бородин – Краткий учебник ботаники. СПБ, издательство Девриена. 1894.

31.   Гориньевский – Заразы и заразные болезни. СПБ, 1893.

32.   Блинов – Земская служба. М., 1897.

33.   Воскресенский – Педагогический календарь для учителей на 1890-1891 год. М., 1890.

34.   Справочная книга для учителей. СПБ, 1892.

35.   Феррар – Жизнь Иисуса Христа. СПБ, 1893.

36.   Круммахер – Притчи. СПБ, 1894.

37.   Чеканский – Полный курс первоначальной арифметики. СПБ, 1871.

38.   Бородин Н. – Весна (русская жизнь и природа для детей). М., 1892.

39.   Указания к устройству читален. СПБ, 1895.

40.   Отчет Государственного контроля об исполнении государственной росписи и финансовых смет за 1893. СПБ, 1894.

41.   Газета «Биржевые ведомости» за второе полугодие 1895 года.

42.   Черепнин Н.П. – Беседы врача о холере. СПБ, 1892.

43.   Какие есть на земле растения и какая от них польза человеку. СПБ, 1895.

44.   Висковат В.А. – Бунт на корабле. М., 1886.

45.   Вормсговер – Через дебри и пустыни (скитания молодого беглеца). СПБ, издательство Ф. Павленкова. 1894.

46.   Наумович И. – Максим-богач, или суд Божий. М., 1895.

47.   Волга-матушка (приходская библиотека). Том 3. СПБ, 1895.

48.   Засидимский П. – Морское дите. М., 1896.

49.   Рассказы о Финляндии и ее жителях. М., 1895.

50.   Евпатий Коловрат. СПБ, 1885.

51.   Захарьин И.Н. – Два рассказа. (Отходчивое сердце. Дядя Гаврилыч). М., 1892.

52.   Фабиола, или древние христиане. М., 1895.

53.   Блинов Николай – Сельская общественная служба. Вятка. 1895.

54.   Горбунов-Посадов И. – Милосердные звери. СПБ, 1891.

55.   Чарский Л.Ф. – Рассказы о хороших людях. Святая Нина, просветительница Грузии.

56.   Свет Божий. Общедоступный курс мировоззрения. СПБ, издательство Ф. Павленкова. 1895.

(ГАКО, ф.716, оп.2, д.162, л.4-6, 16-19, 24-31).

 

«Всякого рода практическая деятельность, в какой бы области она не происходила, требует от работающего, кроме основных теоретических знаний, еще и умения прилагать эти знания в самых разных условиях, которые только могут представиться».

«Техническое образование», 1903, №3, с.17.

 

«В странах старой культуры даже дети школьного возраста не тратят все получаемое ими сразу, а стараются сберечь кое-что для тех или иных будущих потребностей. Для них существую даже специальные школьные сберкассы, в которых собираются сотни тысяч детских сбережений.

Если бы школа могла приучить детей к бережливости и обеспечить знания, достаточные для доставления заработка, то этим самым много лиц в стране было бы спасено от многих страданий и несчастий бедности».

Янжул И.И. – Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПБ, 1904, с.1, 9.

 

«Чрезмерные и без всякого труда достающиеся доходы замедляют технический прогресс и создают для фабрикантов возможность пребывать в ленивой рутине».

«Образование», 1906, №4, с.122.

 

«Свободе и вольностям американского народа никогда и ни на минуту не грозила опасность со стороны законодательной или исполнительной власти.

Когда проезжаешь по широкому американскому Западу, то видишь постоянно фермы в 200 или 300 акров. В каждой из этих ферм имеется просторный дом, окруженный фруктовым садом и лужайками. Здесь растут крепкие, здоровые, бодрые дети фермера, пользуясь хорошей и изобильной пищей. Здесь мы видим умных, полных энергии юношей, готовых обзавестись такой же собственной фермой и заниматься земледелием или же посвятить себя торговому делу в соседнем городе. Если мы поговорим с дочерьми фермера, то увидим, что это начитанные особы, хорошо знакомые с текущей литературой Англии и Америки»

«Образование», 1906, №8, с.96.

«Население Вятской губернии жило изо дня в день в атмосфере своих личных нужд и забот, мало интересуясь вопросами общественной и государственной жизни. День прошел и слава Богу! Вот та формула, в которую выливалась вся жизнь вятского пешехонья.

В высших административных кругах сложилось мнение, что такой спокойной губернией прекрасно может управлять всякий, кого не поставь».

«Образование», 1906, №11, ч.2, с.39.

 

«Люди корыстные для утверждения своей власти и приобретения богатства измыслили, что народ должен быть неученый (Татищев)».

«Просвещение для власти русской бюрократии – все равно, что солнце для снега. Когда солнце слабо, — снег блестит и играет. Когда солнце сильно – тает (Плейер, австрийский посол при русском дворе)».

