Иннокентий Иванов. Реализм — скука смертная

Иннокентий Иванов. Реализм — скука смертная

Кто-то наверняка скажет: дескать, лучшие литературные произведения — вечная классика — это реализм чистой воды. Вы реально думаете, что существуют в жизни такой Раскольников и такой Порфирий Петрович? Или такой Пьер Безухов и такая Наташа Ростова? Или такая Анна Каренина и такой Вронский? Нет в них ничего реального. Таких в жизни не встретишь. Убийца старушек в реальности не задается вопросом — тварь ли он дрожащая  или право имеет.

Не бывает таких красивых измен, как у Анны Карениной, и таких наивных очкариков, как посвящаемый в масоны Пьер Безухов. Они — выдумка. Не в том смысле, что родились в мозгу гениальных писателей, а в том, что они наделены сонмом качеств, которые не встречаются в реальной жизни в одном отдельном персонаже. Реальность ведь почти всегда скучна. Примитивна. Неинтересна.

Интересно только то, что загадочно, таинственно, окутано мистикой. А что такое мистика? Это — не реализм. Это — противостояние реализму, это — приговор ему. Почему детектив — самый популярный литературный жанр? Потому что там есть неизвестность, необъяснимость, тайна, которую надо разгадать.

[Из Википедии: «А зори здесь тихие…» — художественное произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. По словам автора, повесть основана на действительно произошедшем эпизоде войны, когда семеро солдат (мужчин), после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке.

«И я [писатель] подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было.

Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». Однако, как отмечали критики, ради «романтики» Васильев начисто переписал реальную историю, географию, тактику войск в обороне и тому подобную прозу, мешающую жертвенной героике».]

Источник : газета «Вечерний Санкт-Петербург» № 16 (861), Иннокентий Иванов, Википедия, Борис Васильев.

Добавить комментарий