«Маленькая, но сытая, образованная и свободная Япония, победила огромную, но голодную, темную и бесправную Россию».

«В 1783 году Екатерина II издает указ «О вольных типографиях». Николай Иванович Новиков воспользовался этим указом и учредил «Типографическую компанию», которая чрезвычайно успешно и рационально повела свою культурно-просветительную работу. Компания заводит ряд типографий, широко ставит книгоиздательское дело и завязывает отношения с провинцией. Компания печатала множество хороших и полезных книг – дешевых учебников, научных и образовательных книг. В разных местах были открыты книжные лавки и самим Новиковым. Насколько крупны были обороты Новикова, видно из того, что иным торговцам он отпускал книги десятками тысяч экземпляров.

Кроме того, Новиков устроил аптеку (лучшую в Москве), которая отпускала бедным лекарства бесплатно, больницу для типографских служащих.

Новиков сумел возбудить в русском обществе XVIII века необычайную энергию самодеятельности. Дело Новикова было общественным делом не только по своей сущности, по своим задачам и результатам, но и по своей организации. В этом был залог его успеха, в этом, по условиям того времени, была и причина его гибели.

В феврале 1793 года Екатерина II предписала все конфискованные у Новикова книги предать огню. Было сожжено более 20.000 книг».

«Образование», 1907, №8, с.52, 66-67, 75.

«Разве можно насаждать культуру среди рабов, которыми помыкает всякий, кому не лень? Разве может идти речь о развитии общественной самодеятельности, устройстве всяких коопераций, товариществ и тому подобного, когда во всякого рода общественных начинаниях, прежде всего, отыскивают крамолу и стремление к подрыванию основ?».

Зубрилин А.А. – Улучшение крестьянского хозяйства. Вып.1 Современные условия крестьянского хозяйства и травосеяния. М., 1908.

 

«Дайте России столько народных школ, сколько их в Америке, и она станет первой страной в мире».

                                                  Левассер.

«Для народного учителя», 1909, №19, с.2.

 

«Необходимо всемерно бороться с народным невежеством, как с самым страшным злом, поддерживающим грубость нравов и незнакомство с самыми элементарными условиями гигиены и нормами общественных отношений. Всеобщее распространение образования, но образования правильно и умело поставленного, должно быть признано одним из средств, способствующих оздоровлению населения в нервно-психическом отношении.

Значение экономических условий в развитии нервных и душевных болезней переоценить трудно».

Бехтерев В.М. – Вопросы душевного здоровья у населения России – «Вестник Европы», 1910, №9, с.304.

« По выражению М. Дьюи, вся техника до тонкостей обдуманного библиотечного дела приспособлена для единственной цели. Эта цель —  сделать хорошие книги доступными возможно большему числу читателей, возможно дешевым способом.

Америка создала тип общественной «народной» библиотеки в полном смысле этого слова, как ее там и называют: «Библиотека народа, созданная силами народа для того же народа».

В частной деятельности американцев в библиотечной области доминируют два принципа – самодеятельность и кооперация. Первый вызывает библиотеку к жизни. Второй – приспособляет ее наилучшим образом для жизни совместным обсуждением вопросов и коллективным проведением в жизнь продуманного и намеченного».

Чарнолуская Е. – Общественные библиотеки в Америке. СПБ, 1911, с.3, 32.

 

«Мы заехали в сельскую школу Торделюндского общества. Классная комната очень большая и светлая. Все стены увешаны картинами и изображениями историческими, географическими, из естественной истории и по сельскому хозяйству. Полы не крашены, но смазаны маслом, как вообще принято в Дании. Парты не окрашенные, очень чистые, просторные, годные для взрослых. Учение в школе производится по 6 часов в день. Мальчики и девочки учатся в возрасте от 6 до 14 лет. Учитель один. Квартира у него обставлена как у нашего помещика средней руки: 4 комнаты внизу, две комнаты в мезонине, кухня, прихожая, балкон, цветник, сад и парк. Жалованье – 1500 рублей в год (у нас в России, в то время, среднее жалованье у учителя редко превышало 400 рублей в год).

Дания для нас представляется страной, где крестьяне устроены идеально. Здесь нет бедных, нет нищих, нет пьяных, нет воров».

Ивашкевич О.И. – По Германии, Дании и Швеции. Путевые наброски. М., 1911.

 

 «О снабжении земских школ Орловского уездного земства Вятской губернии пятирублевыми аптечками».

«Школа и жизнь», 1912, № 3, с.3.

 

«Вятское губернское по земским и городским делам присутствие исключило из сметы Глазовского уездного земства на 1912 год расходы на покупку книг для внеклассного чтения на сумму 3000 руб. и расходы на пособие магометанским школам в сумме 800 руб.».

«Школа и жизнь», 1912, № 5, с.5.

 

«Начальница женской гимназии в городе Слободском Вятской губернии проявляет особую энергию по части преследования своих воспитанниц. Так, она не разрешила им участвовать в духовном концерте с воспитанницами епархиального училища. За участие некоторых учениц в хоре певчих по отпеванию частного лица, одна гимназистка 7-го класса уволена, а остальным «обещано» понижение балла за поведение. Ее последнее распоряжение — вычеркнуть из списка 60 человек родственников гимназисток, приглашенных на вечер в гимназию.

В Вятской женской гимназии ученица 7-го класса от сильного мозгового напряжения сошла с ума. Во время урока она все время продолжала твердить стихи и повторять выученный урок».

«Школа и жизнь», 1912, №12, с.3.

 

«Нолинское уездное земское собрание Вятской губернии отпустило 1500 руб. на устройство педагогических курсов в Нолинске».

«Школа и жизнь», 1913, № 3, с.5.

 

«Каждый строй материальной культуры требует соответствующего уровня умственного развития и просвещения народа, а также соответствующих форм общественной жизни. Промышленный прогресс требует свободы для личной инициативы и для общественной самодеятельности.

Попытки общественной самодеятельности и инициативы всегда встречали у нас весьма враждебные отношения со стороны государственной власти.

Прогресс современных культурных государств, все успехи их в самых различных областях жизни и мысли в весьма значительной степени обязаны существующему там широкому простору для развития общественной инициативы и самодеятельности граждан».

«Северные записки», 1913, №4, с.152 и №5, с.292-293.

 

 «В городе Вятке закончились курсы графической грамотности».

 «Школа и жизнь», 1913, № 28, с.4.

 

«В городе Малмыже Вятской губернии 15 июля 1913 года открылись месячные специальные курсы сокольской гимнастики и детских игр, организованные за счет уездного земства. Преподавателем сокольской гимнастики приглашен учитель Казанской гимназии К.К. Шульц. Слушателей – 30 человек».

«Школа и жизнь», 1913, № 30, с.3.

 

 «В городе Вятке на 75 вакансий в реальном училище конкурировало 170 человек, а в мужской гимназии на 40 вакансий – 82 человека».

«Школа и жизнь», 1913, № 34, с.2-3.

 

«В городе Малмыже Вятской губернии 13 августа 1913 года скончался профессор Московского археологического института Стефан Кирович Кузнецов. Библиотека Томского университета, где он проработал 18 лет в должности библиотекаря, много обязана труду его, как библиографа, страстного ценителя и любителя книг».

«Школа и жизнь», 1913, № 36, с.3.

 

«О библиотеках-читальнях в селах Вятского уезда Вятской губернии».

«Школа и жизнь», 1913, № 40, с.3.

 

«Слободское земское собрание Вятской губернии отпустило 500 руб. на устройство школьных столовых и 1500 руб. на пополнение учительских и ученических библиотек в земских школах».

«Школа и жизнь», 1913, № 41, с.3.

 

«В Орловском земском собрании Вятской губернии обсуждался вопрос о слишком частом переходе учителей из одного училища в другое. Поднят, также, вопрос о выступлении с инициативой по составлению учебника по родиноведению для народных училищ Вятской губернии».

«Школа и жизнь», 1913, № 43, с.3.

 

«Согласно подворной переписи 1912 года в Вятской губернии было около 1,5 млн. неграмотных».

«Школа и жизнь», 1913, № 45, с.4.

 

«Малмыжское земское собрание Вятской губернии отпустило на организацию курсов сокольской гимнастики в 1914 году 800 руб.».

«Школа и жизнь», 1913, № 46, с.4.

 

 «25 декабря 1913 года в селе Суна  Нолинского уезда Вятской губернии скончалась от туберкулеза учительница Ольга Александровна Блинова. За время своей четырехлетней работы в земской школе она успела завоевать любовь детей и расположение родителей. Покойной было всего 24 года».

«Школа и жизнь», 1914, № 2, с.12.

 

 «3 января 1914 года в городе Малмыже Вятской губернии скончался делопроизводитель уездной управы по школьному столу Петр Григорьевич Ситников. Сам бывший учитель, он был горячо предан учительскому делу, а народные учителя всегда находили в нем опытного и сердечного руководителя в делах школы».

«Школа и жизнь», 1914, № 5, с.5-6.

 

«Законоучитель Кувшинской церковно-приходской школы Вятской губернии священник У-ий избил ученика М. Камаева. Мальчик кое-как вырвался из рук законоучителя и убежал домой (полторы версты) без шапки и верхней одежды».

«Школа и жизнь», 1914, № 5, с.13.

 

 «В Сарапульском уезде Вятской губернии произведен ряд обысков среди учителей и в помещениях кооперативов. Уволен учитель Красильников».

«Школа и жизнь», 1914, № 7, с.14.

 

 «Теория и цифры (о расходах земств на образование). Заметно выделялось Вятское губернское земство, которое по объемам расходов на образование отставало в России только от Пермского и Полтавского земств».

«Школа и жизнь», 1914, № 10, с.6-7.

 

 «Вятский губернатор приостановил действие Постановления губернского земского собрания об ассигновании 500 руб. на выписку трудов съезда деятелей по народному образованию».

«Школа и жизнь», 1914, № 14, с.10.

 

«Скончавшаяся в Петербурге  27 марта 1914 года княгиня Елена Михайловна Барятинская завещала все свое состояние в пользу студентов, в том числе свыше 1.000.000 руб. на учреждение санатория для учащейся университетской молодежи».

«Школа и жизнь», 1914, № 14, с.11.

 

«Вятский губернатор не разрешил Орловской земской кассе мелкого кредита устройство в кооперативах лекций и бесед по кооперации. Губернатор, также, не разрешил Уржумской уездной земской управе устройство чтений и бесед по кооперации и лекций на сельскохозяйственных курсах в Уржуме».

«Школа и жизнь», 1914, № 15, с.11.

 

«О решении Вятского губернского земского собрания об ассигнованиях на содержание «Батуевских библиотек» и на проведение народных чтений и строительство народных домов».

«Школа и жизнь», 1914, № 17, с.7.

 

«Учитель, сообщающий только знания – ремесленник. Учитель, образующий характер — художник (из мыслей венского профессора Ферстера)».

«Школа и жизнь», 1914, № 18, с.1.

 

 «В городе Слободском Вятской губернии учительница русского языка местной гимназии госпожа Смолина, недовольная ответом ученицы Овечкиной, накинулась на нее с такой жестокой бранью, что ученица лишилась чувств. На шум сбежались другие педагоги и начальница гимназии госпожа Толкачева. С великим трудом они успокоили расходившуюся учительницу и привели в чувство ученицу».

«Школа и жизнь», 1914, № 21, с.8.

 

 «Вятский губернатор не разрешил устройство в городе Уржуме курсов по кооперации без всякой мотивировки».

«Школа и жизнь», 1914, № 23, с.9.

 

«Вятский губернатор приостановил исполнение Постановления Глазовской городской думы об ассигновании 1000 руб. в пособие земству на постройку Народного Дома в городе Глазове».

«Школа и жизнь», 1914, № 25, с.9.

 

«Слободское чрезвычайное уездное земское собрание Вятской губернии единогласно постановило признать, что Распоряжение Министерства народного просвещения о новом порядке допущения и назначения учителей нарушает права земства. Собрание уполномочило управу на обжалование этого распоряжения в Сенат».

«Школа и жизнь», 1914, № 26, с.8.

 

 «Орловское уездное экстренное земское собрание Вятской губернии постановило признать желательным участие Орловского земства в книгоиздательском земском товариществе России и вступление в товарищество на правах вкладчика».

«Школа и жизнь», 1914, № 28, с.8.

 

«На состоявшемся 15 июня 1914 года общем собрании членов кредитного товарищества села Вожгалы Вятской губернии решено устроить чтения по кооперации и открыть кооперативную библиотеку».

«Школа и жизнь», 1914, № 28, с.9.

 

«Больше года деятельность вятских земств по открытию народных библиотек-читален была приостановлена по внешним обстоятельствам. В настоящее время библиотеки начинают постепенно открываться.

В Таганроге, по предложению инспектора народных училищ, комитет попечительства о народной трезвости изъял из своих библиотек сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина».

«Школа и жизнь», 1914, № 29, с.10.

 

 «Вятское экстренное губернское земское собрание разрешило Сарапульскому уездному земству просимую ссуду в размере 45.000 руб. на постройку трех народных домов. Собрание дало свое согласие Сарапульскому уездному земству на заем 60.000 руб. для постройки земского дома в Сарапуле».

«Школа и жизнь», 1914, № 30, с.11.

 

«В городе Вятке открылся первый в губернии учительский институт».

«Школа и жизнь», 1914, № 33, с.7.

 

«Совет Вятского епархиального женского училища не может примириться с мыслью, что здание училища отдается под военный госпиталь и шлет в управу одно отношение за другим».

«Школа и жизнь», 1914, № 34, с.7.

 

 «Министерство народного просвещения разрешило возобновить занятия в немецких школах России при условии преподавания на русском языке».

«Школа и жизнь», 1914, № 35, с.9.

 

«Кредитное товарищество села Вожгалы Вятской губернии отпустило 150 руб. на открытие библиотеки и постановило устроить чтения по кооперации».

«Школа и жизнь», 1914, № 36, с.9.

 

 «15 сентября 1914 года Министр народного просвещения Л.А. Кассо утвердил первую женщину в России М.А. Островскую в должности приват-доцента по кафедре русской истории историко-филологического факультета Петроградского университета».

«Школа и жизнь», 1914, № 38, с.7.

 

«Педагогический персонал Вятской мужской гимназии принял решение отчислять на военные нужды от 2 до 4% жалованья».

«Школа и жизнь», 1914, № 39, с.5.

 

«В городе Вятке здания 1-го и 2-го высших начальных училищ все еще заняты запасными военного ведомства. О начале занятий ничего не известно».

«Школа и жизнь», 1914, № 39, с.8.

 

«В городе Вятке учащиеся 1-й мужской гимназии решили вносить ежемесячно на содержание 11 коек лазарета открытого в здании гимназии по 125 руб.».

«Школа и жизнь», 1914, № 40, с.8.

 

«Слободское уездное земское собрание Вятской губернии постановило поощрить учительниц начальных школ Домрачеву, Ашихмину, Ардашеву, Постникову и Лобачеву за их 25-летнюю службу в размере по 150 руб. каждой. Возбуждено ходатайство о постановке в Слободском женском земском училище портрета бывшей учительницы Бобровской по случаю 30-летия ее службы в училище. Решено открыть 15 районных библиотек-читален, в том числе в городе Слободском и селах Нагорском, Косино и Лекма. Общая смета по внешкольному образованию утверждена в сумме 5254 руб.».

«Школа и жизнь», 1914, № 42, с.6.

 

«В городе Вятке фонд епархиальной библиотеки-читальни на 1 января 1914 года составлял 12853 книги. В фонде представлены книги Тургенева, Толстого, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чарской и Майн Рида».

«Школа и жизнь», 1914, № 42, с.9.

 

«Выступая в Елабужском уездном земском собрании Вятской губернии, священник Н.Н. Блинов сказал, что вся деятельность законоучителей сводится к получению жалованья.

Котельническое уездное земское собрание постановило открыть высшие начальные училища в селах Сорвижи и Даровское.

Малмыжское уездное земское собрание постановило открыть двухмесячные курсы по сельскому хозяйству в Малмыже и Вавоже, по скотоводству, маслоделию и кормодобыванию при Успенском сельскохозяйственном обществе, по садоводству в Малмыже и по льноводству в уезде».

«Школа и жизнь», 1914, № 45, с.6.

 

 «В городе Вятке общество содействия народному образованию открыло детский сад, устроило бесплатную детскую площадку в Загородном саду с горячими завтраками для беднейших учеников и организовало 49 экскурсий школьников по научным и промышленным учреждениям города. Во время экскурсий объяснения давали заведующие учреждениями. Только местный художественный кружок не откликнулся на просьбу правления общества».

«Школа и жизнь», 1914, № 44, с.9.

 

«В Императорском Вольном экономическом обществе образован книжный отдел для снабжения госпиталей библиотеками».

«Школа и жизнь», 1914, № 46, с.10.

 

«Вятская уездная земская управа обратилась к учителям начальных школ по вопросу о школьных столовых. Управа просит обратить серьезное внимание на их организацию. На организацию школьных завтраков земство ассигновало 1.000 руб.».

«Школа и жизнь», 1915, № 3, с.10.

 

«России недостает именно таких интеллигентов, которые умеют не только рассуждать о жизни, а творить жизнь, активно участвовать в коллективном строительстве сложной жизни страны. Недостает граждан, состоящих из трудящихся мыслителей и из мыслящих труженников».

«Русская школа», 1915, №4, с.89.

«Школьная кооперация (первый школьный кооператив был создан в Шадринске)».

«Школа и жизнь», 1915, № 7, с.1-2.

 

«В селе Верхосунье Глазовского уезда Вятской губернии с 17 февраля по 15 марта 1915 года проходили курсы по скотоводству, молочному хозяйству и кормодобыванию для взрослого населения».

«Школа и жизнь», 1915, № 8, с.9.

 

«22 марта 1915 года исполнилось 35 лет педагогической деятельности учителя 1-го Вятского высшего начального училища Виктора Карловича Крюгера, одного из старейших учителей Вятской губернии. Крюгер принимал участие в Балканской освободительной войне в качестве добровольца. С 1891 года служил в Вятской губернии».

«Школа и жизнь», 1915, № 13, с.12.

 

 «Вятская губернская земская управа для разработки проекта типовых школьных зданий просит уездные управы сообщить свое мнение по следующим вопросам:

1.      На какое количество учеников по условиям уезда требуется устраивать общежития при 1, 2, 3, 4, 5 и 6 комплектных школах.

2.      Какую площадь пола и кубического содержания воздуха на каждого ученика живущего в общежитии, уездная управа считает нормальным».

«Школа и жизнь», 1915, № 17, с.3-4.

 

«Семейные учителя (по данным всероссийской школьной переписи 1911 года). В Вятской губернии было 53, 0% семейных учителей».

«Школа и жизнь», 1915, № 18, с.1-4.

 

«В Черемисском Туреке Уржумского уезда Вятской губернии состоялось общее собрание членов кредитного общества. Обсуждалась постройка Народного дома, который должен иметь аудиторию на 500 человек, чайную-столовую, библиотеку-читальню, помещение для потребительской лавки, комнаты для музея».

«Школа и жизнь», 1915, № 23, с.8.

 

«Надо уметь быть организованными и уметь совместно действовать. Этого качества у нас нет. Мы индивидуалисты. У нас нет навыков в совместной деятельности. Наша история последнего времени, уклад нашей жизни не содействовали у нас развитию этих качеств.

Ведь творцом в жизни являются не железные дороги, не банки, а зиждительный дух человека.

Человек, окрыляемый этим духом, творит новые формы жизни.

У нас желали могильной тишины, среди которой должны были жить маленькие люди и квакали, только квакали, как лягушки в болоте.

У нас боялись сильной, яркой мысли, стальной энергии. Таких непоседливых, беспокойных людей у нас не любили, не давали дорогу.

Больно, тяжело за нашу землю, за наше население, понуро ходящее по земле.

Мы не привили широким слоям нашего населения жажды творения, желания работать, сознания чувства долго перед страной и родиной. А нашу молодежь мы держим в апатии и не зажигаем в ней жажды творения.

Мы дух творения не только не возжигали, а угашали. И вот результат.

У нас везде барьеры и заборы, везде препятствия, препоны. Этим самым мы отбивали охоту творить, ярко, вдохновенно работать».

Озеров И.Х. – «Новая Россия». Петроград, 1916.

 

«Счастье ребенка в будущем, приготовленным его собственными благородными усилиями, под руководством великодушных наставников, счастье, путь приобретения которого нелегок, но не требует непосильных, а, главное ненужных жертв.

Мы даем название «ученый» того типа людям, которые сознают, что эксперимент – лишь средство, ведущее человека к отысканию глубокой правды жизни, к разоблачению ее восхитительных тайн.

Ученый – это человек, ощутивший в себе любовь к тайнам природы, — любовь настолько страстную, что она уничтожает в нем мысль о своем «я».

«Русская школа», 1916, №1, с.41, 43.

 

 «Малмыжским уездным земством Вятской губернии еще в первых числах ноября 1915 года были предприняты шаги по устройству народных чтений по всему уезду, для чего были сорганизованы кружки из интеллигентных сил. В настоящее время этими кружками уже повсеместно устраиваются чтения».

«Школа и жизнь», 1916, № 2, с.9.

 

«В селе Верховском Орловского уезда Вятской губернии состоялись трехнедельные курсы по животноводству устроенные Орловским уездным земством. Все курсисты крестьяне, за исключением одной слушательницы – жены священника. Любопытно, что жена священника слушала курсы вместе со своей неграмотной кухаркой».

«Школа и жизнь», 1916, № 2, с.9.

 

«В селе Шалегово Орловского уезда Вятской губернии 26 февраля 1915 года открылась библиотека-читальня. За время с 26 февраля 1915  по 15 марта 1916 года библиотекой было выдано более 1500 книг. Отмечено, что подбор книг библиотеки очень удачен».

«Школа и жизнь», 1916, № 3, с.9.

 

«В селе Токтайбеляк Уржумского уезда Вятской губернии состоялось районное совещание потребительских обществ, которое постановило:

1.      В связи с интересом населения к ходу военных событий, признать необходимым устройство при потребительских обществах читален с выдачей книг, журналов и газет, для чего подыскать соответствующие помещения.

2.      Просить Уржумское уездное земство выписывать в таковые читальни газеты и журналы и давать во временное пользование комплекты книг из земских библиотек.

3.      Внести на предстоящее собрание предложение об ассигновании необходимой суммы на выписку газет и журналов.

4.      Необходимо, чтобы потребительские общества приняли живейшее участие в устройстве народных чтений».

«Школа и жизнь», 1916, № 6, с.8.

 

 «В Вятской губернской публичной библиотеке им. Императора Николая I за 78 лет ее существования книжные богатства возросли с 673 названий при 1516 томах до 20.082 названий при 49.600 томах. Число ее подписчиков, берущих книги на дом, с 40 человек в 1848 году (до этого подписчиков вообще не было) возросло в настоящее время до 927 человек в год. Число читателей, пользующихся книгами бесплатно в помещении библиотеки, возросло до 7.560 человек в год, причем образовалось постоянное ядро подписчиков, состав которого определяется от 282 до 428 человек в месяц для берущих книги на дом, и от 582 до 877 человек для посетителей читального зала. Общее количество книг, выданных на дом, за 1914 год было 18.965, а за 1915 год (по 1 декабря) 26.853».

«Школа и жизнь», 1916, № 7, с.9.

 

«Уржумское уездное земское собрание Вятской губернии, исходя из того, что просветительские мероприятия не получили в Уржумском земстве должного развития только из-за недостатка местных средств, постановило возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения о назначении земству средств:

1.      На дошкольное воспитание и обучение детей – 5000 руб.

2.      На организацию школ и уроков для взрослых и подростков – 3000 руб.

3.      На устройство образовательных развлечений в виде спектаклей и чтений – 1000 руб.».

«Школа и жизнь», 1916, № 10, с.5-6.

 

«В городе Вятке ученики 4-го класса технического училища посетили Мастерскую учебных пособий и отделения этой мастерской, где сосредоточено стеклодувное производство и производство изделий из папье-маше. Ученики 2-го класса училища осмотрели фабрику Братьев Кирьяновых, где им были показаны выделываемые на фабрики пчеловодные принадлежности».

«Школа и жизнь», 1916, № 10, с.6.

 

«В Орловском уезде Вятской губернии земские школы очень холодны. Оказалось, что при окончательной приемке новых школ от подрядчика комиссией из члена управы, инспектора и инженера составлялись два акта. Один, для представления в Министерство, давшее субсидию на постройку школы, а в другом, называемый техническим, описывались все недочеты постройки. В первом акте по просьбе члена управы писалось, что все обстоит благополучно и никаких неисправностей не обнаружено. Именно этот акт, подписанный инженером и инспектором народных училищ, и отправлялся в Министерство».

«Школа и жизнь», 1916, № 11, с.8.

 

«В городе Вятке учащиеся выпускного класса коммерческого училища во время экскурсии осмотрели деревообделочный завод с центральной силовой станцией электрической передачи энергии. Этот завод находится на берегу Вятки в 10 верстах от города. Кроме того, был осмотрен находящийся рядом черепичный завод Министерства земледелия. Заведующий заводом любезно познакомил экскурсантов со всем производством и подарил для училища коллекцию черепицы и материалов для ее производства».

«Школа и жизнь», 1916, № 13, с.10.

 

«Председатель Нолинской уездной земской управы С.А. Вихарев 11 января 1916 года явился пьяный в Талоключинскую земскую школу в 11 часов вечера с бутылкой спирта.

После тщетных попыток ухаживанья с предложением самого неприличного и оскорбительного свойства, господин Вихарев, получив резкий отпор и замечания, пришел в состояние крайнего раздражения, позволяя себе громко выражаться неприличными словами. В раздражении он даже сломал несколько стульев. Он кричал: «Я хозяин школы, здесь все мое».

«Школа и жизнь», 1916, № 13, с.10.

 

«Местное общество и родители учеников реального училища в городе Уржуме Вятской губернии крайне возмущены неслыханно грубой выходкой законоучителя и классного наставника священника М. Зороастрова, обругавшего, в сильно повышенном тоне, весь 4-й класс «подлецами» и «мерзавцами».

«Школа и жизнь», 1916, № 15, с.8.

 

 «Слободское уездное земское собрание Вятской губернии постановило:

1.      Уполномочить управу ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о назначении единовременного пособия на открытие в Слободском уезде 25 новых пунктов народных чтений.

2.      Признать необходимым устройство профессиональных курсов для увечных воинов, вернувшихся с фронта, не в городе Слободском, а в городе Вятке, в Доме инвалидов».

«Школа и жизнь», 1916, № 18, с.6.

 

«В городе Уржуме Вятской губернии устроены двухнедельные счетоводные курсы по программе, выработанной губернским совещанием инструкторов по кооперации».

«Школа и жизнь», 1916, № 18, с.9.

 

 «В городе Глазове Вятской губернии состоялось учредительное собрание общества содействия внешкольному образованию. Цель – воспитание народных масс путем открытия библиотек, организации книжных складов и лавок, устройства бесед, спектаклей, чтений, курсов и экскурсий».

«Школа и жизнь», 1916, № 19, с.7.

 

«Вятское губернское земское собрание приняло принципиальное постановление о субсидировании земских торговых школ, по одной в каждом уезде, в размере 3000 руб. в год на каждую, и поручило управе внести в проект сметы 1917 года 3000 руб. на пособие Орловской торговой школе».

«Школа и жизнь», 1916, № 20, с.7.

 

«В городе Вятке с 25 мая по 24 июня 1916 года состоятся церковно-певческие курсы, организованные правлением Вятского церковно-певческого общества. Руководителем курсов приглашен композитор А.В. Никольский из Москвы. На курсах будут преподаваться:

1.      Теория и гармония музыки.

2.      История церковного и школьно-светского пения.

3.      Методика школьного пения.

4.      Хоровое церковное и светское пение.

«Школа и жизнь», 1916, № 21, с.7.

 

«В городе Вятке учащиеся средних учебных заведений совершили ряд экскурсий для ознакомления с местными историческими памятниками и некоторыми заводами. Осмотрены древлехранилище епархии, соборы, свечной завод, метеорологическая станция, холодильник».

«Школа и жизнь», 1916, № 25, с.13.

 

«В сельской библиотеке Вятской губернии (очень интересное исследование библиотекаря С. Шкляевой – А.Р.)».

«Школа и жизнь», 1916, № 27, с.5-6.

 

«Сельский сход деревни Грученки Вожгальской волости Вятского уезда Вятской губернии, по предложению члена Государственной Думы С.А. Калинина, постановил признать необходимым открытие в селе Вожгалы реального училища».

«Школа и жизнь», 1916, № 30, с.9.

 

 «О переводе Вятского земского сиротского дома в имение Соколовка».

«Школа и жизнь», 1917, № 1, с.9.

 

«По данным Министерства народного просвещения в Вятской губернии к 1 января 1915 года числилось 362.148 человек детей школьного возраста, а училось в школах всех ведомств – 189.837 детей, то есть 52,4%. Учителей в губернии было 5.687 человек».

«Школа и жизнь», 1917, № 2, с.10.

 

«Вятское губернское земское собрание постановило ассигновать:

1.      На каждую вновь открываемую районную библиотеку по 175 руб.

2.      На каждую существующую библиотеку по 565 руб.

3.      На Вятскую публичную библиотеку – 1000 руб.

4.      На передвижные библиотеки Елабужского уезда по 300 руб.

5.      На библиотеки, организуемые уездными земствами, по 500 руб.

6.      По 1500 руб. пособия уездным земствам для занятий с взрослыми.

7.      1100 руб. на содержание театральных библиотек.

8.      1250 руб. на содержание музеев.

9.      10.000 руб. на постройку народных домов.

Принято решение возбудить ходатайство перед Министерством народного образования о пособии в размере 30.000 руб. на вечерние занятия с взрослыми».

«Школа и жизнь», 1917, № 4-5, с.6.

 

«Орловское уездное земское собрание Вятской губернии постановило:

1.      Принять выработанную совещанием заведующих внешкольным образованием при губернской управе норму содержания народных библиотек в сумме 1130 руб. в год с увеличением жалованья библиотекарям до 480 руб. в год.

2.      Назначить на содержание существующих 29 библиотек 32.770 руб.

3.      Назначить на содержание новых районных библиотек, которые будут открыты в 1917 году 10010 руб.

4.      На организацию 38 «сумочных» библиотек внести в смету 1917 года 380 руб.

5.      Просить губернское земство о разрешении на организацию книжной торговли при районных библиотеках.

«Школа и жизнь», 1917, № 4-5, с.10.

 

«Вятское губернское земское собрание в чрезвычайной сессии 19 марта 1917 года постановило заложить капитал имени отрекшегося Императора Николая II и капитал для раздачи книг грамотному населению губернии по номинальной стоимости в 250.000 руб.

Полученной от заклада сумме Собрание дало следующее назначение:

1.      На издание крестьянской земской газеты – 15.000 руб.

2.      На издание брошюр и листовок – 20.000 руб.

3.      На организацию справочно-лекционного бюро – 20.000 руб.

4.      На организацию курсов по обществоведению для учащихся – 20.000 руб.

Согласно Постановлению Собрания с 3 по 8 апреля 1917 года в городе Вятке были организованы курсы по обществоведению».

«Школа и жизнь», 1917, № 18-19, с.3-4.

 

И что произошло после 1917 года…

 

«Культурное развитие страны может протекать нормально и двигаться вперед лишь в случае, если, наряду с продвижением элементарной культуры и элементарного образования в самые широкие слои населения, будут концентрически расширятся и группы организаторов средней и высшей квалификации, и если страна будет участвовать в мировом движении науки и техники.

Вся работа страны должна осуществляться на строго научной основе. Условием развития науки является децентрализация ее. Научная работа должна опираться на весь предшествующий опыт и быть в тесной связи с современной научной мыслью. Это относится и к любой практической деятельности, которая тоже должна базироваться на научной основе.

Однако, оплата труда не соответствует квалификации работников библиотек, что является серьезной угрозой снижения качества их работы».

Из тезисов доклада Константина Владимировича Дрягина, директора Вятской публичной библиотеки им. А.И. Герцена от 27 августа 1927 года.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.2174, л.28).

 

Это тоже одна из главных причин того, что у нас тормозится модернизация…

 

 

 

 

                                       Александр Рашковский, краевед 14 июля 2012 года.